Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 октября 2019 г. N Ф03-4187/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
23 июля 2019 г. |
А73-4237/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: Ивановой Т.И.;
от Министерства финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерство финансов Хабаровского края
на решение от 22.05.2019 по делу N А73-4237/2019
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Степиной С.Д.,
по иску Администрации города Хабаровска
к Министерству финансов Хабаровского края
о взыскании 5 889 074,1 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее - министерство) о взыскании убытков размере 5 889 074,1 руб., понесенных истцом при исполнении судебных актов о предоставлении жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, по исполнительным производствам от 03.10.2017 N 74750/17/27001-ИП и от 15.02.2018 N 22626/18/27001-ИП.
Решением суда от 22.05.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, министерство обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, принятом при неправильном применении норм материального права, неполным выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просило его отменить.
По мнению апеллянта, обеспечение нуждающихся в жилом помещении граждан во исполнение судебных решений отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, обеспечение не предполагает в обязательном порядке приобретение жилья. Также указывает, что суд принял решение в отношении лица, не привлеченного к участию в деле.
В заседании апелляционного суда представитель министерства на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель администрации в ходе рассмотрения спора, а также в представленном отзыве на жалобу, выразил несогласие с доводами апеллянта, просил оставить решение суда без изменений.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно решению Центрального районного суда г. Хабаровска от 18.10.2017 по делу N 2-4335/2017, апелляционному определению Хабаровского краевого суда от 12.01.2018 по делу N 33-265/2018 на администрацию города Хабаровска возложена обязанность предоставить Автоменко Наталье Анатольевне, имеющей ребенка-инвалида, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 36 кв. м
Также решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 01.02.2017 по делу N 2-917/2017 Администрация города Хабаровска обязана предоставить Сергеевой Оксане Сергеевне вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г. Хабаровска.
Во исполнение данных судебных актов администрация приобрела и предоставила Автоменко Н.А. по договору социального найма квартиру N 250 по ул. Шелеста, дом 120 общей площадью 50,4 кв. м. и Сергеевой О.С. квартиру N 31 по ул. Юности, дом 44 площадью 28.7 кв. м.
Ссылаясь на произведенные затраты, связанные с обеспечением жилыми помещениями инвалида и семьи, имеющей инвалида, являющиеся расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Хабаровского края, администрация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 5 889 074,1 руб.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции признал заявленные убытки обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данным выводом.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (части 1) и 132 (части 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации; в данном случае расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, являются расходными обязательствами Хабаровского края.
Это соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721 и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Материалами дела подтверждается факт исполнения администрацией возложенной на нее судебными актами обязанности.
Доказательств, свидетельствующих о том, что из бюджета субъекта истцу были выделены средства в объеме, достаточном для надлежащей реализации указанных мер социальной поддержки, не представлено.
Вопреки доводам жалобы, пунктом 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Администрация города не могла отказать в предоставлении жилых помещений Автоменко Н.А., Сергеевой О.С., имеющим членов семьи с диагнозом, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, поскольку иное подразумевало бы необязательность исполнения вступивших в законную силу судебных актов, что противоречит части 2 статьи 13 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждено наличие совокупности всех условий, необходимых для взыскания с ответчика убытков, а именно: противоправное поведение (бездействие) ответчика, наличие и размер убытков, причинно-следственная связь между возникновением убытков и бездействием ответчика.
Ссылка апеллянта на то, что суд принял решение об обязанностях лица, не привлеченного к участию в данном деле - Хабаровского края, отклоняется судебной коллегией, поскольку иск заявлен в Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, которое, в свою очередь, является главным распорядителем средств бюджета края.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2019 по делу N А73-4237/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4237/2019
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ