город Ростов-на-Дону |
|
17 июля 2019 г. |
дело N А53-2116/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р.,. Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2019 по делу N А53-2116/2019 (судья Великородова И.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис"
о взыскании задолженности, пени,
при участии:
от истца: Шуклина О.Л. (доверенность от 25.06.2019),
от ответчика: представителя не направил, извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Донская Региональная компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 53 532, 06 руб. за декабрь 2018 года, пени в размере 124, 46 руб. за период с 16.01.2019 по 24.01.2019, пени по день фактической оплаты долга.
Иск мотивирован наличием у ответчика задолженности по оплате коммунальных ресурсов, потребленных в декабре 2018 года для целей содержания общего имущества МКД.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2019 по делу N А53-2116/2019 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 53 532, 06 руб. за декабрь 2018 года, пени в размере 124, 46 руб., всего взыскать 53 656, 52 руб., пени с 25.01.2019 года по день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки исходя из размера задолженности 53 532, 06 руб., согласно части 6.4 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении". Также с ответчика в доход федерального бюджета взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 146 руб. (с учетом определения об исправлении опечатки от 24.06.2019 в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.09.2018 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемое решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивированна следующими доводами.
Ответчик полагает, что периоды взыскания в рамках настоящего дела и дела N А53-2092/2019 по аналогичному спору между теми же сторонами совпадают (октябрь-ноябрь 2018), в виду чего суд в рамках настоящего дела незаконно произвел взыскание долга, что привело к неосновательному обогащению на стороне истца.
Также апеллянт указывает на необоснованность требований истца в виду отсутствия в спорных МКД технической возможности потребления воды на общедомовые нужны, а также то, что суд не учел, что договор водоснабжения и водоотведения между сторонами заключен не был, оплата услуг осуществляется собственниками многоквартирных домов напрямую истцу по выставленным им квитанциям. По утверждению ответчика, расчет задолженности документально не подтвержден, поскольку не представлена надлежащая первичная документация.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также представитель истца ходатайствовал о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.
Суд отказал в приобщении к материалам дела отзыва истца на апелляционную жалобу в виду нарушения процессуального порядка его представления и отсутствия доказательства направления отзыва ответчику.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направил, в связи с чем суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лица, участвующего в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Донреко" осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, внесенных в реестр лицензий и находящихся в управлении ООО "Жилкоммунсервис".
Договоры водоснабжения были заключены с каждым конкретным гражданином в отдельности. Также на каждого конкретного гражданина был открыт лицевой счет, по которому ведется учет потребленной гражданином воды, начисления и оплаты.
Договоры водоснабжения между ООО "Донреко" и гражданами, проживающими в вышеуказанных многоквартирных домах, являются действующими.
19.04.2017 в адрес ООО "Жилкоммунсервис" был направлен подписанный и скрепленный печатью со стороны ООО "Донреко" договор холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Указанное письмо было получено ответчиком 27.04.2017.
ООО "Жилкоммунсервис" не осуществило действий по заключению договора водоснабжения и водоотведения с ООО "Донреко".
Объем водоснабжения за период декабрь 2018 года, фактически поставленного в многоквартирные дома, подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета ОДНУ и ИПУ МКД.
Объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, оборудованных ОДПУ определен исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета, объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах при отсутствии общедомовых приборов учета, определен исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и за период декабрь 2018 года составил по водоснабжению - 369,297 куб. м., по водоотведению - 369,297 куб. м. на сумму 53 532, 06 руб. (согласно данным первичных документов и расчету истца).
Ответчиком обязательства по оплате потребленного ресурса на ОДН за указанный период не были исполнены, задолженность за указанный период составила 53 532, 06 руб.
ООО "Донреко" в адрес ООО "Жилкоммунсервис" была направлена претензия с требованием погасить имеющуюся задолженность, однако требования истца остались без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании основного долга и пени.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ответчика о том, что периоды взыскания в рамках настоящего дела и дела N А53-2092/2019 по аналогичному спору между теми же сторонами совпадают (октябрь-ноябрь 2018), в виду чего суд в рамках настоящего дела незаконно произвел взыскание долга, что привело к неосновательному обогащению на стороне истца.
Из материалов настоящего дела усматривается, что истцом было заявлено и судом первой инстанции рассмотрено требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате ресурса, потребленного на ОДН за период 2018 года, а также пени.
Допущенная судом первой инстанции опечатка в тексте обжалуемого решения в части указания периода взыскания исправлена в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда первой инстанции от 24.06.2019.
В рамках дела N А53-2092/2019 истец отыскивал задолженность ответчика по оплате ресурса, потребленного на ОДН за период октябрь-ноябрь 2018.
В виду изложенного, предметы настоящего дела и дела N А53-2092/2019 различны.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 72 Основных положений N 442 и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объём коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40,42,44 Правил N 354, и включает в себя объём коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объём коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Кроме того, в силу пункта 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Таким образом, управляющие организации, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Соответственно управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21(1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
Пункт 10 Правил N 124 возлагает лишь право ресурсоснабжающей организации, владеющей коммунальным ресурсом, направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Обязанность управляющих организаций заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 124, исходит из положения части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
При управлении домом управляющей организацией обязательственные отношения по оплате отпущенных в дом коммунальных ресурсов возникают между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организации, которая в силу приведенных норм права обязана осуществлять расчеты за потребленные ресурсы.
Таким образом, обязанность по оплате услуг водоснабжения на ОДН возложена на ответчика в силу закона, как на исполнителя коммунальной услуги.
Доказательств того, что ответчик самостоятельно обращался к истцу с заявкой (офертой) о заключении договора ресурсоснабжения, не представлено.
ООО "Донреко" самостоятельно направило ответчику оферту, однако ответчик, получив оферту 27.04.2017, от подписания договора уклонился.
В пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, судам были даны следующие рекомендации.
Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
В силу абзаца 10 пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Поскольку материалами подтверждено потребление коммунального ресурса на ОДН за период декабрь 2018 года, ответчик получал от истца счет-фактуру и акт приема-передачи, которые обязан был своевременно оплатить.
Следовательно, правоотношения по оказанию услуг водоснабжения в целях содержания общего имущества МКД между истцом и ответчиком апелляционный суд считает фактически сложившимися.
Истец производило начисление за услуги по водоснабжению на содержание общедомового имущества в спорный период по многоквартирным домам, включенным в лицензию ответчика, что последним не оспорено.
Таким образом, ответчик в спорный период являлся исполнителем коммунальных услуг в отношении жилых домов, находящихся под его управлением, а в отношениях с истцом - покупателем коммунальных услуг, обязанным производить соответствующую оплату.
Приведенный в жалобе довод о том, что в отсутствие заключенного с РСО договора холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме Управляющая компания не может осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг (в части ОДН), применительно к данным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела, основан на ошибочном толковании ответчиком положений статей 161, 162 ЖК РФ и Правил N 354.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Учитывая то, что истец оказывает услугу водоснабжения, а ответчик ее принимает, кроме того, истец принимает от ответчика через присоединенную сеть сточные воды от многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика в объеме, определяемом в соответствии действующими нормативно-правовыми актами, а ответчик сбрасывает их, он обязан оплачивать, как услугу водоснабжения, так и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения были внесены в ЖК РФ, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, (далее - Правила N 306), в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, (далее - Правила N 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
По общему правилу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 ЖК РФ, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В обоснование отсутствия обязанности управляющей организации по оплате водоснабжения на ОДН перед ресурсоснабжающей организацией ответчик ссылался на то, что собственники МКД в соответствии с принятыми ими решениями оплачивали услугу по водоснабжению непосредственно ресурсоснабжающей организации.
В силу положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, и после 01.01.2017.
Между тем в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД (данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017).
При этом сам по себе факт отсутствия совершенного между компанией и обществом в письменной форме договора на поставку воды для ОДН в спорном случае не изменяет статус ответчика по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2иЗ статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения. Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая организация даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения (данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017).
В силу изложенного ответчик является субъектом обязанности по оплате истцу коммунального ресурса в виде холодной воды, поставленной на ОДН, находящихся в управлении ответчика МКД.
Ответчик ссылается на протоколы общих собраний собственников многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика о принятом решении о том, что расходы на ОДН сверх нормы жильцы производят за свой счет напрямую ресурсоснабжающую организацию, а также, что указанные протоколы имеются у истца.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы на цели содержания в многоквартирном доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 45099-АЧ/04 от 30.12.2016 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме управляющей организации.
В соответствии с п. 29 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Следовательно, сам по себе факт отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств, позволяющих предоставлять услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды, не свидетельствует об одновременном отсутствии нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов в этом же многоквартирном доме.
В виду чего отсутствуют основания для освобождения управляющей организации в многоквартирном доме от заключения договора и последующей оплаты энергоресурса по снабжению холодной водой и водоотведения для целей содержания общедомового имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества не требуется решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Доводы ответчика о том, что ни один из домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунсервис" не имеет возможностей потребления коммунальных услуг по водоснабжению на общедомовые нужды, верно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные. Также правомерно не приняты судом в качестве относимых доказательств представленные ответчиком акты обследования МКД на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности потребления коммунального ресурса (водоснабжения, водоотведения) на содержание общего имущества в МКД.
В расчете задолженности, представленном истцом, верно применен норматив потребления 0,02 м3/м2, который установлен следующим документами: Постановлением Региональной службы по тарифам от 30.05.2017 г. N 20/10 "Об установлении нормативов потребления холодной, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области" был установлен норматив по холодному водоснабжению на ОДН 0,02 м3/м2., а также Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.09.2017 N 42/24 были внесены изменения в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30.05.2017 N 20/10 "Об установлении нормативов потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области" (опубликовано 10.10.2017, вступило в силу в установленные законом сроки).
Доводы ответчика о том, что объем потребления коммунального ресурса документально не подтвержден первичной документацией, судебной коллегией отклоняются.
Ответчик является управляющей организацией, в связи с чем, непосредственно обязан вести учёт объёмов потребления воды собственниками (владельцами) помещений, обслуживаемых МКД.
В силу положений пункта 31 Правил N 354, именно на исполнителе лежат контрольные функции по проверке показаний индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а так же обязанность по определению размера платы за коммунальные услуги.
Ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, не лишен возможности контролировать фиксирование показаний у потребителей коммунального ресурса.
В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Данный принцип представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с арбитражного суда обязанности по сбору доказательств.
По делам искового производства суд не обязан собирать доказательства по собственной инициативе. Риск наступления последствий несовершения процессуальных действий по представлению в суд доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается сторона как на основание своих требований и возражений, лежит на этой стороне.
Последствием непредставления в суд доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, является принятие судебного решения не в пользу этой стороны (часть 2 статьи 9, статьи 65, 168 АПК РФ).
Ответчик не представил доказательства того, что содержащиеся в представленном истцом акте и иных документах сведения о количестве потребленного спорными домами коммунального ресурса являются недостоверными, доказательств потребления иных объемов ресурса. Не представлены доказательства того, что истец каким-либо образом исказил сведения о количестве отпущенного ресурса, что повлияло на корректность расчета стоимости ресурса.
Оспаривая представленные истцом сведения об объемах водоснабжения, ответчик, являясь субъектом обязанности по учету водоснабжения и водоотведения, не представил доказательства иных объемов потребления водоснабжения и водоотведения.
Техническая документация, опровергающая расчет истца, в материалах дела отсутствует и ответчиком не представлена.
Доказательств направления ответчиком претензий истцу по выставленному счету не представлено, как и не представлено требований о перерасчете долга.
Именно на ответчике лежит бремя опровержения объема потребления посредством представления показаний приборов учета потребителей, учет которых управляющая организация обязана осуществлять.
Ответчик, как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, должен был располагать первичными документами, в том числе путем сбора их у собственников помещений МКД, предоставить контррасчет и выявить несовпадающие величины, обосновав достоверность величин, принятых в контррасчете.
Поскольку объем потребленного коммунального ресурса на ОДН подтвержден надлежащими доказательствами, выводы суда и доводы истца не опровергнуты, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие выполнение обязательств по оплате долга, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании с ответчика задолженности.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции также учитывает результаты рассмотрения судом кассационной инстанции дела N А53-1549/2018 со схожими фактическими обстоятельствами по иску ООО "ДОНРЕКО" к ООО "Жилкоммунсервис 1".
В постановлении от 06.06.2019 по делу N А53-1549/2018 суд кассационной инстанции указал на обоснованность требований истца, поскольку как и в настоящем деле ответчик не доказал, что содержание общего имущества многоквартирных домов (в частности, содержание водопроводных сетей, в которых неизбежны потери части ресурса, полив растений на придомовой территории и т.д.) было возможно без использования подаваемой истцом воды.
Общество использовало коммунальный ресурс на содержание общего имущества, то есть имели место фактические договорные отношения по получению ресурса по присоединенной сети (пункт 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственники помещений оплатили истцу объем ресурса на общедомовые нужды.
Поскольку ответчик нарушил договорные обязательства по оплате, начисление пени в размере 124, 46 руб. за период с 16.01.2019 по 24.01.2019, а также пени по день фактической оплаты долга произведено обоснованно.
Расчет неустойки, произведен на основании части 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, и понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2019 по делу N А53-2116/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты изготовления его полного текста через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2116/2019
Истец: ООО "ДОНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ЖИЛКОММУНСЕРВИС"