г. Владивосток |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А24-442/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Арутюняна Мгера Грантовича,
апелляционное производство N 05АП-3749/2019
на решение от 19.04.2019
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-442/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Арутюняна Мгера Грантовича (ИНН 410100041858, ОГРН 304410120300088)
о признании незаконными приказа от 12.12.2018 N 145-П/3К и заключения Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101172701, ОГРН 1154101004683) N 134 от 13.12.2018
третьи лица: Муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа", Муниципальное казенное учреждение "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа",
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Арутюнян Мгер Грантович (далее - заявитель, предприниматель, Арутюнян М.Г.) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании незаконным приказа от 12.12.2018 N 145-П/3К и заключения от 13.12.2018 об обследовании земель (земельного участка) N 134, вынесенных Контрольным управлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - контрольное управление, учреждение).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определениями суда от 25.02.2019 и от 13.03.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа", муниципальное казенное учреждение "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа" (с учетом уточнения наименования).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 19.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Арутюнян М.Г. обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии правового регулирования деятельности комиссии, уполномоченной на проведение рейдового осмотра, порядка ее образования, а также нормативного закрепления ее функций и полномочий, что, по мнению заявителя, ставит под сомнение легитимность комиссии как органа государственной власти. Также отмечает, что в ходе проверки комиссия не запрашивала правоустанавливающие документы на размещение нестационарного торгового объекта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании проступившей служебной записки от 10.12.2018 по факту незаконного нахождения нестационарного торгового объекта в районе дома N 1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском по поручению Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа контрольным управлением издан приказ от 12.12.2018 N 145-П/ЗК "О проведении рейдового осмотра", которым, в том числе создана комиссия, уполномоченная на проведения осмотра, определен период начала и окончания проведения рейдового осмотра.
13.12.2018 комиссией, сформированной на основании приказа от 12.12.2018 N 145-П/ЗК, проведено обследование в районе проспекта 50 лет Октября на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010118:694, находящемся в ведении Петропавловск-Камчатского городского округа, в результате которого было установлено наличие на данной территории 1 (одного) нестационарного торгового объекта, без действующих правоустанавливающих документов на размещение данного объекта.
По результатам рейдовой проверки было составлено заключение об обследовании земель (земельного участка) N 134.
09.01.2019 специалистами учреждениями было размещено сообщение о необходимости освободить земельный участок по проспекту 50 лет Октября от самовольно размещенного объекта не капитального строительства на самом объекте.
Полагая, что указанное заключение об обследовании земельного участка от 13.12.2018 N 134, а также приказ от 12.12.2018 N 144-П/ЗК, на основании которого проведено обследование земель являются незаконными, предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда не подлежит отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления мероприятий муниципального земельного контроля в соответствии с положениями Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.02.2012 N 490-нд "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Решение N 490-нд) комиссией, уполномоченной на проведение рейдовой проверки, в соответствии с приказом контрольного управления от 12.12.2018 N 145-П/ЗК "О проведении рейдового осмотра", проведена рейдовая проверка земельного участка в кадастровом квартале 41:01:0010118:694 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. 50 лет Октября.
Согласно пункту 1.2 Решения N 490-нд муниципальный земельный контроль - деятельность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице ее уполномоченного органа по контролю за использованием земли как природного объекта и природного ресурса, земельных участков и частей земельных участков на территории городского округа, включая организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами, законами Камчатского края и муниципальными правовыми актами городского округа.
Уполномоченным органом администрации, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории городского округа, является Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 1.3 Решения N 490-нд).
В силу пункта 1.6 Решения N 490-нд муниципальный земельный контроль на территории городского округа осуществляется:
- в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в форме плановых и внеплановых проверок, осуществляемых в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (подпункт 1.6.1);
- в отношении физических лиц - в форме плановых и внеплановых проверок в соответствии с разделом Решения N 490-нд (подпункт 1.6.2);
- в отношении земель на территории городского округа с целью выявления признаков нарушения использования земельных участков, а также установления лиц, являющихся возможными нарушителями - в форме обследования территории городского округа посредством организации и проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий, земельных участков (подпункт 1.6.3).
По правилам пункта 5.1 Решения N 490-нд муниципальный земельный контроль в отношении земель на территории городского округа осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами, а также на основании заявлений и сообщений физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа, содержащих сведения о нарушениях земельного законодательства, а также правовых актов городского округа в сфере земельных отношений.
В силу пункта 5.3 Решения N 490-нд рейдовая проверка осуществляется на основании приказа уполномоченного органа - контрольного управления. Рейдовый осмотр осуществляется комиссией в составе не менее трех человек на основании приказа руководителя органа администрации, уполномоченного на проведение муниципального земельного контроля - контрольного управления. В состав комиссии включаются муниципальный инспектор и два специалиста уполномоченного органа.
Кроме того, пунктом 5.3 Решения N 490-нд предусмотрено, что при обнаружении комиссией признаков размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и необходимости решения вопроса освобождения самовольно занятых земельных участков, демонтажа и (или) вывоза соответствующих объектов, в состав дополнительно включаются специалист Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, специалист муниципального казенного учреждения "Управление благоустройства г. Петропавловска-Камчатского", специалист Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Персональный состав комиссии, уполномоченной на проведение рейдовой проверки в соответствии с приказом контрольного управления от 12.12.2018 N 145-П/ЗК, включает в себя: главного специалиста-эксперта отдела контроля благоустройства территории контрольного управления Дехтярь Татьяну Николаевну; консультанта отдела контроля благоустройства территории контрольного управления Сыричко Евгению Сергеевну; консультанта отдела контроля благоустройства территории контрольного управления Лукоянова Анатолия Михайловича; консультанта отдела территориального планирования Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Белоусову Ольгу Николаевну (по согласованию); главного специалиста-эксперта отдела благоустройства и природопользования Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Тонких Елену Сергеевну (по согласованию); начальника отдела контроля санитарного состояния территории Петропавловск-Камчатского городского округа муниципального казенного учреждения "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" Лопатину Юлию Алексеевну (по согласованию).
В соответствии с пунктом 5.5 Решения N 490-нд по результатам обследования земель (земельных участков) оформляется заключение об обследовании, которое подписывается членами комиссии, проводившими обследование.
Пунктом 5.9 Решения N 490-нд предусмотрено, что в случае обнаружения в ходе рейдовой проверки правонарушений комиссией принимается одно из следующих решений: о самозащите права в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации; о направлении результатов рейдовой проверки в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для восстановления нарушенного права в судебном порядке.
По условиям пункта 6.3 Решения N 490-нд освобождение самовольно занятого земельного участка, демонтаж и (или) вывоз, хранение материалов демонтажа, самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и иного имущества, организуемое с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", осуществляется учреждением на основании решения комиссии, указанного в подпункте 5.9.1 Решения N 490-нд.
При установлении лица, самовольно занявшего земельный участок, самовольно разместившего объект, не являющийся объектом капитального строительства, учреждение не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в подпункте 5.9.1 Решения N 490-нд, направляет в адрес установленного лица уведомление об освобождении самовольно занятого земельного участка либо уведомление о демонтаже и (или) вывозе самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с указанием срока освобождения/демонтажа - не более десяти рабочих дней со дня получения уведомления (пункт 6.8 Решения N 490-нд).
По правилам пункта 6.12.1 Решения N 490-нд, в случае если в течение срока, установленного уведомлением, указанным в пункте 6.8 Решения N 490-нд, самовольно занятый земельный участок не будет освобожден, самовольно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства не будут демонтированы и (или) вывезены, учреждение освобождает самовольно занятый земельный участок, осуществляет демонтаж и (или) вывоз самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с пунктами 6.2 и 6.3 названного Решения.
Согласно пункту 6.12.3 Решения N 490-нд освобождение самовольно занятого земельного участка, демонтаж самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также вывоз на временное хранение материалов демонтажа и иного имущества осуществляется учреждением и оформляется актом об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже и (или) вывозе самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В результате рейдовой проверки, проведенной 13.12.2018, установлено, что на земельном участке, расположенном в районе ул. 50 лет Октября, г. Петропавловск-Камчатский, государственная собственность на который не разграничена, размещена 1 (одна) единица нестационарного торгового объекта без правоустанавливающих документов, выданных уполномоченным органом администрации.
Установление данного земельного нарушения явилось основанием для принятия комиссией решения о самозащите права в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации, которое отражено в заключении по результатам обследования от 13.12.2018 N 134 и подписано вышеуказанными членами комиссии.
Как следует из материалов дела и не оспаривается предпринимателем, располагавшийся нестационарный торговый объект (купава желтого цвета с вывеской "Сказочное Бистро") в районе дома N 1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском, принадлежит Арутюняну М.Г.
При этом правоустанавливающих документов на размещение данного объекта на земельном участке у предпринимателя не имеется.
Земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного пользования) МКУ "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа".
В связи с этим, оснований для признания приказа от 12.12.2018 N 145-П/3К о проведении рейдового осмотра и заключения об обследовании земель N 134 незаконными, не имеется.
Делая данный вывод, коллегия исходит из того, что заключение об обследовании земель (земельного участка) от 13.12.2018 N 134 составлено комиссией, уполномоченной на проведение рейдовой проверки приказом руководителя контрольного управления, содержит в себе необходимые приложения, вид принимаемого решения и соответствует положениям Решения N 490-нд.
Кроме того, порядок формирования комиссии, в том числе в персональном составе для проведения конкретного мероприятия в рамках муниципального земельного контроля, полномочия комиссии установлены положениями Решения N 490-нд, в силу чего действия, совершенные комиссией при проведении рейдовой проверки, являются законными.
По изложенному, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правового регулирования деятельности комиссии, уполномоченной на проведение рейдового осмотра, порядка ее образования, а также нормативного закрепления ее функций и полномочий опровергаются вышеприведенными положениями.
Что касается ссылки апеллянта на то, что в ходе проверки комиссия не запрашивала правоустанавливающие документы на размещение нестационарного торгового объекта, то таковая коллегией также не принимается, поскольку не опровергает факта отсутствия таких документов у заявителя, учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела в суде размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке на законных основаниях предпринимателем не доказана.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемые приказ и заключение контрольного управления, не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.04.2019 по делу N А24-442/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-442/2019
Истец: ИП Арутюнян Мгер Грантович
Ответчик: Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа -
Третье лицо: МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа", МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа"
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4810/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4810/19
23.07.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3749/19
19.04.2019 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-442/19
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-442/19