город Самара |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А55-4834/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал" на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2019 (судья Ястремский Л.Л.), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А55-4834/2019 по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к муниципальному предприятию городского округа Самара "Ремжилуниверсал" о взыскании долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к муниципальному предприятию городского округа Самара "Ремжилуниверсал" (далее - ответчик) о взыскании 11 976 руб. 10 коп. долга, 1 072 руб. 36 коп. пени.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2019 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, нарушением норм процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (НО "ФКР") (далее - Истец) создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Закон N 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 года N 79, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 года N 357.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч. 1 ст. 180 ЖК РФ, ч. 2 ст. 28 Закона N 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Согласно ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных ч. 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно ч. 1 ч. 3 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме
В соответствии ч. 1, ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, ч. 2. ч. 3 ст. 7 Закона N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее -Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. Согласно ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ст. 171 ЖК РФ, ч.1 ст.9 Закона 60-ГД в ред. закона Самарской области от 07.04.2014 N 32-ГД). Согласно ч.1 ст.9 в ред. закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2017, 2018 гг. производится на основании постановлений Правительства Самарской области от 08.06.2016 N 293, от 17.05.2017 N 319, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2017, 2018 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 рублей.
Обосновывая заявленные требования, истец указал на то, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, ул. Енисейская, д. 47 / ул. Елизарова, д. 70 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО "ФКР". Ответчику в данном многоквартирном доме на праве хозяйственного ведения принадлежит нежилое помещение (127 кв.м нежилое помещение на цокольном этаже), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.01.2019 N 99/2019/241611946, а также выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 28.01.2019 N 99/2019/241593008.
Для исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт как собственника помещения в указанном многоквартирном доме, истцом предоставляются платежные документы. Однако ответчик не исполняет своей обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Ответчиком не оплачены платежные документы за период с 01.05.2017 по 31.07.2018 на сумму 11 976 руб. 10 коп.
В адрес ответчика была направлена претензия с просьбой оплатить сумму задолженности. Претензия ответчиком получена 09.09.2018, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении почтового отправления.
В ответ на претензию ответчик не представил возражений по начислениям, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт не исполнил.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что 17.05.2013 ответчиком был заключен договор аренды N 8-2013 с ООО "Золотой лев" (далее - Арендатор) на данное помещение.
17.05.2018 вышеуказанный договор был, расторгнут по согласию сторон.
18.05.2018 ответчиком вновь был заключен договор аренды N 8-2013-2018 с ООО "Золотой лев" на вышеуказанное помещение.
В связи с этим, ответчик полагал, что задолженность с 01.05.2017 по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме образовалась по вине Арендатора, тем самым муниципальное предприятие городского округа Самары "Ремжилуниверсал" является ненадлежащим ответчиком по взысканию задолженности за период с 01.05.2017 по 31.07.2018.
Также ответчик указал на то, что является муниципальным предприятием, которому на основании приказов Департамента управления имущества г.о. Самара в хозяйственное ведение передано недвижимое имущество в целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в собственности г.о. Самара. Данные объекты ответчиком сдаются в Аренду юридическим и физическим лицам (далее - Арендаторы). По причине того, что Арендаторы не своевременно производят выплаты по договорам аренды, у ответчика образуются задолженности, в том числе и перед истцом.
Ответчик заявил, что не исключает возможности заключения мирового соглашения по данному делу, в случае отказа истцом в исковых требованиях в части пеней в полном объеме.
Кроме того, ответчик в отзыве на исковое заявление обратил внимание суда на то, что не получал от истца документы, указанные в приложении к исковому заявлению.
Суд первой инстанции признал доводы ответчика необоснованными на основании следующего.
В адрес ответчика истцом было направлено исковое заявление с приложением копий документов к нему, заказным письмом с уведомлением. Указанные документы ответчиком были получены 09.09.2018, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении почтовой корреспонденции (44312627705317), копия которого была приложена к материалам дела.
Кроме того, в порядке ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не был лишен возможности ознакомиться с представленными истцом материалами в дело, также проверить их законность и обоснованность.
Статьями 294, 295 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
Исковое заявление подано в Арбитражный суд Самарской области в отношении нежилого помещения по адресу: г. Самара, ул. Енисейская, л. 47/ ул. Елизарова, д. 70, принадлежащее на праве хозяйственного ведения МП г. о. Самара "Ремжилуниверсал", которое было зарегистрировано 21.03.2013 регистрационная запись N 63-63-01/550/2013-079, что подтверждается приложенной к исковому заявлению Выпиской из ЕГРН от 28.01.2019 N 99/2019/241611946.
Пункт 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусматривает, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (абзац пятый пункта 1 статьи 216 ГК РФ). В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения с момента его регистрации обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Иных собственников по данному адресу зарегистрировано не было за указанный период взыскания.
Таким образом, наличие сторонних договоров аренды ответчика, не освобождает его от обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт, как собственника помещения указанного многоквартирного дома.
В соответствии с п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 210, 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 158, 169, 171, 180, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2019 по делу N А55-4834/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4834/2019
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Ремжилуниверсал"