г. Пермь |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А50-1388/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя Департамента дорог и транспорта администрации города Перми (ОГРН 1045900994292, ИНН 5906056650): Курьянова И.В. по доверенности от 10.04.2019;
от Администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635): представители не явились;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Трутнева Е.П. по доверенности от 08.09.2017;
от третьего лица ООО "ИТ-Центр-Сервис": Селедкова М.А. по доверенности от 19.06.2019, Ташкинов Д.А. по доверенности от 11.06.2019;
от третьих лиц ИП Адутова А.Р., ООО "АААВТО", ООО "Дизель", ИП Колесникова И.А., ООО "Горавтотранс", ООО "Вираж", ИП Мирзамухаметова И.М., ИП Новоселова О.В., ООО "Арт-Стиль", ООО "Сити-Бас", ООО "Транзит", ООО "Усадьба", ООО "Прокарт": Якимова О.А. по доверенностям от 30.10.2017, от 27.08.2017, от 16.10.2017, от 10.01.2018, от 30.10.2017, от 27.08.2018, от 20.10.2016, от 27.08.2018, от 30.10.2017, от 09.12.2016, от 10.12.2018, от 30.11.2017, от 15.01.2019;
от третьих лиц МКУ "Городское управление транспорта", ООО "Закамский автобус-1, ООО "Закамский автобус-2", ООО "КМП-Проект": не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Департамента дорог и транспорта администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 апреля 2019 года по делу N А50-1388/2019,
принятое судьей Вавиловой Н.В.,
по заявлениям Администрации города Перми, Департамента дорог и транспорта администрации города Перми
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третьи лица: МКУ "Городское управление транспорта", ИП Адутова А.Р., ООО "АААВТО", ООО "Дизель", ИП Колесникова И.А., ООО "Горавтотранс", ООО "Вираж", ООО "Закамский автобус-1", ИП Мирзамухаметова И.М., ИП Новоселова О.В., ООО "Арт-Стиль", ООО "Закамский автобус-2", ООО "Сити-Бас", ООО "Транзит", ООО "Усадьба", ООО "КМП-Проект", ООО "Прокарт", ООО "ИТ-Центр-Сервис",
об оспаривании ненормативных правовых актов,
установил:
Администрация города Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлениями о признании незаконными пунктов 2, 3, 4, 5 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) от 05.12.2018 (исх. от 05.12.2018 N 14861-18) и предписаний от 05.12.2018 (исх. N 14860-18, N 14863-18).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что действий, которые создают препятствия и дискриминационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов не осуществлялось. Также отмечает, что в настоящее время в спорный нормативный акт вносятся изменения для возможности использования различных систем учета пассажиропотока. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента дорог и транспорта администрации города Перми поддержал данные доводы.
Представители третьего лица ООО "ИТ-Центр-Сервис" в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, а также заявили ходатайство о приобщении заключения специалиста от 22.05.2019 и о назначении по делу дополнительной экспертизы, ссылаясь на выявленные нарушения в заключении специалиста Курушина Д.С. Данные ходатайства рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа поддержал позицию, содержащуюся в отзыве.
Третьи лица ИП Адутова А.Р., ООО "АААВТО", ООО "Дизель", ИП Колесникова И.А., ООО "Горавтотранс", ООО "Вираж", ИП Мирзамухаметова И.М., ИП Новоселова О.В., ООО "Арт-Стиль", ООО "Сити-Бас", ООО "Транзит", ООО "Усадьба", ООО "Прокарт" отзывы на апелляционную жалобу не представили. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель указанных третьих лиц просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица МКУ "Городское управление транспорта", ООО "Закамский автобус-1, ООО "Закамский автобус-2", ООО "КМП-Проект" отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступили заявления перевозчиков на действия (бездействия) Администрация города Перми, Департамента дорог и транспорта администрации города Перми. В заявлениях перевозчиков указано на то, что Департамент дорог и транспорта администрации города Перми письмами от 30.03.2017, 05.05.2017, 16.05.2017, 20.06.2017 и 12.07.2017 сообщил перевозчикам о том, что представленные перевозчиками акты "О количестве перевезенных пассажиров из числа относящихся к отдельным категориям граждан с использованием льготных проездных документов" при расчете субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категориям граждан с использование ЛПД учитываться не будут, так как данные, содержащиеся в актах, не прошли регистрацию в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми и не соответствуют п. 3.5.1 "Порядка предоставления из бюджета города Перми субсидий на возмещение недополученных доходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулярные перевозки отдельных категорий лиц с использованием льготного проездного документа по муниципальным маршрутам города Перми", утвержденного постановлением Администрации города Перми от 13.02.2014 N 87.
Также указано, что Администрацией города Перми принято постановление от 18.01.2017 N 39 "Об утверждении Правил технологического присоединения и информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми", согласно которому технологическое присоединение к ИСУП осуществляется оператором ЛПД на основании договора на технологическое присоединение и оказание услуг информационного обмена данных в ИСУП.
Оператор ЛПД, которым является МКУ "Гортранс", уведомил перевозчиков о возможности приобретения программного обеспечения на валидаторы у ООО "ИТ-Центр-Сервис", поскольку именно оно совместимо с программным обеспечением МКУ "Гортранс" и позволяет вести ему сбор данных и учет пассажиропотока. Перевозчики, у которых нет договора на программное обеспечение с ООО "ИТ-Центр-Сервис", и соответствующий договор заключен с другой организацией, не могут пройти успешное тестирование программного обеспечения на предмет его совместимости с программным обеспечением оператора ЛПД.
На основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в адрес Департамента дорог и транспорта администрации города Перми предупреждение (исх. от 27.07.2017 N 09072-17), в котором указано на необходимость прекращения указанных действий в срок до 08.08.2017, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе путем отзыва писем от 16.05.2017 N СЭД-059-12-01-11-166, от 12.07.2017 N СЭД-059-12-01-11-261, от 20.06.2017 N СЭД-059-12-01-11-218, от 16.05.2017 N СЭД-059-12-01-11-166, от 05.05.2017 N СЭД-059-12-01-11-131, от 30.03.2017 N СЭД-059-12-01-11-85 и повторном рассмотрении соответствующих заявлений хозяйствующих субъектов, результатом которых будет регистрация в информационной системе пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми данных, содержащихся в Актах о количестве перевезенных пассажиров из числа относящихся к отдельным категориям граждан с использованием льготных проездных документов.
Учитывая факт отказа Департамента дорог и транспорта администрации города Перми от выполнения предупреждения в предоставленный срок, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17.08.2017 N 348-п в отношении Департамента дорог и транспорта администрации города Перми возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) Администрации города Перми антимонопольным органом также были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, проявившиеся в:
- необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создании дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, работающим на рынке регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми, посредством неустановления в постановлении Администрации города Перми от 18.01.2017 N 39 "Об утверждении Правил технологического присоединения и информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми" алгоритма действий, обеспечивающих совместимость и (или) сопряжение валидаторов с программным обеспечением отличным от программного обеспечения оператора системы льготных проездных документов, с информационной системой учета пассажиропотока, что дискриминирует хозяйствующих субъектов, использующих иные аналогичные системы учета проезда держателей льготных проездных документов, и, как следствие, влечет препятствование осуществлению деятельности отдельных хозяйствующих субъектов в виде невозможности получения ими субсидий на возмещение недополученных доходов за перевозки пассажиров льготных категорий;
- необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создании дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, работающим в сфере оказания услуг автоматизированного учета пассажиропотока, посредством неустановления в Постановлении Администрации г. Перми от 18.01.2017 N 39 "Об утверждении Правил технологического присоединения и информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми" алгоритма действий, обеспечивающих совместимость и (или) сопряжение валидаторов с программным обеспечением отличным от программного обеспечения оператора системы льготных проездных документов, с информационной системой учета пассажиропотока, что дискриминирует указанных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по автоматизированному учету пассажиропотока с использованием иных аналогичных систем учета проезда держателей льготных проездных документов.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в адрес Администрации города Перми выдано предупреждение (исх. от 05.02.2018 N 01135-18) о прекращении в срок до 20.02.2018 действий, противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе, путем внесения изменений в постановление Администрации города Перми от 18.01.2017 N 39, либо принятия иного нормативно-правового акта, устанавливающего порядок действий (алгоритм), обеспечивающий хозяйствующим субъектам, использующим иные аналогичные системы учета проезда держателей льготных проездных документов (отличные от программного обеспечения оператора ЛПД), техническую возможность совместимости и (или) сопряжения используемых ими программно-технических средств, в том числе валидаторов и программного обеспечения с программным обеспечением информационной системы учета пассажиропотока оператора на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми, обеспечивающих в результате учет данных пассажиропотока с использованием всех автоматизированных систем пассажиропотока аналогичных системе оператора.
По ходатайству Администрации города Перми срок для исполнения предупреждения был продлен до 30.06.2018. В предоставленный дополнительно срок предупреждение не исполнено.
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19.07.2018 N 208-п в отношении Администрации города Перми возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2018 по делу N А50-28180/2017 признано недействительным предупреждение (исх. от 27.07.2017 N 09072-17), выданное в адрес Департамента дорог и транспорта администрации города Перми, ввиду того, что Департаменту дорог и транспорта администрации города Перми не была предоставлена возможность рассмотреть предупреждение в установленный срок - до 08.08.2017.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в адрес Департамента дорог и транспорта администрации города Перми выдано предупреждение исх. N 10413-18 от 11.09.2018 аналогичного содержания, при этом предоставлен срок для исполнения - до 24.09.2018.
В связи с неисполнением Администрацией города Перми и Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми предупреждений о прекращении действий, противоречащих антимонопольному законодательству, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по результатам рассмотрения антимонопольного дела принято оспариваемое решение, которым в действиях Администрации города Перми установлено нарушение требований п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создании дискриминационных условий отдельным хозяйствующим субъектам, работающим на рынке регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми и в сфере оказания услуг автоматизированного учета пассажиропотока, посредством неустановления в постановлении Администрации города Перми от 18.01.2017 N 39 "Об утверждении Правил технологического присоединения и информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми" алгоритма действий, обеспечивающих совместимость и (или) сопряжение валидаторов с программным обеспечением отличным от программного обеспечения оператора системы льготных проездных документов, с информационной системой учета пассажиропотока, что дискриминирует указанных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по автоматизированному учету пассажиропотока с использованием иных аналогичных систем учета проезда держателей льготных проездных документов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке (п. 2 решения).
В действиях Департамента дорог и транспорта администрации города Перми признано нарушение требований п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создании дискриминационных условий отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе путем отказа в предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, а также отказа в учете "Актов о количестве перевезенных пассажиров из числа относящихся к отдельным категориям граждан с использованием льготных проездных документов" хозяйствующим субъектам, использующим иную систему учета проезда держателей льготных проездных, документов (аналогичную, используемой оператором льготных проездных документов) и осуществляющим пассажирские перевозки в связи с перевозкой отдельных категорий граждан с использованием льготных проездных документов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке (п.3 решения).
Также Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в адрес Администрации города Перми выдано предписание от 05.12.2018 (исх. N 14860-18): в срок до 30.01.2019 принять меры, направленные на прекращение действий (бездействия), имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, путем внесения изменений в Постановление Администрации города Перми от 18.01.2017 N 39, либо принятия иного нормативно-правового акта, устанавливающего порядок действий (алгоритм), обеспечивающий хозяйствующим субъектам, использующим иные аналогичные системы учета проезда держателей льготных проездных документов (отличные от программного обеспечения оператора ЛПД), техническую возможность совместимости, и (или) сопряжения используемых ими программно-технических средств, в том числе валидаторов и программного обеспечения с программным обеспечением информационной системы учета пассажиропотока оператора на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми, обеспечивающих в результате учет данных пассажиропотока с использованием всех автоматизированных систем пассажиропотока аналогичных системе оператора.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в адрес Департамента дорог и транспорта администрации города Перми выдано предписание от 05.12.2018 (исх. N 14863-18): в срок до 30.01.2019 принять меры, направленные на прекращение действий (бездействия), имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, путем отзыва писем от 16.05.2017 N СЭД-059-12-01-11-166, от 12.07.2017 N СЭД-059-12-01-11-261; от 20.06.2017 N СЭД-059-12-01-11-218; от 16.05.2017 N СЭД-059-12-01-11-166; от 05.05.2017 N СЭД-059-12-01-11-131; от 30.03.2017 N СЭД-059-12-01-11-85 и повторном рассмотрении соответствующих заявлений хозяйствующих субъектов, результатом которых будет регистрация в информационной системе пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми данных, содержащихся в актах о количестве перевезенных пассажиров из числа относящихся к отдельным категориям граждан с использованием льготных проездных документов.
Администрация города Перми и Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами, обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением Администрации города Перми от 30.09.2016 N 752 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для отдельных категорий лиц на оплату проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам города Перми (далее - Порядок).
В п.п. 1.3,1.4 Порядка предусмотрено, что: валидатор - электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и считывания информации, содержащейся на электронном чипе льготного проездного документа; льготный проездной документ - документ, оформляемый в виде карты с электронным чипом и уникальным идентификационным номером, предназначенным для подтверждения права отдельных категорий лиц на проезд по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам города Перми без дополнительной оплаты (далее - ЛПД).
Функции по реализации процедур оформления, пополнения и использования ЛПД, а также по обеспечению функционирования автоматизированной системы учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми осуществляются муниципальным казенным учреждением "Городское управление транспорта" (далее - оператор ЛПД).
Постановлением Администрации города Перми от 18.01.2017 N 39 утверждены Правила технологического присоединения и информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми (далее - Правила).
В п. 1.2 Правил предусмотрено, что информационная система учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми (далее - информационная система учета пассажиропотока) - единая информационная система, предназначенная для обработки, хранения и передачи данных автоматизированного учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми при предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для отдельных категорий лиц на оплату проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам города Перми.
В силу п. 2.1, п. 2.2 Правил технологическое присоединение к информационной системе учета пассажиропотока осуществляется Оператором на основании договора на технологическое присоединение и оказание услуг информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Для заключения Договора Перевозчики предоставляют Оператору: заявку на заключение договора на технологическое присоединение и оказание услуг информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее - заявка); валидаторы и служебные карты, соответствующие техническим требованиям, указанным в приложении 3 к настоящим Правилам (далее - технические требования).
На основании п.п. 2.4 - 2.9 Правил оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки рассматривает заявку и осуществляет проверку валидаторов и служебных карт, предоставленных Перевозчиками, на соответствие техническим требованиям, по результатам проведения которой составляет акт о соответствии (несоответствии) техническим требованиям по установленной форме. При соответствии валидаторов и служебных карт техническим требованиям Оператор направляет Перевозчику проект Договора. При несоответствии предоставленных Перевозчиком валидаторов и служебных карт техническим требованиям Оператор направляет Перевозчику письменное уведомление об отказе в заключении Договора.
Согласно п. 3.1 Правил информационный обмен в информационной системе учета пассажиропотока между Оператором и Перевозчиком осуществляется путем передачи информации об использовании льготного проездного документа.
В Приложении 3 к Правилам установлены технические требования к валидаторам и служебным картам.
Валидаторы должны обладать следующими техническими характеристиками:
1. наличие считывателя бесконтактных смарт-карт, работающих по стандарту ISO 14443 А, в том числе с картами стандарта MIFARE 1К;
2. наличие модуля передачи данных через сети мобильных операторов;
3. наличие принтера для печати билетов, а также промежуточных (контрольных) и итоговых отчетов за смену;
4. наличие объема энергонезависимой памяти не менее 8 МБ;
5. наличие дисплея для отображения информации при проведении операций;
6. наличие цифробуквенной клавиатуры для ввода информации;
7. наличие источников питания, необходимых для обеспечения достаточного энергоснабжения валидатора в течение рабочей смены маршрутного транспортного средства.
Эксплуатация валидаторов в маршрутном транспортном средстве допускается только при его исправном состоянии.
На валидаторе должно быть установлено:
1. системное программное обеспечение завода-изготовителя;
2. лицензионное прикладное программное обеспечение для валидаторов, совместимое с программным обеспечением, установленным на сервер Оператора, и предоставляющее следующие технические возможности: чтение/запись данных с электронного чипа льготного проездного документа; регистрация поездок по льготному проездному документу; отображение сообщений на дисплее при выполнении транзакций, операций; печать билета при регистрации поездки держателя льготного проездного документа; хранение транзакций в энергонезависимой памяти валидатора; защиту транзакций от изменения; защиту от несанкционированного доступа к функциям валидатора; передача накопленных транзакций во время установления соединения с сервером Оператора; получение с сервера Оператора информации о результате прохождения процедур проверки целостности и подлинности передаваемых транзакций; печать итоговых отчетов за смену с целью формирования первичного документа для Перевозчика, служащего для сверки с данными информационной системы учета пассажиропотока.
Совместимость программных обеспечений, установленных на валидаторе и сервере Оператора, подтверждается путем проведения Оператором тестовых транзакций при регистрации валидатора в информационной системе учета пассажиропотока. При тестировании программное обеспечение признается совместимым при условии считывания валидатором информации, записанной на электронном чипе льготного проездного документа, и передачи указанной информации на сервер Оператора. Информация, записанная на электронном чипе льготного проездного документа (транзакция), должна содержать следующие данные: уникальный идентификационный номер ЛПД; вид ЛПД; уникальный идентификационный номер электронного чипа ЛПД; время регистрации поездки по ЛПД; номер муниципального маршрута регулярных перевозок, график и государственный регистрационный знак маршрутного транспортного средства, на котором была зарегистрирована поездка ЛПД; код аутентификации, вычисленный на валидаторе и используемый в программном обеспечении Оператора для проверки достоверности принимаемых транзакций; итоговая контрольная сумма, вычисленная на валидаторе и используемая в программном обеспечении Оператора для проверки полноты принимаемых транзакций.
Служебные карты должны соответствовать следующим требованиям: электронный чип должен поддерживать: MIFARJE 1К; обеспечение возможности идентификации персонала Перевозчика в информационной системе учета пассажиропотока при работе с валидатором.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом установлено, что исключительные права на приобретенное МКУ "Гортранс" программное обеспечение системы учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок принадлежат ООО "Удобный маршрут" (ИНН 7715365500, адрес: г. Москва, ул. Смольная, 20А).
Согласно письму МКУ "Гортранс" от 02.12.2016 N 11-01-06/749, направленному в адрес перевозчиков г. Перми, в соответствии с информационным письмом ООО "ИТ-Центр-Сервис", с последним возможно заключение договора на предоставление прав использования прикладного программного обеспечения для валидаторов, совместимого с программным обеспечением операторов ЛПД.
Согласно заявлению ООО "Прокарт" предоставляет транспортным организациям г.Перми (ООО "Вираж", ООО Сити-Бас", ООО "Дизель, ООО "ПАП-3" и др.) услуги по автоматизированному учету поездок пассажиров (в том числе, льготных категорий граждан) и оплаты проезда в системе "Один билет".
При этом перевозчики, использующие программное обеспечение, отличное от программного обеспечения ООО "ИТ-Центр-Сервис", не могут пройти успешное тестирование программного обеспечения на предмет его совместимости с программным обеспечением оператора ЛПД.
Между тем в соответствии с заключением проведенной в рамках антимонопольного дела экспертизы (эксперт - доцент кафедры "Информационные технологии" ФГБОУ ВО "Пермский государственный национальный исследовательский университет" Курушин Д.С.) подтверждено существование технической возможности обмена данными в информационной системе учета пассажиропотока между Оператором ЛПД и перевозчиками, использующими программное обеспечение для валидаторов от ООО "Прокарт".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции поддержал выводы антимонопольного органа о том, что ни действующее законодательство, ни указанный выше Порядок не устанавливают ограничений в технических требованиях к механическо-электронным устройствам (валидаторам) хозяйствующих субъектов, в том числе в части совместимости информационных ресурсов (программных продуктов). Любая система учета проезда держателей ЛПД аналогичная, используемой оператором ЛПД, может быть использована для подтверждения фактов проезда держателей ЛПД с целью получения недополученных доходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки, за перевозку отдельных категорий граждан с использованием льготных проездных документов. При этом судом первой инстанции приняты во внимание выводы, содержащиеся во вступивших в законную силу судебных актах (решение Пермского краевого суда от 02.03.2016 по делу N 3а-8/2016, судебные акты арбитражного суда по делу N А50-22595/2016).
В результате указанных выше действий (бездействия) Администрации города Перми и Департамента дорог и транспорта администрации города Перми складывается ситуация, создающая необоснованное препятствование и дискриминационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов, работающих в сфере регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам города Перми, а также хозяйствующих субъектов, работающих в сфере оказания услуг автоматизированного учета пассажиропотока.
Так, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере пассажирских перевозок, оказываются поставленными в положение, при котором они вынуждены заключать договор на предоставление программного обеспечения для валидаторов с определенным лицом (в данном случае с ООО "ИТ-Центр-Сервис"), у которого такое программное обеспечение совместимо с программным обеспечением оператора ЛПД, отказываясь при этом от услуг другого лица, предоставляющего аналогичные услуги, только по той причине, что его программное обеспечение несовместимо с системой оператора ЛПД ввиду отсутствия созданных Администрацией города Перми для этого условий, и, как следствие, нести дополнительные затраты.
Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, в свою очередь, основываясь на том, что данные по учету пассажиропотока от перевозчиков, использующих систему "Один билет" (на основании договора, заключенного с ООО "Прокарт"), не прошли регистрацию в ИСУП у Оператора ЛПД, принимает решения об отказе таким перевозчикам в учете актов о количестве перевезенных пассажиров из числа относящихся к отдельным категориям граждан с использованием льготных проездных документов и предоставлении предусмотренных субсидий на возмещение недополученных доходов за перевозку льготных категорий граждан, что ставит таких перевозчиков в неравное положение на рынке с теми, у кого соответствующий договор заключен с ООО "ИТ-Центр-Сервис".
Приведенные третьим лицом ООО "ИТ-Центр-Сервис"в отзыве на апелляционную жалобу доводы о недостатках программного обеспечения системы "Один билет" (ООО "Прокарт"), судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, в рассматриваемом случае антимонопольным органом установлено нарушение Администрацией города Перми и Департамента дорог и транспорта администрации города Перми антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создании дискриминационных условий, в связи с отсутствием в нормативных актах алгоритма действий, обеспечивающих совместимость и (или) сопряжение валидаторов с программным обеспечением отличным от программного обеспечения оператора системы льготных проездных документов, с информационной системой учета пассажиропотока, и в связи с отказом в предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, а также отказом в учете "Актов о количестве перевезенных пассажиров из числа относящихся к отдельным категориям граждан с использованием льготных проездных документов" хозяйствующим субъектам, использующим иную систему учета проезда держателей льготных проездных, документов (аналогичную, используемой оператором льготных проездных документов) и осуществляющим пассажирские перевозки в связи с перевозкой отдельных категорий граждан с использованием льготных проездных документов.
Между тем факт того, что обеспечение технических условий, обуславливающих совместимость различных программных обеспечений, является возможным, подтвержден не только заключением эксперта, но и судебным актом по делу N А50-24300/2018, в котором сторонами было подписано и утверждено судом мировое соглашение, по условиям которого между ООО "Прокарт" и Оператором ЛПД найден способ, позволяющий обеспечить информационное взаимодействие программного обеспечения используемого перевозчиками и программного обеспечения используемого Оператором ЛПД.
Кроме того, незаконность действий Департамента дорог и транспорта администрации города Перми по отказу в выплате перевозчикам субсидий по указанным основаниям установлена вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по делу N А50-17639/2018.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что действий, которые создают препятствия и дискриминационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов Администрацией города Перми и Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми не осуществлялось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что подтверждается нарушение Администрацией города Перми и Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что создает необоснованное препятствование и дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов, работающих в сфере регулярных перевозок пассажиров городским транспортом по муниципальным маршрутам города Перми, а также хозяйствующих субъектов, работающих в сфере оказания услуг автоматизированного учета пассажиропотока. В связи с чем оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа и выданных на его основании предписаний незаконными не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 апреля 2019 года по делу N А50-1388/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента дорог и транспорта администрации города Пермь - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1388/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ, ДЕПАРТАМЕНТ ДОРОГ И ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: "Городское управление пассажирского транспорта", Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, ИП Адутов А Р, ИП Колесникова И.а., ИП Новоселова О.в., Мирзамухаметова И. М., ООО "АААВТО", ООО "АРТ - Стиль", ООО "Вираж", ООО "ГорАвтоТранс", ООО "ДИЗЕЛЬ", ООО "Закамский автобус-1", ООО "Закамский автобус-2", ООО "ИТ-Центр-Сервис", ООО "КМП-Проект", ООО "Прокарт", ООО "Сити-Бас", ООО "Транзит", ООО "УСАДЬБА", Ташкинов Дмитрий Анатольевич, МБУ "Гортранс"