г. Санкт-Петербург |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А56-15807/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Денисенко Т.П. по доверенности от 23.04.2019
от заинтересованного лица: Асташенкова Е.И. по доверенности от 22.01.2019
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14314/2019) Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2019 по делу N А56-15807/2019 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; 2) ООО "РЭО "Сервис"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А; далее - заявитель, Комитет, КРПиПР) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 26.12.2018 по делу N 1-00-49/78-03-18 и предписания от 17.12.2018 по делу N 1-00-49/78-03-18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (ОГРН: 1027809244561, адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; далее - КИО, третье лицо-1), общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная организация "Сервис" (ОГРН: 1037843115815, адрес: 192148, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, лит. А; далее - ООО "РЭО "Сервис", третье лицо-2).
Решением от 12.04.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, КРПиПР обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель КРПиПР поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель УФАС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
КИО и ООО "РЭО "Сервис", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Управлением в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства выявило в распоряжении КРПиПР от 09.12.2013 N 3262-р "О бизнес-инкубаторе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А" (далее - распоряжение N 3262-р) признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ), выразившиеся в установлении и применении процедуры и порядка проведения конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства на право размещения в бизнес-инкубаторе, не соответствующих федеральному законодательству, что может иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции за право доступа к инфраструктуре поддержки субъектов малого предпринимательства.
Комитету выдано Предупреждение от 06.07.2018 N 78/20872/18 о необходимости в срок до 10.08.2018 изменения распоряжения N 3262-р, для чего привести процедуру предоставления в аренду субъектам малого предпринимательства (СМП) на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубатора в соответствие с требованиями Закона N135-ФЗ и приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67.
Письмом от 22.08.2018 Комитет сообщил УФАС о неисполнении предупреждения в связи с несогласием с ним.
В связи с невыполнением предупреждения, УФАС возбуждено дело N 1-00-49/78-03-18, по результатам рассмотрения которого Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приняла решение от 26.12.2018 по делу N1-00-49/78-03-18 о признании нарушение Комитетом части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ, выразившееся в применении распоряжения КРПиПР от 09.12.2013 N3262-р в части процедуры предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубатора по результатам конкурсного отбора, не соответствующей требованиям Приказа ФАС России от 10.02.2010 N67, что может иметь результатом ограничение конкуренции на право размещения в бизнес-инкубаторе, и выдала предписание от 17.12.2018 по делу N1-00-49/78-03-18 об устранении указанного нарушения (т.1 л.д.9-18).
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал Комитету в удовлетворении заявленных требований.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
В силу требований части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции.
Статья 15 Закона N 209-ФЗ определяет понятие инфраструктуры поддержки СМП, требования к ней и условия её поддержки.
Согласно части 1 указанной нормы Закона N 209-ФЗ, инфраструктурой поддержки СМП является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, обеспечивающих условия для создания СМП, и для оказания им поддержки.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМП, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Закона N 209-ФЗ).
Законом N 209-ФЗ предусмотрена имущественная поддержка как СМП, так и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМП, включающую в себя, в том числе организацию бизнес-инкубаторов (часть 2 статьи 15 Закона N 209-ФЗ).
В Санкт-Петербурге бизнес-инкубатор создан в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2006 N 1425 "О мерах по созданию бизнес-инкубатора по адресу: ул. Седова, д. 37".
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" утверждена специальная подпрограмма "Бизнес-инкубатор", которая реализуется путем предоставления субсидий управляющим бизнес-инкубатором организациям, выбираемым на конкурсной основе КРПиПР.
Установлено, что порядок проведения конкурсного отбора управляющих организаций, а также требования к материально-техническому обеспечению бизнес-инкубаторов утверждаются КРПиПР.
Распоряжением КРПиПР от 28.08.2013 N 1610-р (в редакции от 14.06.2017) "Об утверждении специальной программы "Бизнес-инкубатор" утверждена специальная программа "Бизнес-инкубатор" (далее - Программа БИ), которая определяет механизм предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в Санкт-Петербурге путем предоставления СМП на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе.
Реализация Программы БИ осуществляется путем предоставления субсидий управляющим бизнес-инкубатором организациям, выбираемым на конкурсной основе КРПиПР, на возмещение затрат бизнес-инкубатора, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
- предоставлением СМП в аренду (субаренду) нежилых помещений бизнес-инкубатора;
- обеспечением деятельности бизнес-инкубатора и оказание услуг СМП, размещенным в бизнес-инкубаторе;
- проведением оценки эффективности деятельности бизнес-инкубатора, разработкой рекомендаций по повышению эффективности деятельности бизнес-инкубатора по итогам оценки деятельности бизнес-инкубатора;
- проведением информационно-рекламных мероприятий, направленных на привлечение в бизнес-инкубатор СМП.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, указанная Программа не содержит перечня помещений бизнес-инкубатора, их частей (с указанием площади и иных характеристик), предназначенных для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности, что ограничивает доступность субъектов малого и среднего предпринимательства к информационным ресурсам.
КРПиПР издано распоряжение от 09.12.2013 N 3262-р "О бизнес-инкубаторе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А" (далее - Распоряжение N 3262-р), которым утверждено Положение о деятельности бизнес- инкубатора, расположенного по указанному адресу (далее - Положение N 3262-р) (т.3 л.д.249-259).
Согласно пункту 1 Положения N 3262-р бизнес-инкубатор, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А (далее - бизнес-инкубатор), создан в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2006 N 1425 "О мерах по созданию бизнес-инкубатора по адресу: ул. Седова, д. 37".
Бизнес-инкубатор является объектом инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга.
Бизнес-инкубатор по характеру услуг, оказываемых размещенным в нем СМП, является общим (офисным).
Основной специализацией бизнес-инкубатора является сфера инноваций, информационных и высоких технологий, научно-технической и внедренческой деятельности (пункт 4 Положения N 3262-р).
Общее количество рабочих мест бизнес-инкубатора, предназначенных для размещения СМП, составляет 160 единиц общей площадью 3200 кв.м. (пункты 5, 6 Положения N 3262-р).
По результатам конкурсных отборов на право оказания услуг по управлению бизнес-инкубатором, проведенных в 2013, 2014, 2015 годах в соответствии с распоряжением КРПиПР от 23.09.2013 N 1942-р "О конкурсном отборе на право оказания услуг по управлению бизнес-инкубатором" (признано утратившим силу распоряжением КРПиПР от 13.05.2016 N 2315-р) управляющей организацией бизнес-инкубатора по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А выбрано ООО "РЭО "Сервис" без установления срока действия указанного права.
Таким образом ООО "РЭО "Сервис" признана организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, которой предоставляется субсидия на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности бизнес-инкубатора, перечень которых утверждается Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на момент создания бизнес-инкубатора в 2006 году помещения здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А находились в доверительном управлении ООО "РЭО Сервис" с 1999 года, поскольку во исполнение распоряжения КУГИ от 01.02.1999 N 142-р (с изм. от 01.03.1999 N265-р), между КУГИ и ООО "РЭО Сервис" (доверительный управляющий) заключен договор от 15.03.1999 N 00-003876(13) (далее - договор ДУ) о передаче в доверительное управление помещения здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А общей площадью 13746,73 кв.м. сроком на 5 лет (но не далее, чем по 01.02.2004 - п.1.5 договора ДУ) (т.2 л.д.106-115).
В соответствии с абз.2 пункта 2 статьи 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договор продлен на тот на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором, а именно с 02.02.2004 по 30.12.2008, с 31.12.2009 по 28.11.2013, с 29.11.2013 по 27.10.2018, что подтверждается письмом КИО в адрес Комиссии УФАС по СПб от 15.11.2018 N 86420-7 (вх.N 28861/18 от 16.11.2018) (т.2 л.д.97-102).
Дополнительным соглашением N 1 от 02.08.2011 к договору ДУ изменена общая площадь переданных в доверительное управление помещений, а именно площадь уменьшена до 10883,90 кв.м, а также добавлены цели доверительного управления, в том числе стимулирование хозяйственной деятельности в определенной области городского хозяйства в отношении помещений, используемых под бизнес-инкубатор (т.2 л.д.121-123).
На основании указанных документов антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о том, что помещения, переданные в доверительное управление ООО "РЭО Сервис", дополнительным соглашением N 1 от 02.08.2011 к договору ДУ условно разделены на помещения бизнес-центра и помещения бизнес-инкубатора, в связи с чем ООО "РЭО Сервис" оставаясь доверительным управляющим всех переданных по договору ДУ помещений, получило статус управляющего бизнес-инкубатором.
При этом дополнительным соглашением N 2 от 28.06.2016 к договору ДУ (т.3 л.д.140-147) изменены существенные условия договора ДУ, в том числе в части распределения доходов от передачи в пользование помещений, а также полномочий доверительного управляющего по распоряжению помещениями, используемыми как объекты инфраструктуры поддержки СМП - бизнес-инкубатор (пункт 6.7 дополнительного соглашения от 28.06.2016 N 2).
Таким образом, с даты заключения указанного дополнительного соглашения (с 28.06.2016) договор ДУ содержит право доверительного управляющего (ООО "РЭО "Сервис") на оказание услуг по управлению бизнес-инкубатором.
27.08.2017 сведения об ООО "РЭО "Сервис" как об организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии со статьей 15.1 Закона N 209-ФЗ КРПиПР направил для включения в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 9.1 Положения N 3262-р установлено, что предоставление нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду СМП осуществляется по результатам конкурсного отбора СМП на право размещения в бизнес-инкубаторе (далее - конкурсный отбор).
Конкурсные отборы являются открытыми по составу участников. Организация и проведение конкурсных отборов осуществляются КРПиПР при взаимодействии с управляющей бизнес-инкубатором организацией (ООО "РЭО Сервис").
Договоры аренды нежилых помещений, дополнительные соглашения к ним, а также соглашения о предоставлении справки о результатах хозяйственной деятельности заключаются управляющей организацией (ООО "РЭО Сервис") с победителями конкурсного отбора (п.9.2 Положения N 3262-р).
На основании указанных пунктов Положения антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что формой поддержки СМП является предоставление права аренды государственного имущества в бизнес-инкубаторе на льготных условиях. При этом субсидии на реализацию указанного права предоставляются управляющей бизнес-инкубатором организации (ООО "РЭО Сервис"), на возмещение затрат бизнес-инкубатора, связанных, в том числе с предоставлением СМП в аренду (субаренду) нежилых помещений бизнес-инкубатора.
Пунктом 10 Положения N 3262-р определен порядок организации и проведения конкурсного отбора.
Так, в соответствии с п.10.2 Положения N 3262-р, объявление о проведении конкурсного отбора размещается на официальном сайте КРПиПР в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://crppr.gov.spb.ru. На этом же сайте предусмотрено опубликование информации о критериях отбора СМП, планируемых заседаниях конкурсной комиссии и принимаемых ею решениях, а также о результатах конкурсного отбора (п.п. 10.9, 10.12, 10.14 Положения N 3262-р).
Пунктом 10.4 Положения N 3262-р установлены форма заявления и перечень документов, подаваемых для участия в конкурсном отборе субъектами малого предпринимательства, а пунктом 10.6 Положения - основные критерии конкурсного отбора (качество бизнес-плана, осуществление СМП деятельности в сфере инноваций, информационных и высоких технологий, научно-технической и внедренческой деятельности).
Согласно пункту 10.10 Положения N 3262-р победителями конкурсного отбора признаются участники, документы которых, представленные для участия в конкурсном отборе, свидетельствуют о соответствии критериям, предусмотренным в пункте 10.6 Положения N 3262-р.
Субъекты малого предпринимательства, признанные победителями конкурсного отбора, но не размещенные в бизнес-инкубаторе по причине отсутствия свободных нежилых помещений бизнес-инкубатора, имеют первоочередное право на предоставление нежилых помещений бизнес-инкубатора при их освобождении (п.10.11 Положения N 3262-р).
В оспариваемом решении антимонопольный орган правомерно указал, что порядок реализации права аренды государственного недвижимого имущества - нежилых помещений бизнес-инкубатора, установленный Распоряжением N 3262-р, не может считаться надлежащим в виду несоответствия его положениям Закона о защите конкуренции.
Так в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Во исполнение положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции ФАС России издан Приказ от 10.02.2010 N 67, которым утверждены:
- Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила проведения конкурсов N 67);
- Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень видов имущества N 67).
Приказом N 67 регламентирована, в том числе процедура предоставления бизнес-инкубаторами субъектам малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду).
Пунктом 10 Перечня видов имущества N 67 установлено, что заключение договоров в отношении нежилых помещений инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенных в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предоставляемых бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 не предусмотрено проведение иных процедур, в том числе конкурсного отбора СМП на право размещения в бизнес-инкубаторе, по результатам которого заключаются договоры аренды нежилых помещений бизнес-инкубатора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (в данном случае - КИО) передает другой стороне (доверительному управляющему, в данном случае - ООО "РЭО Сервис") на определенный срок имущество (в данном случае - помещения бизнес-инкубатора по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А) в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Согласно статьям 1016 и 1023 ГК РФ услуги доверительного управляющего носят возмездный характер, к числу существенных условий договора доверительного управления отнесено установление размера и формы вознаграждения управляющему.
Таким образом, в ходе доверительного управления осуществляется использование имущества публично-правового образования, что предполагает совершение управляющим в интересах собственника как юридических, так и фактических действий за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также возмещение необходимых расходов, произведенных при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.
Как обоснованно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, фактическая передача бизнес-инкубатора в доверительное управление ООО "РЭО Сервис" не является исключением, указанным в пункте 10 Перечня видов имущества N 67, которое препятствует включению помещений бизнес-инкубатора в перечень государственного имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе СМП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМП, и проведение конкурсов на заключение договоров в отношении нежилых помещений бизнес-инкубатора.
В ином случае данная ситуация будет противоречить цели создания и функционирования бизнес-инкубатора как организации, образующей инфраструктуру поддержки СМП.
Не включение сведений о помещениях бизнес-инкубатора в перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, свидетельствует об отсутствии доступной информации о таких объектах.
Соответственно, СМП не располагают достаточными сведениями о возможности аренды помещений бизнес-инкубатора, что может воспрепятствовать отдельным СМП реализации их права на получение государственной поддержки, создавать дискриминационные (неравные) условия входа на товарный рынок и осуществления деятельности такими хозяйствующими субъектами, что является нарушением пунктов 2, 6, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, содержащими запреты на осуществление деятельности, которая влечет указанные негативные последствия для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что положения Приказа N 67 в полной мере применяются к заключению договоров в отношении нежилых помещений бизнес-инкубатора.
При этом Правилами проведения конкурсов N 67 установлены следующие особенности в отношении бизнес-инкубаторов:
- максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года (п. 4.3 ст. 18 Закона N 209-ФЗ, п. п. 39, 113 Правил проведения конкурса N 67)
- исчерпывающие критерии оценки заявок на участие в конкурсе при предоставлении бизнес-инкубаторами государственного и муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства (п. 77 и п/п 7 пункта 77 Правил проведения конкурса N 67).
Согласно пунктам 27 и 29 Правил проведения конкурса N 67 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 767, информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов: torgi.gov.ru.
В силу пункта 30 Правил проведения конкурса N 67 извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил размещения.
Пунктом 31 Правил проведения конкурса N 67 установлены требования к содержанию извещения, в котором должно быть указано, в том числе: место расположения, описание и технические характеристики имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь; целевое назначение имущества, права на которое передаются по договору; начальная (минимальная) цена договора, срок действия договора.
Разделом VII Правил проведения конкурса N 67 установлены требования к конкурсной документации, которая должна содержать, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Необходимость реализации права аренды недвижимого имущества бизнес-инкубатора в соответствии с Приказом N 67 так же была подтверждена приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, вынесения оспариваемых ненормативных актов антимонопольным органом, а так же на дату вынесения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Проанализировав содержание порядка организации проведения конкурсного отбора, определенного Распоряжением N 3262-р, сопоставив с приведенными выше положениями федерального законодательства, УФАС по Санкт-Петербургу и суд первой инстанции пришли к правомерным выводам о том, что нормы Распоряжения N 3262-р устанавливают процедуру конкурсного отбора и порядок его проведения, отличные от установленных федеральным законодательством процедур и порядка.
В том числе выявлено, что Распоряжение N 3262 содержит ограничение доступа заинтересованных лиц к участию в торгах на право заключения договора аренды ввиду публикации информации о конкурсном отборе только на официальном сайте КРПиПР (не размещение информации на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru), что может обеспечить предоставление отдельным хозяйствующим субъектам доступ к информации в приоритетном порядке и является нарушением пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Указанное Распоряжение не устанавливает в документации о конкурсном отборе критерии оценки с указанием величины значимости этих критериев, а также порядка оценки и сопоставления заявок, что не позволяет определить, каким образом члены комиссии оценивают и сопоставляют заявки участников конкурсного отбора, что может создать дискриминационные (неравные) условия доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга (п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).
Так же в извещении о проведении конкурсного отбора и в документации о конкурсном отборе отсутствуют описания и технических характеристик имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площади, целевого назначения; начальной цены договора, срока действия договора и т.п., что создает препятствие к доступу к информации об объекте и условиях аренды и может создать препятствие в участии в конкурсном отборе, и, соответственно, в осуществлении СМП деятельности (ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).
Как обоснованно указал суд, проведение процедуры предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду субъектам малого предпринимательства по результатам конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства на право размещения в бизнес-инкубаторе, не соответствующей единым требованиям федерального законодательства, предусмотренным Законом о защите конкуренции и Приказом ФАС N 67, приводит к нарушению порядка заключения договоров в отношении государственного имущества, может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсного отбора на право заключения договоров аренды государственного имущества на территории бизнес-инкубатора, к необоснованному препятствованию реализации права СМП на государственную поддержку и осуществлению деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства на территории бизнес-инкубатора, в том числе путем ограничения доступа к информации о проведении конкурсной процедуры, нарушению порядка определения победителя, поскольку победитель определен по иной процедуре, к которой федеральным законодательством не установлено единых требований. Таким образом, Распоряжение N 3262-р содержит нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно отклонил требования Комитета.
Позиция КРПиПР, изложенная в апелляционной жалобе, соответствует правовой позиции, изложенной суду первой инстанции и получившей надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Довод апелляционной жалобы о неактуальности проведения конкурсного отбора в связи с неполной заполняемостью помещений бизнес-инкубатора, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку соблюдение требований действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от заполняемости помещений.
Довод о необоснованном применении судом первой инстанции норм материального права - Приказа Минэкономразвития от 25.03.2015 N 167, поскольку указанный Приказ не распространяется на Санкт-Петербург, подлежит отклонению. На дату рассмотрения дела апелляционным судом указанный Приказ утратил силу 20.06.2019 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития от 14.03.2019 N 125. Между тем, на дату вынесения обжалуемого решения указанный Приказ являлся действовавшим и, как обоснованно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, устанавливал единые принципы предоставления нежилых помещений в аренду СМП в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, поскольку принятое по делу решение является законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 апреля 2019 года по делу N А56-15807/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15807/2019
Истец: Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ООО "РЕМОНТНО - ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СЕРВИС"