город Томск |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А45-47061/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скачковой О.А.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. до перерыва и Матыскиной В.В. после перерыва с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по тарифам Новосибирской области (N 07АП-5383/2019) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 мая 2019 года по делу N А45-47061/2018 (судья Рубекина И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новосибирскоблгаз" (ОГРН 1075475004241, ИНН 5433168404) в районе с. Толмачево, Новосибирская обл. Новосибирский р-н, Новосибирская газонаполнительная станция
к Департаменту по тарифам Новосибирской области, г. Новосибирск
третье лицо - Тукаев Гайфулл Зайнулович, с.Кыштовка
о признании незаконным и отмене постановления N 213.14.6/2-ЮЛ/2018 от 29.11.2018,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Черепанова А.Ю. по доверенности от 21.03.2019, паспорт,
от административного органа - Андреева Т.В. по доверенности от 26.07.2018, паспорт (до перерыва); Ветчинова Ю.С. по доверенности от 09.01.2017, удостоверение (после перерыва),
от третьего лица - без участия (извещено),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новосибирскоблгаз" (далее - заявитель, общество, ООО "Новосибирскоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - административный орган, департамент) о признании незаконным и отмене постановления N 213.14.6/2-ЮЛ/2018 от 29.11.2018 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечен Тукаев Гайфулл Зайнулович (далее - третье лицо).
Решением суда от 16.05.2019 требования ООО "Новосибирскоблгаз" удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление N 213.14.6/2-ЮЛ/2018 от 29.11.2018, вынесенное заместителем руководителя Департамента по тарифам Новосибирской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что приказом N 644-Г розничные цены на сжиженный газ установлены в единице измерения рубли за килограмм, тогда как ООО "Новосибирскоблгаз" реализует сжиженный газ исходя из объема баллона рубль за литр, а не из веса газа в баллоне, тем самым неправильно применяет установленные департаментом розничные цены. Также полагает, что обществом не применены установленные департаментом приказом N 644-Г размеры розничных цен на сжиженный газ, предусмотренные без доставки до потребителя.
Общества представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. По его мнению, решение суда законно и обоснованно. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу, дополнениях к отзыву.
В судебном заседании 17.07.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 24.07.2019. Сведения о перерыве размещены на официальном сайте суда: http://7aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, дополнений к ней, настаивал на удовлетворении жалобы.
Представитель заявителя просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений, отзыва на жалобу и дополнений к отзыву, заслушав представителей административного органа и заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, в департамент поступили обращения гр. Тукаева Г.З., в ходе рассмотрения которых департаментом установлено, что в отношении ООО "Новосибирскоблгаз" приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 05.12.2017 N 644-Г (далее - приказ N 644-Г) утверждены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый обществом в зависимости от системы франкирования по категориям согласно приложению. Так, розничная цена на сжиженный газ в баллонах без доставки до потребителя с 01.07.2018 составляет 32,65 руб. за 1 кг с учетом НДС; розничная цена на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя - 42,74 руб. за 1 кг с учетом НДС.
Из обращений гр. Тукаева Г.З. следует, что ООО "Новосибирскоблгаз" реализует сжиженный газ в баллонах для населения. Согласно представленному гр. Тукаевым Г.З. информационному письму, подписанному директором Татарской дирекции ООО "Новосибирскоблгаз" А.А. Реслером, с 01.07.2018 изменилась цена на газ, установленная согласно приказу N 644-Г, стоимость газа составляет: газ сжиженный 50 л: стоимость с доставкой 812,06 руб., стоимость без доставки 620,35 руб.; газ сжиженный 27 л: стоимость с доставкой 384,66 руб., стоимость без доставки 293,85 руб.
Согласно обращению гр. Тукаева Г.З., он выразил желание приобрести сжиженный газ в баллоне весом 20 кг по стоимости без доставки (самовывозом), однако ему было в этом отказано. ООО "Новосибирскоблгаз" реализовало гр. Тукаеву Г.З. сжиженный газ в баллонах стоимостью 384,66 руб. (кассовый чек N 632271.01 от 21.09.2018) и стоимостью 812,06 руб. (кассовый чек от 20.08.2018 ФД N 0000001509, ФП 2402925225), то есть стоимостью с доставкой.
14.11.2018 в отношении ООО "Новосибирскоблгаз" составлен протокол об административном правонарушении N 213-14.6/2-ЮЛ/2018 по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом 29.11.2018 вынесено постановление N 213-14.6/2-ЮЛ/2018 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, которым ООО "Новосибирскоблгаз" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказано наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Объективной стороной выступает нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектом правонарушения выступает лицо, виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
Административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, как правило, совершаются умышленно.
В соответствии с пунктом 1 указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации необходимо определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1021 разработаны и утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, которые определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям (далее - Основные положения).
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов (пункт 16 Основных положений).
Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в пункте 24 Основных положений.
Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 N 129-э/2 (далее - Методические указания), определяют порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, и основные принципы регулирования розничных цен.
Розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям: а) реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя; б) реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя; в) реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок; г) реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада) (пункт 14 Методических указаний).
В пункте 18 Методических указаний определено, что розничные цены рассчитываются и устанавливаются в рублях за 1 кг сжиженного газа с учетом налога на добавленную стоимость.
Принципы расчета розничных цен определены в разделе IV Методических указаний.
Согласно пункту 19 Методических указаний для утверждения розничных цен на сжиженный газ субъект регулирования, осуществляющий реализацию газа сжиженного населению для бытовых нужд, обращается в регулирующий орган с заявлением об установлении розничных цен с предоставлением соответствующего пакета документов.
Как следует из материалов дела, приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 05.12.2017 N 644-Г утверждены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый ООО "Новосибирскоблгаз", в зависимости от системы франкирования по категориям согласно приложению.
Так, розничная цена на сжиженный газ в баллонах без доставки до потребителя с 01.07.2018 составляет 32,65 руб. за 1 кг с учетом НДС; розничная цена на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя - 42,74 руб. за 1 кг с учетом НДС.
Административным органом установлено, что согласно обращению гр. Тукаева Г.З., он выразил желание приобрести сжиженный газ в баллоне весом 20 кг по стоимости без доставки (самовывозом), однако ему было в этом отказано. ООО "Новосибирскоблгаз" реализовало гр. Тукаеву Г.З. сжиженный газ в баллонах стоимостью 384,66 руб. (кассовый чек N 632271.01 от 21.09.2018) и стоимостью 812,06 руб. (кассовый чек от 20.08.2018 ФД N 0000001509, ФП 2402925225), то есть стоимостью с доставкой.
Из оспариваемого постановления следует, что приказом N 644-Г розничные цены на сжиженный газ установлены в единице измерения рубли за килограмм, тогда как ООО "Новосибирскоблгаз" реализует сжиженный газ исходя из объема баллона рубль за литр, а не из веса газа в баллоне, тем самым неправильно применяет установленные департаментом розничные цены.
Отклоняя данные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Так, согласно приказу N 644-Г розничная цена на сжиженный газ в баллонах без доставки до потребителя с 01.07.2018 составляет 32,65 руб. за 1 кг с учетом НДС, розничная цена на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя - 42,74 руб. за 1 кг с учетом НДС.
В материалах дела имеется информационное письмо, подписанное директором Татарской дирекции ООО "Новосибирскоблгаз" А.А. Реслером, согласно которому с 01.07.2018 изменилась цена на газ, установленная согласно приказу N 644-Г, стоимость газа составляет: газ сжиженный 50 л: стоимость с доставкой 812,06 руб., стоимость без доставки 620,35 руб.; газ сжиженный 27 л: стоимость с доставкой 384,66 руб., стоимость без доставки 293,85 руб.
Вместе с тем, согласно Приказу ООО "Новосибирскоблгаз" "О наполнении баллонов сжиженным газом" от 11.01.2018 в целях соблюдения действующих ПБ и ФНП в области промышленной безопасности при работе с баллонами при наполнении баллонов сжиженным углеводородным газом на ГНС и ГНП приказано соблюдать следующие нормы заполнения:
* в баллоны объемом 50 литров - 19 килограмм;
* в баллоны объемом 27 литров - 9 килограмм.
Таким образом, стоимость газа в баллоне объемом 50 литров (масса газа - 19 кг) составляет:
* с доставкой до потребителя - 812,06 руб. (19 кг * 42,74 руб.),
* без доставки до потребителя - 620,35 руб. (19 кг * 32,65 руб.).
Стоимость газа в баллоне объемом 27 литров (масса газа - 9 кг) составляет:
* с доставкой до потребителя - 384,66 руб. (9 кг * 42,74 руб.),
* без доставки до потребителя - 293,85 руб. (9 кг * 32,65 руб.).
Материалами дела подтверждается, что ООО "Новосибирскоблгаз" реализовало гр. Тукаеву Г.З. сжиженный газ в баллонах с доставкой стоимостью 384,66 руб. (кассовый чек N 632271.01 от 21.09.2018) и стоимостью 812,06 руб. (кассовый чек от 20.08.2018 ФД N 0000001509, ФП 2402925225), то есть в соответствии с приказом N 644-Г.
При этом в кассовых чеках нет указания на расчет итоговой стоимости приобретенного абонентом газа исходя из объема, как и не указан ни объем, ни масса газа. Доказательств того, что фактически вес газа в баллоне не соответствовал его цене, в материалах дела не имеется, гр. Тукаев Г.З. в жалобах на это также не указывал.
Вместе с тем наполнение баллонов ООО "Новосибирскоблгаз" производится в соответствии с пунктом 193 Приказа Ростехнадзора от 21.11.2013 N 558 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы", согласно которому баллоны после наполнения газом должны подвергаться контрольной проверке степени наполнения методом взвешивания или иным, обеспечивающим контроль за степенью наполнения. Контрольные весы для взвешивания баллонов должны проверяться перед началом каждой смены.
Согласно пункту 520 Приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" наполнительные станции, производящие наполнение баллонов сжатыми, сжиженными и растворимыми газами, обязаны вести журнал наполнения баллонов, в котором, в частности, должны быть указаны: а) дата наполнения; б) номер баллона; в) дата освидетельствования; г) масса газа (сжиженного) в баллоне, кг; д) подпись, фамилия и инициалы лица, наполнившего баллон.
Таким образом, заявитель при наполнении баллона контролирует исключительно массу газа в килограммах в соответствии с федеральными нормами и правилами, а также производственными инструкциями и приказами.
Нарушение указанных приказов не установлено административным органом, соответствующих доказательств в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Также, как следует из оспариваемого постановления, обществу вменяется неприменение установленных департаментом приказом N 644-Г размеров розничных цен на сжиженный газ, предусмотренных без доставки до потребителя.
Вместе с тем организация торговли товаром непосредственно в месте наполнения баллонов на территории каких-либо муниципальных образований является правом, а не обязанностью заявителя. Заявитель располагает производственные мощности с учетом наличия собственных или арендованных производственных мощностей, складов, работников в том или ином муниципальном образовании.
При этом административный орган не вправе обязать заявителя расположить наполнительный цех на территории по выбору административного органа. В случае, если заявитель осуществляет реализацию товара в месте наполнения без доставки, имея для этого техническую и финансовую возможность, то такая реализация осуществляется исключительно по утвержденному департаментом тарифу.
Материалами дела подтверждается, что в селе Кыштовка у заявителя отсутствует склад, а также какие-либо сотрудники, кроме водителя автомобиля, что подтверждается штатным расписанием структурного подразделения "Кыштовская районная служба газоснабжения".
В данном случае, абонент самостоятельно и без принуждения заявителя произвел заказ газового баллона с доставкой и произвел его оплату в почтовом отделении, газ был доставлен до жилого дома абонента автотранспортом заявителя. При этом на Толмачевскую ГНС, где имелась возможность приобретения газа в баллонах без доставки, абонент Тукаев Г.З. не обращался.
Указанное не опровергнуто административным органом.
Исследовав и оценив в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях ООО "Новосибирскоблгаз" отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом этого суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 мая 2019 года по делу N А45-47061/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по тарифам Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-47061/2018
Истец: ООО " Новосибирскоблгаз"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ТАРИФАМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Тукаев Гайфулл Зайнулович