г. Киров |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А17-481/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Минаевой Е.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сеськина Александра Владимировича
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.04.2019 по делу N А17-481/2019, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Сеськина Александра Владимировича (ОГРНИП 318370200035583, ИНН 370253842160)
к департаменту экономического развития и торговли Ивановской области (ОГРН 1023700534516, ИНН 3702010407),
о признании незаконным решения, об обязании восстановить нарушенные права,
установил:
индивидуальный предприниматель Сеськин Александр Владимирович (далее - заявитель, ИП Сеськин А.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента экономического развития и торговли Ивановской области (далее - ответчик, Департамент) об отказе в оказании поддержки по заявке субъекта малого и среднего предпринимательства, оформленное распоряжением от 24.10.2018 N 81-р, об обязании ответчика предоставить заявителю субсидию за счет средств бюджета Ивановской области в размере 299 200 рублей.
Решением суда от 02.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Сеськин А.В. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Предприниматель настаивает, что у Департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении испрашиваемой заявителем субсидии. Иные выводы суда, по мнению подателя жалобы, основаны на неправильном толковании положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Департамент представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опроверг доводы жалобы заявителя, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Подробно позиции сторон со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ответчик заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сеськин А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.08.2018, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за государственным регистрационным номером 318370200035583 (л.д.67-72).
31.08.2018 ИП Сеськин А.В. обратился в Департамент с заявкой на получение субсидии в виде однократного возмещения фактически понесенных затрат по аренде помещения, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 12/2, пом. N 1002, в сумме 299 200 рублей (л.д.26). Заявка подана в рамках мероприятия "Предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела" подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Ивановской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 459-п (далее - Программа N 459-п).
Распоряжением Департамента от 24.10.2018 N 81-р Предпринимателю отказано в оказании испрашиваемой государственной поддержки (л.д.51-54). Решение мотивировано пунктом 3.4 приложения N 5 "Порядок оказания поддержки СМП в виде предоставления грантов начинающим СМП на создание собственного дела" к подпрограмме "Развитие малого и среднего предпринимательства" Программы N 459-п (далее - Порядок оказания поддержки), указано на обращение лица, не относящегося к категории субъекта малого предпринимательства.
Посчитав решение Департамента незаконным и нарушающим права и законные интересы, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое ИП Сеськиным А.В. решение принято Департаментом по итогам рассмотрения заявки Предпринимателя от 31.08.2018 на получение субсидии в виде однократного возмещения фактически понесенных затрат по аренде помещения. Данное решение оценивается арбитражным судом на момент его принятия.
Отношения, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, регламентированы Законом N 209-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ к числу основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства отнесены, в том числе: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
В частях 1 и 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя, в том числе, финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).
Государственной программой Ивановской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области" (в редакции на момент возникновения рассматриваемых отношений), утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 459-п, включающей в себя подпрограмму "Развитие малого и среднего предпринимательства", предусмотрено осуществление мероприятий по субсидированию части затрат начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного дела.
Порядок рассмотрения заявок, условия и порядок оказания поддержки в виде предоставления целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела установлен в приложении 5 к подпрограмме "Развитие малого и среднего предпринимательства".
Согласно указанному Порядку цель предоставления субсидий состоит в однократном возмещении фактически понесенных затрат вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства по аренде помещений за период, не превышающий 1 года, и (или) на приобретение основных средств (пункт 1.1.3). Срок подачи заявки вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на оказание поддержки не должен превышать 12 месяцев со дня регистрации индивидуального предпринимателя, юридического лица (пункт 2.2). Заявка субъекта малого предпринимательства принимается Департаментом ежегодно с 1 апреля до 1 сентября текущего года (пункт 3.3).
Частью 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ установлено, что при обращении за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 209-ФЗ при обращении за оказанием поддержки, предусмотренной настоящим Законом, вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 настоящего Закона, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным настоящим Законом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса. Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 3.1 Порядка.
Частью 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ установлено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган, в том числе в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Из указанных норм следует, что подтверждение статуса субъекта как субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного уполномоченными органами. Иной порядок действующим законодательством не предусмотрен.
Таким образом, само по себе уточнение понятия "субъекта малого и среднего предпринимательства" (пункт 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ) не привело к изменению действующего правового регулирования. Необходимость подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства сведениями единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства при обращении за получением поддержки имела место и до внесения таких изменений (часть 5 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
Изложенная правовая позиция обеспечивает объективный подход к рассмотрению заявок на получение поддержки и соответствует принципу равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в программах (подпрограммах) поддержки малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3.4 названного Порядка основанием для отказа в оказании поддержки является факт обращения с заявлением лица, не относящегося к категории субъекта малого предпринимательства.
Пунктом 3.7 Порядка установлено, что Департамент и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателями.
Как видно из материалов дела, ИП Сеськиным А.В. была подана заявка от 31.08.2018 на получение субсидии. Проверив статус заявителя, Департамент установил, что сведения о Предпринимателе по состоянию на дату обращения с заявкой отсутствуют в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, что и явилось основанием для принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемой поддержки.
Наличие установленных ответчиком обстоятельств подтверждено материалами дела, что свидетельствует о наличии у Департамента оснований для принятия оспариваемого решения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого распоряжения Департамента и правильно отказал в удовлетворении заявленного Предпринимателем требования.
Приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы суда. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом правильно.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.04.2019 по делу N А17-481/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 150 рублей относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.04.2019 по делу N А17-481/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сеськина Александра Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-481/2019
Истец: ИП Сеськин Александр Владимирович
Ответчик: Департамент экономического развития и торговли Ивановской области
Третье лицо: Новикова Ольга Анатольевна - представитель заявителя