Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2019 г. N Ф07-11190/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А56-75682/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Жукова Н.А. - приказ от 17.03.2016, решение ед. учредителя от 17.03.2016
от ответчика (должника): Китаев Д.В. - доверенность от 24.06.2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14650/2019) ООО "СНАБТЕХ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2019 по делу N А56-75682/2017 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению ООО "СНАБТЕХ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Об обязании возвратить НДС
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Снабтех", место нахождения: 192102, Санкт-Петербург, ул. Салова, д. 33, ОГРН 1037832039739, ИНН 7814144830 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 192102, Санкт-Петербург, ул. Салова, д. 63, корп. 2, ОГРН 1047827000099, ИНН 7816094165 (далее - Инспекция), возвратить из бюджета НДС за 3 квартал 2014 года в размере 9 797 004 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Котовского, д. 1/10, лит. В, ОГРН 1027806893531, ИНН 7812027792 (далее - Управление казначейства).
Решением суда первой инстанции от 20.04.2019 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представители инспекции с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом 10.11.2014 уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2014 года, Инспекция 25.05.2015 вынесла решения N 5934 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 17 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
ООО "Снабтех" подало апелляционную жалобу на решение Инспекции N 5934 от 25.05.2015 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в которой выразило свое несогласие с выводами, отраженными в решении, просило его отменить в части отказа в возмещении Обществу НДС на сумму 9 797 004 руб. (исх. N 5/2015 от 17.06.2015, вх. N 033891 от 17.06.2015).
УФНС России по Санкт-Петербургу решением от 20.08.2015 N 16-13/39144@ отменило решения Инспекции от 25.05.2015 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 5934 и об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению N 17.
17.11.2015 Обществом в Инспекцию было подано заявление на возврат суммы НДС путем перечисления на указанный расчетный счет в размере 9 797 004 руб. по декларации за 3 кв. 2014 года.
24.11.2015 Инспекция вынесла решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) N 22875, сформировала и направила в УФК России по Санкт-Петербургу заявку на возврат N 18673 от 24.11.2015 НДС в размере 9 797 004 руб.
Следственным управлением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга в рамках уголовного дела N 359044, возбужденного 10.08.2015 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, вынесено постановление от 15.11.2015 о производстве выемки в помещении Управления казначейства заявки на возврат налога.
Поскольку возврат спорной суммы НДС на расчетный счет Общества произведен не был, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что Инспекцией были совершены все предусмотренные законодательством действия на возмещение налогоплательщику НДС из бюджета в порядке, установленном налоговым законодательством; спорная сумма налога не возвращена Обществу в связи с изъятием соответствующей заявки из территориального органа Федерального казначейства на основании постановления следственного органа.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
Порядок возмещения НДС из бюджета (путем зачета и возврата) определен статьей 176 НК РФ.
Пунктом 6 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (пункты 7 и 8 статьи 176 НК РФ)
Как следует из Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган Федерального казначейства перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налогов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 1 статьи 166.1). Такой Порядок утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок).
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (пункт 27 Порядка).
Судом установлено, что заявка на возврат суммы налога, оформленная Инспекцией на основании решения о возврате налога от 24.11.2015 N 22875, была направлена Инспекцией через вышестоящий налоговый орган в Управление казначейства и получена им.
Однако в ходе предварительного расследования уголовного дела в порядке, предусмотренном статьями 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, на основании постановления следственного органа о производстве выемки заявки была изъята в Управление казначейства.
Действующим законодательством Российской Федерации арбитражным судам не предоставлено права оценивать правомерность действий сотрудников следственных органов в процессе осуществления ими уголовно-процессуальных действий.
Таким образом, суды обоснованно указали на то, что совокупность фактических обстоятельств дела свидетельствует о том, что Инспекцией были предприняты все необходимые и предусмотренные налоговым законодательством действия для возврата Обществу спорной суммы НДС.
Доводы подателя жалобы о том, что налоговый орган и Управление казначейства имели право сделать копии электронных документов, изымаемых по постановлению следственного органа, были предметом рассмотрения суда и мотивированно отклонены.
Признавая эти доводы несостоятельными, суд обоснованно указал, что направляемые в территориальный орган Федерального казначейства на отчуждаемом машинном носителе (оптический CD-R диск) файлы с заявкой на возврат являются исполняемыми и предназначены для запуска определенной процедуры. Копирование и запуск данных файлов повлечет за собой ничтожность изъятых следственными органами заявок на возврат с приложением файлов в установленных форматах на отчуждаемом машинном носителе (оптический CD-R диск), что может быть квалифицировано как вмешательство в следственные действия.
Также суд правомерно отметил, что неисполнение заявки на возврат денежных средств связано с действиями следственных органов, и в случае осуществления возврата следственными органами ранее изъятой в рамках предварительного расследования уголовного дела заявки на возврат Обществу НДС, процедура организации исполнения ее требований подлежит возобновлению.
Ссылка заявителя на неправомерное неприменение судом при рассмотрении дела постановления N 65, ошибочна, поскольку в данном постановлении Пленумом ВАС РФ арбитражным судам даны разъяснения о порядке принятия к производству и рассмотрения заявлений налогоплательщиков, предъявленных в суд в защиту права на возмещение НДС.
В данном случае Инспекция осуществила проверку достоверности данных, отраженных Обществом в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2014 года и документах, представленных в обоснование права на возмещение налога.
По итогам проверки, с учетом рассмотрения Управлением жалобы налогоплательщика, налоговый орган принял решения о возмещении и возврате НДС.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС подтверждено Инспекцией в административной (внесудебной) процедуре, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Непоступление возвращенных налоговым органом денежных средств на расчетный счет Общества обусловлено выемкой файла с заявкой на возврат денежных средств следственными органами.
В пункте 7 постановления N 65 указано, что если налогоплательщик предъявил только самостоятельное требование о возмещении НДС, суд проверяет законность и обоснованность мотивов отказа, изложенных в решении налогового органа (при наличии такового), а также возражений против возмещения, представленных налоговым органом непосредственно в суд, и по результатам исследования принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика. При непредставлении налоговым органом каких-либо возражений против возмещения (в том числе непосредственно в суд) суд принимает решение об удовлетворении требования налогоплательщика.
Ввиду отсутствия между Обществом и налоговым органом спора о праве налогоплательщика на возмещение НДС оснований для рассмотрения судом заявленного Обществом в рамках дела имущественного требования, исходя из разъяснений, данных в постановлении N 65, не имелось.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование в связи с этим положений закона не свидетельствует о существенных нарушениях судом норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2019 по делу N А56-75682/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75682/2017
Истец: ООО "СНАБТЕХ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 27 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, СУ УМВД России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга