г. Москва |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А41-87799/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Искендеровой Я.Г.,
в судебном заседании участвуют представители:
от закрытого акционерного общества "Знаменское" - Шведков Д.А. представитель по доверенности от 15.01.2019; Ротков С.Г. представитель по доверенности от 13.005.2019);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен на
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Знаменское" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2019 года по делу N А41-87799/18, принятое судьей Гриневой А.В., по иску Закрытого акционерного общества "Знаменское" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании,
,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Знаменское" (далее - ЗАО "Знаменское") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра,) с требованиями :
1. Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости N МО-18/РКФ333648 от 29 июня 2018 г. признать незаконным и отменить.
2. Обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области изменить разрешенный вид использования земельного участка кадастровый номер 50:19:0040210:12 площадью 624638,86 кв.м. адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Рузский район, земли АО "Октябрьское" вблизи д. Ватулино с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
3. Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости N МО-18/РКФ333656 от 29 июня 2018 г. признать незаконным и отменить.
4. Обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Изменить разрешенный вид использования земельного участка кадастровый номер 50:19:0040210:13 площадь 2260346 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Рузский район, д. Тишино с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2019 года по делу N А41-72825/18, в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 123-125).
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "Знаменское" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельных участков: - с кадастровым номером 50:19:0040210:12, площадью 624 638 кв. м, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства", расположенного относительно ориентира в границах участка по почтовому адресу: Московская обл., Рузский р-н, земли АО "Октябрьское", вблизи д. Ватулино, - с кадастровым номером 50:19:0040210:13, площадью 226 346 кв. м, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства", расположенного относительно ориентира в границах участка по почтовому адресу: Московская обл., Рузский р-н, д. Тишино, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
27 ноября 2014 года Администрацией приняты постановления N N 632 и 630 в соответствии с которыми разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта".
Указанное постановление принято на основании Правил землепользования и застройки сельского поселения Старорузское, утвержденных решением представительного органа местного самоуправления от 15.08.2013 N 66/335, согласно которым указанные земельные участки входят в зону ПР-6 "Зона воздушного спорта".
03.04.2018гЗАО "Знаменское" обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта". Заинтересованным лицом осуществление государственной регистрации было приостановлено.
29.06.2018 г. управлением вынесены отказы в учете изменений объектов недвижимости за N МО-18/РКФ-333648 (т. 1, л.д. 46) и за N МО-18/РКФ-33656 (т. 1, л.д. 47).
Посчитав отказы незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, признал их необоснованными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
При этом частью 4 указанной статьи установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно части 3 указанной статьи, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 относятся к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 указанной статьи в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Старорузское 2013 года, а также в соответствии с генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское от 25.01.2013 N 55/290, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040210:12 расположен вне границ населенного пункта в трех функциональных зонах: зоне воздушного спорта (С-10), зоне коммунально-складских объектов (П-2), прочие (Р-5), а земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040210:13 расположен вне границ населенного пункта в трех функциональных зонах: зоне воздушного спорта (С-10), зоне индивидуального строительства (Ж-5), зоне зеленых насаждений общего пользования (Р-4).
Между тем на основании Закона Московской области от 28.12.2016 N 184/2016-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Рузского муниципального района" территории городского поселения Руза, городского поселения Тучково, сельского поселения Волковское, сельского поселения Дороховское, сельского поселения Ивановское, сельского поселения Колюбакинское, сельского поселения Старорузское объединены без изменения границ территории Рузского муниципального района, а городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Рузского муниципального района, наделено статусом городского округа - Рузский городской округ.
В соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области от 16.10.2017 N 131/12 земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 расположены в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ1).
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции, принимая во внимание, что муниципальное образование сельское поселение Старорузское вошло в состав Рузского городского округа, на территории которого были приняты новые Правила землепользования и застройки территории, обоснованно посчитал, что при определении того к какой территориальной зоне относятся те или иные земельные участки необходимо руководствоваться положениями Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области, утвержденных 16.10.2017.
Также арбитражный суд первой инстанции верно исходил из того, что согласно Перечню особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 15.02.2017 N 104/5, земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 относятся к особо ценным сельскохозяйственным угодиям.
То обстоятельство, что постановлением Правительства Московской области от 04.12.2018 N 908/42 земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0040210:12 и 50:19:0040210:13 исключены из особо ценных сельскохозяйственных угодий, не влияет на законность обжалуемого судебного акта, так как названное постановление принято после вынесения обжалуемого решения.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Следовательно, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
Данный вывод также подтверждается Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, согласно которому зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, до принятия специального законодательства, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых только в границах населенных пунктов. С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Как указывалось ранее, спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, что подтверждается постановлением Правительства Московской области от 15.02.2017 N 104/5, а также Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области от 16.10.2017.
Данные нормативные правовые акты в части отнесения спорных земельных участков к сельскохозяйственным угодьям не отменены, не оспорены в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции верно указал, что в настоящее время невозможно изменить вид разрешенного использования данных земельных участков путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости на "для размещения объектов несельскохозяйственного назначения - воздушного спорта".
При таких обстоятельствах решение об отказе в удовлетворении требований является обоснованным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе,, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2019 года по делу N А41-87799/18,оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87799/2018
Истец: ЗАО "Знаменское"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143403, МОСКОВСКАЯ область, р-н. КРАСНОГОРСКИЙ, г. КРАСНОГОРСК, ул. РЕЧНАЯ, д. 8
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ