г. Саратов |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А12-199/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 мая 2019 года по делу N А12-199/2019 (судья Репникова В.В.)
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к управлению "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Гончарова Тамара Викторовна (г. Волгоград), Прохорова Наталия Александровна (г. Волгоград), акционерное общество "Волгоградгоргаз" (400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 38, ОГРН 1023403434010, ИНН 3434000560), общество с ограниченной ответственностью "Центр промышленно-технического сервиса" (404122, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Горького, д. 17, кв. 77, ОГРН 1173443011488, ИНН 3435130297), общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 13, ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202), военная прокуратура Волгоградского гарнизона Южного военного округа (г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 1)
о признании недействительными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение, заявитель) с заявлением о признании незаконным предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрация Волгограда (далее - административный орган, Управление) от 11.09.2018 N 3371-р.
Определением суда первой инстанции от 28 января 2019 года заявление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России принято, возбуждено производство по делу N А12-199/2019.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрация Волгограда от 30.10.2018 N 4258-р.
Определением суда первой инстанции от 21 марта 2019 года заявление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России принято, возбуждено производство по делу N А12-5973/2019.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 апреля 2019 года дела N А12-199/2019, N А12-5973/2019 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А12-199/2019.
Решением суда первой инстанции от 16 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. им. Жолудева, д. 9а, на основании лицензии от 17.08.2017 N 034000333, сведения об управлении указанным домом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесены в установленном порядке в реестр лицензий Волгоградской области.
На основании распоряжения от 03.09.2018 N 3371-р с целью проверки доводов, указанных в обращениях граждан по вопросам законности отключения коммунальной услуги по газоснабжению в квартирах N 120, N 320 многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. им. Жолудева, д. 9а, Управлением проведена внеплановая выездная проверка ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, по результатам которой составлен акт проверки от 11.09.2018 N 3371-р.
В ходе проверки административным органом установлено, что внутридомовое газовое оборудование находится в ненадлежащем техническом состоянии, согласно договору на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования общего имущества от 31.08.2018, заключенному между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ООО "Центрпромсервис", на обслуживании в находится 17 плит ПГ-4, при этом шесть плит ПГ-4 находятся в разукомплектованном и не пригодном к эксплуатации состоянии, газовые плиты (ПГ-4) на всех этажах в кухонных помещениях многоквартирного дома отсутствуют, коммунальная услуга по газоснабжению не предоставляется.
11.09.2018 административным органом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выдано предписание N 3371-р об устранении нарушений обязательных требований, согласно которому учреждению надлежит в срок до 18.10.2018 с целью обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан принять необходимые меры к восстановлению системы газоснабжения, а также внутридомового газового оборудования (обеспечить наличие газовых плит ПГ-4), принять меры для восстановления коммунальной услуги по газоснабжению в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. им. Жолудева, д. 9а.
На основании распоряжения от 18.10.2018 N 4258-р с целью проверки исполнения предписания от 11.09.2018 N 3371-р Управлением проведена внеплановая выездная проверка ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, по результатам которой составлен акт проверки от 30.10.2018 N 4258-р.
В ходе проверки Управлением установлено, что предписание от 11.09.2018 N 3371-р ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не исполнено.
30.10.2018 административным органом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выдано предписание N 4258-р об устранении нарушений обязательных требований, согласно которому учреждению надлежит в срок до 30.11.2018 с целью обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан принять необходимые меры к восстановлению системы газоснабжения, а также внутридомового газового оборудования (обеспечить наличие газовых плит ПГ-4), принять меры для восстановления коммунальной услуги по газоснабжению в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. им. Жолудева, д. 9а.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, полагая, что выданные Управлением предписания от 11.09.2018 N 3371-р, от 30.10.2018 N 4258-р являются незаконными и нарушают права и законные интересы учреждения, обратилось с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых предписаний.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и пред-назначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "д" пункта 2, пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры): внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (спусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующею оборудования, входящего в состав внутри квартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Правил содержания общего имущества определено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещении в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил содержания общего имущества ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пункты 2.1. 2.1.1. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), также определяют, что управляющая организация обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах в содержании жилых зданий дефекты и неисправности и в установленном порядке принимать меры по их устранению.
Из содержания пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, следует, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, отнесены организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений. При выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Таким образом, обследование технического состояния многоквартирного дома, в том числе систем внутридомового газового оборудования, принятие мер по устранению нарушений и неисправностей указанного оборудования после обследования, выбор технического решения, способа и исполнителя устранения обнаруженных дефектов, осуществляет управляющая организация в рамках своей деятельности по управлению многоквартирным домом.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) исполнитель, которым на основании пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно разделу V приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг одним из требований к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва газоснабжения - не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Согласно приложению N 1 к договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, от 20.09.2017 N 3-УЖФ-ЮВО-01 многоквартирный дом по адресу: г. Волгоград, ул. им. Желудева, д. 9А, 1971 года постройки, имеет статус общежития.
Таким образом, кухонные помещения, расположенные на всех этажах дома, в которых должны находиться газовые плиты, и газовые плиты (17 плит ПГ-4, согласно договору на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования общего имущества N 1) включены в состав общего имущества собственников помещений данного дома.
Факты нахождения внутридомового газового оборудования в ненадлежащем техническом состоянии, отсутствия газовых плит и неоказания коммунальной услуги по газоснабжению, установленные административным органом в ходе проверки, заявителем не опровергнуты.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что многоквартирный дом по адресу: г. Волгоград, ул. им. Желудева, д. 9А, признан аварийным и подлежащим сносу.
Учреждение указывает, что согласно отчету о вибродинамических испытаниях от 07.09.2018 наблюдается ненадлежащее состояние внутридомовых газовых сетей и аварийное состояние строительной конструкции здания в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующейся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
В соответствии с письмом администрации Волгограда от 25.05.2018 здание по адресу: г. Волгоград, ул. им. Желудева, д. 9А, находится в неудовлетворительном состоянии, обладает всеми признаками для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно письму ООО "Центр промышленно-технического сервиса" от 11.10.2018, предоставляющему услуги по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. им. Желудева, д. 9А, возобновление подачи газа может привести к негативным последствиям и не будет соответствовать технике безопасности, до момента подачи газа необходимо провести комплекс работ, направленных на улучшение качества объекта, замену его основных, наиболее значимых узлов или конструктивных элементов, при наличии возможности проведения подобных действий.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные доводы заявителя обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как установлено судом, до настоящего времени многоквартирный дом по адресу: г. Волгоград, ул. им. Желудева, д. 9А в установленном порядке не признан аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, не расселен, в данном многоквартирном доме проживают граждане.
Пунктом 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации предусмотрено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Из изложенного следует, что необходимость проведения работ капитального характера само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию общего имущества дома в надлежащем состоянии и предоставлению коммунальных услуг до проведения соответствующих работ.
Доказательства нахождения системы газоснабжения в аварийном состоянии либо наличия иных оснований для приостановления подачи газа, устранение которых находится вне компетенции управляющей организации - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о признании незаконными предписаний Управления от 11.09.2018 N 3371-р, от 30.10.2018 N 4258-р.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 мая 2019 года по делу N А12-199/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-199/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА" АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА" АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, АО "ВОЛГОГРАДГОРГАЗ", Военная прокуратура Волгоградского гарнизона Южного военного округа, Гончарова Викторовна Тамара, Гончарова Т.В., ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВОЛГОГРАД", ООО "Центр промышленно-технического сервиса", Прохорова Александровна Наталия, Прохорова Н.А.
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54160/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54160/19
23.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7199/19
16.05.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-199/19