г. Самара |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А72-318/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Лихоманенко О.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
от третьих лиц:
Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Новоспасский район" Ульяновской области - не явился, извещён,
Агентства государственного имущества Ульяновской области - не явился, извещён,
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2019 года по делу N А72-318/2019 (судья Овсяникова Ю.А.),
по заявлению торгово-производственного потребительского кооператива "Новоспасский" (ИНН 7313000040, ОГРН 1027300870486), рабочий поселок Новоспасское Новоспасского района Ульяновской области,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, город Ульяновск,
с участием третьих лиц:
Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Новоспасский район" Ульяновской области (ИНН 7313003281, ОГРН 1027300870948), рабочий поселок Новоспасское Новоспасского района Ульяновской области,
Агентства государственного имущества Ульяновской области (ИНН 7303003740, ОГРН 1027301177749), город Ульяновск,
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ИНН 1655183653), город Казань Республики Татарстан,
об оспаривании решения и обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Торгово-производственный потребительский кооператив "Новоспасский" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - ответчик, управление), с привлечением третьих лиц Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Новоспасский район" Ульяновской области, Агентства государственного имущества Ульяновской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, о признании незаконным решения N КУВД-001/2018-4689328/1 от 16 октября 2018 года о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета; и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности объекта (здание с кадастровым номером 73:11:010405:176, расположенного по адресу: 433871, Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. Советская, 78).
Решением суда от 23.05.2019 г. заявление кооператива удовлетворено полностью.
Суд признал недействительным решение от 16.10.2018 г., выраженное в уведомлении N КУВД-001/2018-4689328/1, о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, и в целях восстановления прав и законных интересов заявителя обязал управление в установленном порядке произвести государственную регистрацию права собственности Торгово-производственного потребительского кооператива "Новоспасский" на объект недвижимого имущества - здание магазина с кадастровым номером 73:11:010405:176, расположенного по адресу: 433871, Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. Советская, 78, а также взыскал с управления в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В заседании суда апелляционной инстанции 15.07.2019 г. в соответствие со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15 час. 10 мин. 17.07.2019 г.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель имеет на балансе магазин "Мясо-молоко", расположенный по адресу: Ульяновская область, р-н Новоспасский, р.п. Новоспасское, ул. Советская, д. 78, которым, по данным Книги основных средств Новоспасского РайПО, владеет с 1955 г.
По данным технической инвентаризации (кадастровый паспорт от 26.11.2911 г.) по адресу: Ульяновская область, р-н Новоспасский, р.п. Новоспасское, ул. Советская, д. 78, расположено здание магазина общей площадью 205,2 кв.м., кадастровый номер 73:11:010405:176.
02.10.2018 г. представитель заявителя обратился в межмуниципальный отдел по Новоспасскому и Николаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное здание на основании решения Новоспасского районного совета народных депутатов N 132 от 28.04.1982 г. об утверждении акта сдачи в эксплуатацию магазина на 4 рабочих места в р.п. Новоспасское.
16.10.2018 г. межмуниципальный отдел Управления уведомлением N КУВД-001/2018-4689328/1 приостановило осуществление действий по "Государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учёта" в отношении указанного здания на основании п. 5 ч. 1 ст. 26, п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на срок до 16.01.2019 г. по следующим причинам: не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
Как указал регистратор, в представленном в качестве правоустанавливающего документа решении N 132 от 28.04.1982 г., выданного Новоспасским районным советом народных депутатов, в описании заявленного объекта недвижимости отсутствуют основные характеристики, а именно: адрес, на котором расположен заявленный объект, общая площадь, инвентарный номер, в связи с чем невозможно идентифицировать данный объект; акт сдачи в эксплуатацию данного объекта представлен не был; в связи с чем проведение государственной регистрации права не предоставляется возможным.
С целью устранения выявленных препятствий для проведения государственной регистрации в уведомлении указано, что необходимо представить акт сдачи в эксплуатацию объекта недвижимости.
Для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, в управление были представлены архивные копии акта приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения от 3.10.1983 г. о приемке государственной комиссией в эксплуатацию здания магазина на 4 рабочих места по адресу р.п. Новоспасское, ул. Советская, д. 78, заказчиком строительства (реконструкции) указано Новоспасское райпо, и решения Новоспасского районного Совета народных депутатов от 25.10.1983 г. N 329 об утверждении указанного акта, а также акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 17.07.2010 г., выписка из баланса ТППК "Новоспасский". Кроме этого - свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей Новоспасского районного потребительского общества на земельный участок площадью 0,07 га для эксплуатации магазина "Мясо-молоко" в р.п. Новоспасское, договор аренды земельных участков N 27 от 23.04.2013 г., подтверждающие право пользование земельным участком площадью 935 кв.м. по адресу р.п. Новоспасское, ул. Советская, д. 78, для эксплуатации торгового объекта.
Однако государственная регистрация права собственности не была осуществлена управлением, в связи с чем кооператив, не согласившись с приостановлением государственной регистрации права собственности, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что заявленные кооперативом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В силу Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. N 457, названный орган осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ)
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно ст. 14 Закона N 218-ФЗ являются, в том числе, - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п. 5 и п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, - если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде (п. 8 ст. 8.1 ГК РФ).
В силу п. 12 ст. 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно представленным в материалы дела копиям архивных документов, решением Новоспасского районного Совета народных депутатов N 132 от 28.04.1982 г. был утвержден акт сдачи в эксплуатацию магазина на 4 рабочих места в р.п. Новоспасское; решением Новоспасского районного Совета народных депутатов от 25.10.1983 г. N 329 был утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения от 03.10.1983 г. о приемке государственной комиссией в эксплуатацию после реконструкции здания магазина на 4 рабочих места по адресу р.п. Новоспасское, ул. Советская, д. 78.
Заказчиком строительства и последующей реконструкции спорного объекта в акте указано Новоспасское райпо, которое, согласно протоколу общего собрания пайщиков 28.10.2016 г. переименовано в Торгово-производственный потребительский кооператив "Новоспасский".
При этом по сведениям ЕГРЮЛ, заявитель как юридическое лицо создано до 01.07.2002 г., до внесения сведений в ЕГРЮЛ было зарегистрировано в Администрации Новоспасского района 30.07.1999 г.; на учет в налоговом органе поставлен 10.02.1994 г.; зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонд 5.06.1991 г.
Закон РСФСР от 24.12.1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" установил, что гражданин или организация получают право собственности на имущество, полученное ими по не противоречащим закону основаниям, в частности в результате нового строительства.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В соответствии со ст. 100 ранее действовавшего ГК РСФСР 1964 г. собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
В силу п. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно материалам дела, здание магазина в р.п. Новоспасское (которому позднее был присвоен адрес: Ульяновская область, р-н Новоспасский, р.п. Новоспасское, ул. Советская, 78) было построено и введено в эксплуатацию силами и средствами заявителя (ранее - Новоспасское районное потребительское общество); земельный участок под данным зданием магазина также надлежащим образом оформлен заявителем, следовательно, заявитель является законным правообладателем объекта недвижимости - здания магазина по адресу: Ульяновская область, р-н Новоспасский, р.п. Новоспасское, ул. Советская, 78, право собственности, на которое возникло у него до введения в действие Закона о регистрации.
При этом точный год постройки указанного здания неизвестен, и такие данные по сведениям БТИ отсутствуют.
Ранее действовавшее законодательство не предусматривало обязательного указания площади, кадастрового номера объекта; адресация в р.п. Новоспасское также произошла позднее строительства и введения в эксплуатацию магазина, при этом, на основании представленной при рассмотрении дела информации, заявитель владеет данным объектом недвижимости, спор о праве на здание магазина отсутствует, при этом заявитель не имеет возможности зарегистрировать свое право собственности.
Сведения в ЕГРН об объекте недвижимости имеются на основании ранее проведенного государственного кадастрового учета, на что указано в отзыве управления; препятствия для государственной регистрации ранее возникшего права собственности заявителя на указанный объект недвижимости отсутствуют.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации права собственности заявителя, предусмотренных нормами Закона N 218-ФЗ: представленные документы соответствуют законодательству, действовавшему в период их оформления, и в совокупности отражают необходимую для государственной регистрации информацию.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что заявление кооператива подлежит удовлетворению, поскольку решение управления о приостановлении государственной регистрации, изложенное в уведомлении от 16.10.2018 г., противоречит вышеназванным положениям законодательства и нарушает права заявителя.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что отсутствует спор о праве в отношении указанного здания магазина, суд, в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, посчитал необходимым обязать управление зарегистрировать в установленном порядке право собственности Торгово-производственного потребительского кооператива "Новоспасский" на объект недвижимого имущества - здание магазина с кадастровым номером 73:11:010405:176, расположенного по адресу: 433871, Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. Советская, 78.
Однако судом первой инстанции при принятии решения не учтено следующее.
В силу ч. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Часть 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу п.п. 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
По объектам, созданным до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми для их постройки на момент создания.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" (действовавшей на момент создания спорного объекта) гражданин или другое лицо, если иное не предусмотрено законом или договором, приобретают право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащим закону, на вещи, созданные или существенно переработанные им, на продукцию, плоды и иные доходы, полученные им от использования принадлежащего ему имущества, а также от использования природных ресурсов или иного имущества, хотя и не принадлежащего данному лицу, но предоставленного ему в соответствии с законом или договором для этих целей.
В соответствии со ст. 14 вышеназванного Закона хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 г. N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" приемка всех без исключения завершенных строительством объектов производится государственными приемочными комиссиями. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. В актах дается оценка качества строительно-монтажных работ и прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений, предусмотренных проектом. Дата подписания акта приемочной комиссией считается датой создания объекта и датой ввода объекта в эксплуатацию. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждаются решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии. В отчетность о выполнении плана ввода в действие мощностей и основных фондов включаются только те объекты, акты о приемке в эксплуатацию которых утверждены органом, назначившим комиссию.
Акт приемки объекта капитального строительства - подготовленный в случае осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта), оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства документ, подписанный застройщиком и исполнителем работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта капитального строительства, удостоверяющий, что результаты работ соответствуют утвержденной проектной документации, требованиям технических регламентов, требованиям действующих градостроительных и строительных норм и правил и они приняты заказчиком.
Таким образом, при определении правоустанавливающего документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества следует руководствоваться постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 г. N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" и СНиП 3.01.04-87, в соответствии с которыми правоустанавливающим документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества, является акт приемки Государственной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию.
Как следует из текста решения суда, решением Новоспасского районного Совета народных депутатов N 132 от 28.04.1982 г. был утвержден Акт сдачи в эксплуатацию магазина на 4 рабочих места в р.п. Новоспасское; решением Новоспасского районного Совета народных депутатов от 25.10.1983 г. N 329 был утвержден Акт приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения от 03.10.1983 г. о приемке государственной комиссией в эксплуатацию после реконструкции здания магазина на 4 рабочих места по адресу р.п. Новоспасское, ул. Советская, д. 78.
Кроме того, судом было указано, что заказчиком строительства и последующей реконструкции спорного объекта в акте указано Новоспасское райпо, которое, согласно протоколу общего собрания пайщиков 28.10.2016 г. переименовано в Торгово-производственный потребительский кооператив "Новоспасский".
Судом также было указано, что ранее действовавшее законодательство не предусматривало обязательного указания площади, кадастрового номера объекта; адресация в р.п. Новоспасское также произошла позднее строительства и введения в эксплуатацию магазина, при этом, на основании представленной при рассмотрении дела информации, заявитель владеет данным объектом недвижимости, спор о праве на здание магазина отсутствует, при этом заявитель не имеет возможности зарегистрировать свое право собственности.
Таким образом, суд, основываясь на наличии в материалах дела вышеуказанных документов, сделал вывод о том, что объект недвижимого имущества был введен в эксплуатацию и принадлежит ТППК "Новоспасское" и решение о приостановлении государственной регистрации является незаконным.
Между тем, как указано в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 16.10.2018 г. N КУВД-001/2018-4689328/1 акт приемки в эксплуатацию, утвержденный решением Новоспасского районного Совета народных депутатов N 132 от 28.04.1982 г. на государственную регистрацию представлен не был.
В соответствии с п. 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
В рассматриваемом случае, по мнению подателя жалобы судом не была дана оценка законности или незаконности решения о приостановлении государственной регистрации, применительно к п. 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ с учетом того факта, что необходимый для проведения государственной регистрации документ - акт ввода в эксплуатацию утвержденный решением Новоспасского районного Совета народных депутатов N 132 от 28.04.1982 г. представлен в управление заявителем не был.
При этом, представленный на регистрацию акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 17.07.2010 г., который содержал описание объекта недвижимого имущества, но не был утвержден актом органа местного самоуправления и не был подписан председателем приемочной комиссии.
Таким образом, по мнению регистрирующего органа, с учетом того, что на государственную регистрацию не было представлено правоустанавливающего документа (акта, утвержденного Решением Новоспасского районного Совета народных депутатов N 132 от 28.04.1982 г.) и был представлен правоустанавливающий документ, который не был в установленном порядке утвержден органом местного самоуправления и не содержал необходимых подписей (Акт приемочной комиссии о приемке законченного в эксплуатацию законченного строительством объекта от 17.07.2010 г.) возобновление государственной регистрации не представлялось возможным.
Проверив указанные доводы жалобы, апелляционный суд считает их заслуживающим внимания по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.10.2018 г. представитель заявителя обратился в межмуниципальный отдел по Новоспасскому и Николаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное здание на основании решения Новоспасского районного совета народных депутатов N 132 от 28.04.1982 г. об утверждении акта сдачи в эксплуатацию магазина на 4 рабочих места в р.п. Новоспасское (т. 1 л.д. 45 - 47).
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета от 02.10.2018 г. на государственную регистрацию заявителем были представлены следующие документы: Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 02.10.2018 г. N MFC-0113/2018-23294-1; Доверенность от 28.09.2016 г. N 1181683, 73 АА; Решение исполкома Новоспасского районного Совета народных депутатов от 28.04.1982 г. N 132; Платежное поручение от 24.09.2018 г. (т. 1 л.д. 50 - 51).
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета от 16.10.2018 г. N КУВД-001/2018-1689328/1, регистратор уведомил заявителя о приостановлении с 16.10.2018 г. осуществления действий по государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета в отношении здания с кадастровым номером: 73:11:010405:176, расположенного по адресу: 433871, Ульяновская обл., р-н Новоспасский, р.п. Новоспасское, ул. Советская, д. 78, по причине не представления с заявителем от 02.10.2018 г. документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а также по причине того, что содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ.
Регистратор указал в уведомлении, что в качестве правоустанавливающего документа заявителем представлено решение Новоспасского районного Совета народных депутатов N 132 от 28.04.1982 г. (т. 1 л.д. 52).
В силу п. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством РФ случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством РФ должностных лиц.
При проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов, а именно, решения N 132 от 28.04.1982 г., выданного Новоспасским районным Советом народных депутатов усматривается, что Исполком районного совета народных депутатов решил утвердить Акты сдачи в эксплуатацию магазина на 4 рабочих места в р.п. Новоспасское.
Однако, как указывает в уведомлении регистратор, акт сдачи в эксплуатацию данного объекта представлен не был.
Кроме того, регистратор указал, что в данном решении в описании заявленного объекта недвижимости отсутствуют основные характеристики, а именно: адрес заявленного объекта недвижимости, общая площадь, инвентарный номер, в связи с чем невозможно идентифицировать данный объект недвижимости.
На основании изложенного регистратор указал, что проведение государственной регистрации на испрашиваемый объект не представляется возможным, а заявителю рекомендовано представить акт сдачи в эксплуатацию заявленного объекта недвижимости до 16.01.2019 г.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета от 15.11.2018 г., заявителем представлены в управление следующие документы: Заявление о представлении дополнительных документов от 15.11.2018 г. N MFC-0113/2018-35660-1; Доверенность от 28.09.2016 г. N 1181683; Выписка из баланса от 15.12.2018 г. N 48, ТППК "Новоспасский"; Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 17.07.2010 г. (т. 1 л.д. 66-73).
Кроме того, в соответствии с описью документов, принятых для оказания государственных услуг государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета от 12.12.2018 г. заявителем в регистрирующий орган представлен следующий пакет документов: Заявление о предоставлении дополнительных документов от 12.12.2018 г. N MFC-0113/2018-43305-1; Доверенность от 28.09.2016 г.; Выписка из баланса от 11.12.2018 г. ТППК "Новоспасский"; Свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 01.10.1992 г. N УО-35-1; 5. Справка от 11.12.2018 г.; Книга по счету N 01 "Основные средства" от 01.01.1998 г. (т. 1 л.д. 74 - 80).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что в период приостановления государственной регистрации на основании оспариваемого уведомления от 16.10.2018 г. N КУВД-001/2018-1689328/1, заявителем так и не был представлен запрашиваемый управлением документ: Акт сдачи в эксплуатацию магазина на 4 рабочих места в р.п. Новоспасское, который утвержден приложенным к заявлению от 02.10.2018 г. N MFC-0113/2018-23294-1 решением Новоспасского районного Совета народных депутатов от 28.04.1982 г. N 132.
При этом акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения от 03.10.1983 г., утвержденный решением Новоспасского районного Совета народных депутатов от 25.10.1983 г. N 329, полученный регистрирующим органом по межведомственному запросу, а в последствии представленный заявителем в суд первой инстанции, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого уведомления о приостановлении государственной регистрации до 16.01.2019 г., поскольку указанные документы датированы 1983 г., а акты утвержденные решением Новоспасского районного Совета народных депутатов от 28.04.1982 г. N 132, и запрошенные управлением, так и не были представлены.
При этом заявитель не представил в управление сведений о том, что такой документ отсутствует.
Таким образом, у регистрирующего органа, отсутствовали основания для возобновления регистрации по оспариваемому уведомлению.
Кроме того, уведомлением от 15.01.2019 г. N КУВД-001/2018-1689328/2 в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация по указанному обращению заявителя была приостановлена до 11.07.2019 г.
Однако законность и обоснованность уведомления от 15.01.2019 г. N КУВД-001/2018-1689328/2 предметом настоящего спора не является.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что уведомление о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета от 15.01.2019 г. N КУВД-001/2018-1689328/2 вынесено по заявлению самого заявителя, который в заявлении от 11.01.2019 г. N MFC-0113/2019-1035-1 просил приостановить осуществление государственной регистрации прав на срок до 11.07.2019 г.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, повторно исследовав представленные по делу доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, и принимая во внимание то, что: акт сдачи в эксплуатацию магазина на 4 рабочих места в р.п. Новоспасское, утвержденный решением Новоспасского районного Совета народных депутатов N 132 от 28.04.1982 г., запрошенный уведомления от 16.10.2018 г. N КУВД-001/2018-1689328/1, кооперативом до 16.01.2019 г. так и не представлен, при этом кооператив не уведомил регистрирующий орган об отсутствии такого документа; 16.01.2019 г. истек срок приостановления госрегистрации на основании оспариваемого решения N КУВД-001/2018-1689328/1 от 16.10.2018 г., однако кооператив подал заявление от 11.01.2019 г. N MFC-0113/2019-1035-1, в котором просил приостановить осуществление государственной регистрации прав на срок до 11.07.2019 г., рассмотрев которое регистрирующий орган уведомлением от 15.01.2019 г. N КУВД-001/2018-1689328/2 приостановил регистрацию до 11.07.2019 г.; и проверка законности и обоснованности уведомления от 15.01.2019 г. N КУВД-001/2018-1689328/2 предметом настоящего спора не являлась; суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная ст. ст. 198 и 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права незаконным.
В связи с этим у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления кооператива и признания незаконным решения N КУВД-001/2018-4689328/1 от 16.10.2018 г. о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, а также возложения на регистрирующий орган обязанности в установленном порядке произвести государственную регистрацию права собственности Торгово-производственного потребительского кооператива "Новоспасский" на объект недвижимого имущества - здание магазина с кадастровым номером 73:11:010405:176, расположенного по адресу: 433871, Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. Советская, 78.
В силу п.п. 3, 4 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 270 АПК РФ несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение судом норм материального права являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного апелляционную жалобу регистрирующего органа следует удовлетворить, а решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2019 года по делу N А72-318/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований торгово-производственного потребительского кооператива "Новоспасский" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-318/2019
Истец: Тогово- "Новоспасский", ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ "НОВОСПАССКИЙ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области
Третье лицо: Агенство государственного имущества Ульяновской области, АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации МО "Новоспасский район" Ульяновской области, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОСПАССКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области