г. Самара |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А55-39266/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пищулина Евгения Ивановича на решение - не явился, извещен,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - Абрамова М.А., доверенность от 14.06.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пищулина Евгения Ивановича на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2019 года по делу N А55-39266/2018 (судья Мешкова О.В.)
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области,
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пищулину Евгению Ивановичу,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пищулина Е.И. денежных средств в размере 442411,20 руб., ссылаясь на обязанность ответчика возвратить часть ранее выданной субсидии в доход областного бюджета в связи с ннедостижением показателей результативности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пищулин Евгений Иванович просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пищулин Евгений Иванович о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 624 утверждена государственная программа Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2020 годы", целью которой является комплексное развитие и повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
В целях реализации указанной государственной программы постановлением Правительства Самарской области от 01.02.2013 N 21 утвержден Порядок предоставления в 2017 - 2019 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники.
Данный Порядок устанавливает механизм предоставления в 2017-2019 годах на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения понесенных ими в предыдущих финансовых годах (но не ранее 01.01.2013 г.) затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники, в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга) и (или) субаренды (сублизинга) (далее - субсидии).
Из материалов дела следует, что 14.03.2016 г. между ООО "Ротор-лизинг" и ИП главой КФХ Пищулиным Е.И. в рамках программы ОАО "Россельхозбанк" заключен договор N 037016 купли-продажи техники производства ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш": комбайн "Нива-Эффект" СК-5МЭ-1 с копнителем, кондиционером в комплектации: молотилка к комбайну "Нива-Эффект" СК-5МЭ-1 под копнитель с наклонной камерой, кондиционером, Копнитель РСМ- 5.12.00.000, Жатка 5,0 м., общей стоимостью 2 872 798,50 рублей (приложения N 1 к договору).
Оплата приобретенной по договору техники подтверждается: товарной накладной N 320 от 22.06.2016 г. на сумму 2 872 798,50 рублей; счет-фактурой N 00000473 от 22.06.2016 г.; платежным поручением N 1167 от 17.03.2016 г. на сумму 430919,78 рублей; счетом N 571 от 14.03.2016 г. на сумму 2 441878,72 рублей; платежным поручением N 77 от 22.07.2016 г. на сумму 2 872 798,50 рублей.
Актом приема-передачи к договору N 037016 от 14.03.2016 г. подтверждается передача товара (техники) в надлежащем состоянии от Продавца к Покупателю.
03.10.2017 г. Министерство и ИП главой КФК Пищулиным Е.И. заключили соглашение N 246, предметом которого является предоставление последнему из бюджета Самарской области в 2017 году субсидии в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники (пункт 1.1 Соглашения).
Пунктами 3.1., 3.2 и 3.3. раздела 3 Соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:
- получатель соответствует категориям и (или) критериям, установленным Порядком предоставления субсидии;
- получатель не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерства финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов (подпункты 3.3.1- 3.1.2 пункта 3.1).
- у Получателя на первое число месяца, предшествующему месяцу, в котором заключается Соглашение:
- отсутствует задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентов (за исключением процентов за пользование бюджетным кредитом, предоставленным из областного бюджета), подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- отсутствует задолженность по возврату в бюджет Самарской области субсидий, предоставленным Министерством;
- отсутствует задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (Пенсионный фонд Российской Федерации) (если производитель обратился в министерство для предоставления субсидии после 1 июля 2017 года);
- отсутствует задолженность по возврату бюджетного кредита (основного долга), предоставленного из областного бюджета;
- получатель не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, и не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности;
- получатель не является получателем средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в п. 1.1 Соглашения.
- предоставление Получателем документов, необходимых для получения Субсидии, в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Соглашению, соответствие указанных документов требованиям, установленным Порядком предоставления субсидий (пункт 3.2).
- согласие Получателя на осуществление Главным распорядителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления Субсидии.
Все предусмотренные Соглашением условия получения субсидии ИП главой КФК Пищулиным были соблюдены, о чем свидетельствует факт заключения Министерством Соглашения и предоставления ответчику субсидии.
Пунктом 9 Порядка, а также приложением N 2 к Соглашению, предусмотрен перечень документов, необходимых для получения субсидии.
Заключение Министерством Соглашения и предоставления ответчику субсидии указывает на то, что ИП главой КФК Пищулиным были предоставлены в Министерство все предусмотренные пунктом 9 Порядка и приложением N 2 к Соглашению документы.
В соответствии с Порядком предоставления в 2017 - 2019 годах субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники, утверждённым постановлением Правительства Самарской области от 01.02.2013 N 21 ИП Глава К(Ф)Х Пищулину Е.И. была предоставлена субсидия в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники в рамках государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 624, в размере 574 560 рублей, что подтверждается платежным поручением от 10.10.2017 N 9491 на сумму 574 560 рубля.
Согласно пункту 6 Порядка после получения субсидий получатели должны соблюдать определенные настоящим пунктом условия, в том числе достижение показателей результативности, указанных в пункте 12 Порядка.
В соответствии с абзацем 2 пункта 12 Порядка показателями результативности предоставления субсидии является ежегодное в течение двух лет начиная с года получения субсидии увеличение по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур, и (или) птицы на убой (в живом весе), и (или) молока (за исключением случаев обеспечения в году, предшествующем году получения субсидии, производства молока в расчете на одну корову молочного стада не менее 4510 килограммов) не менее чем на один процент, и (или) скота на убой (в живом весе) не менее чем на шесть процентов (за исключением случаев фактической невозможности увеличения производства в результате последствий чрезвычайной ситуации, подтвержденных соответствующими актами).
Значения показателей результативности предоставления ответчику в 2017 году субсидии конкретизированы в приложении N 3 к Соглашению, согласно которому показателем результативности является ежегодное в течение двух лет начиная с года получения субсидии увеличение по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур, не менее чем на один процент (за исключением случаев фактической невозможности увеличения производства в результате последствий чрезвычайной ситуации, подтвержденных соответствующими актами).
Согласно пункту 5.3.3 Соглашения, Получатель субсидии обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в Приложении N 3 к Соглашению
Пунктом 5.3.4 Соглашения предусмотрено, что Получатель субсидии обязуется обеспечить предоставление Главному распорядителю (Министерству) в срок до 31 декабря ежегодно в течение двух лет начиная с года получения субсидии отчет о достижении значений результативности.
Согласно п. 16 Порядка Министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В ходе проверки, проведенной министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области установлено, что в нарушение пунктов 6, 12 Порядка ИП Главой К(Ф)Х Пишулиным Е.И. не достигнут показатель результативности по ежегодному в течение двух лет, начиная с года получения субсидии, увеличения по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур не менее чем на один процент.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления по почте 28.09.2019 Министерством ответчику требования исх. от 17.09.2018 N МСХ-2-5-4/4082 о возврате в областной бюджет субсидии в размере 442411,20 руб., что подтверждается почтовой квитанцией и реестром об отправке.
Поскольку требование заявителя ответчиком добровольно не было исполнено, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Ответчик, возражая относительно заявленных требований ссылается на то, что из буквального толкования абзаца 2 пункта 12 Порядка, а также значения содержащихся в пунктах 5.3.3 и 5.3.4 Соглашении слов и выражений, показателем результативности предоставления ответчику в октябре 2017 года субсидии, является увеличение производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур в 2018 году по отношению к предшествующему 2017 году (т.е. году получения субсидии), не менее чем на один процент, а далее, в 2019 году по отношению к предшествующему 2018 году, не менее чем на один процент (т.е. ежегодное в течение двух лет начиная с года получения субсидии увеличение по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур не менее чем на один процент).
В данном споре, требования Министерства основаны на сравнении показателей производства зерновых и зернобобовых культур в 2017 году по отношению к предшествующему 2016 году, что, по мнению ответчика, противоречит требованиям пунктов 6, 7 и 12 Порядка, а также условиям заключенному между истцом и ответчиком Соглашения.
Согласно позиции ответчика, учитывая, что субсидия Министерством предоставлена ИП главе КФХ Пищулину Е.И. в октябре 2017 года, достижение показателей результативности, указанных в пункте 12 Порядка должны соблюдаться им после получения субсидии, т.е. в 2018 году по отношению к предшествующему 2017 году, а также в 2019 году по отношению к предшествующему 2018 году. Согласно отчету по показателям результативности, предоставленному в 2018 году ответчиком Министру сельского хозяйства Самарской области Абашину Н.В., в текущем 2018 году ответчиком произведено - 798 ц. зерновых и зернобобовых культур, а в предшествующем 2017 году - 750 ц., т.е. более чем на 1 процент (Расчет: 750 ц. принимается за 100% и один процент от 750 % составляет 7,50 процент). Таким образом, согласно доводам ответчика, показатель результативности производства ответчиком зерновых и зернобобовых культур в 2018 году составляет увеличение производства данных видов культур на более 6 % по отношению к предшествующему году получения субсидии, и оснований для возврат субсидии не имеется в связи с выполнением условий Порядка и Соглашения.
Суд первой инстанции правомерно посчитал позицию ИП главе КФХ Пищулина Е.И ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права и неправильном толковании положений Соглашения, в связи с чем указанные им доводы подлежащими отклонению с учетом следующего.
Действительно, в силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Ответчик не верно полагает, что, несмотря на то, что субсидия им получена в 2017 году, достижение показателей результативности должны им соблюдаться только начиная с 2018 года но отношению к 2017 году.
Данная позиция ответчика противоречит нормативному правовому акту Правительства Самарской области, а именно Порядку предоставления в 2017 - 2019 годах субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники, утверждённому постановлением Правительства Самарской области от 01.02.2013 N 21.
Согласно положениями пунктов 6, 12 Порядка установлено, что показателями результативности предоставления субсидии является ежегодное в течение двух лет, начиная с года получения субсидии увеличение по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур не менее чем на один процент.
В соответствии с Соглашением о предоставлении в 2017 году субсидий за счёт средств областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники от 03.10.2017 N 246 (далее - Соглашение), заключенное между министерством и главой КФХ Пищулиным Е.И., главе КФХ Пищулину Н.И. была предоставлена субсидия в размере 574560 рублей, и перечислена платежным поручением от 10.10.2017 N9491, т.е. субсидия предоставлена в 2017 году, следовательно, согласно положениям Порядка, показатели результативности должны быть рассчитаны начиная с года получения субсидии, т.е. с 2017 года, а не только с 2018 года, как ошибочно полагает ответчик.
То обстоятельство, что пунктом 5.3.4 Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется обеспечить предоставление Главному распорядителю (Министерству) в срок до 31 декабря ежегодно в течение двух лет начиная с года получения субсидии отчет о достижении значений результативности, также подтверждает позицию Министерства и не свидетельствует о том, что не подлежат сравнению показатели производства зерновых и зернобобовых культур в 2017 году по отношению к предшествующему 2016 году, как ошибочно полагает ответчик.
Согласно отчёту по показателям результативности от 29.12.2017, представленному ИП Главой К(Ф)Х Пишулиным Е.И. по форме в соответствии с приложением N 4 к Соглашению о предоставлении в 2017 году субсидий за счёт средств областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники от 03.10.2017 N246 в Министерство, производство зерновых и зернобобовых культур в предыдущем - 2016 году составило 3280 центнеров, а в году предоставления субсидии (в 2017 году) - 750 центнеров.
Таким образом, увеличение производства произошло менее чем на один процент, что видно из следующего расчёта: 3 280 принимается за 100%, а один процент = 32,80. Следовательно, в текущем году должно было быть произведено не менее 3 280 + 32,80 = 3312,80 центнеров, в то время как согласно отчётным данным произведено 750 центнеров.
Пунктом 13 Порядка установлено, что в случае если получателем субсидии не достигнуты значения показателей результативности, предусмотренные пунктом 12 Порядка, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в объеме, рассчитанном по формуле VB03BpaTa = Усубсидии х к.
Расчёт суммы субсидии, подлежащей возврату, представленный Министерством проверен и признан правильным.
В соответствии с пунктом 15 Порядка, получатель в случае нарушения условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии или её части возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или её часть.
В случае если субсидия или её часть не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
Обязанность по возврату средств областного бюджета возникла у ИП Главы К(Ф)Х Пищулина Е.И. с момента предъявления соответствующего требования министерства.
Требование о возврате в доход областного бюджета 442411,20 рублей направлено в адрес ответчика - ИП Главы КФХ Пищулина Е.И. письмом от 17.09.2018 N МСХ-2-5-4/4082. Однако до настоящего времени указанная сумма ответчиком не возвращена.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2019 года по делу N А55-39266/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-39266/2018
Истец: Министерство сельского хозяйства и природопользования Самарской области
Ответчик: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Пищулин Евгений Иванович, ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Пищулину Е.И., Представитель Баранов Сергей Александрович