25 июля 2019 г. |
Дело N А84-1026/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" - Панибога В.А.;
представителя Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя - Притуляк Е.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 мая 2019 года по делу N А84-1026/2019 (судья Мирошник А.С.)
по заявлению государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" (ул. Одесская, д. 27б, пом. 1, г. Севастополь)
к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (ул. Пушкина, д. 2, г. Севастополь)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
05.03.2019 государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Парки и скверы" (ОГРН 1169204061443 - л.д. 128-134 т. 2, далее - ГБУС "Парки и скверы" или заявитель) предъявило требование (с уточнением) о признании незаконным и об отмене постановления Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (ОГРН 11492004004047, далее - Севгосстройнадзор или административный орган) N 92-01-0768-080601-0040-0032/2019 от 28.02.2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) к административному штрафу в размере 250.000 руб. (л.д. 5-8 т. 1, 19, 45-48 т. 2).
Требования обоснованы тем, что заявитель не является субъектом ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, так как не является заказчиком или подрядчиком и фактически не осуществлял строительства на объекте: "Благоустройство территории Матросский бульвар" с реконструкцией объектов капитального строительства", расположенном в г. Севастополе, Ленинский район, земельный участок с кадастровым N 91:03:001006:2070; заявитель является только пользователем названного земельного участка.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, названное постановление административного органа признано незаконным и отменено по тем мотивам, что хотя ГБУС "Парки и скверы" является застройщиком по названному объекту строительства, но административным органом не установлено и не доказано событие административного правонарушения - факт выполнения строительных работ (л.д. 86-92 т. 2).
Севгосстройнадзор подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт по тем основаниям, что изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела; административный орган надлежащими доказательствами подтвердил вину ГБУС "Парки и скверы" в совершении административного правонарушения (л.д. 100-108 т. 2).
Отзывов на апелляционные жалобы не поступило.
В судебном заседании (с перерывом с 11 по 18 июля 2019 года) представитель Севгосстройнадзора поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель ГБУС "Парки и скверы" с ее доводами не согласился, так как не является застройщиком или подрядчиком строительства, не выполнял действий по строительству.
Поданное Благотворительным фондом историко-культурного развития города "35-я береговая батарея" ходатайство о привлечении к участию в дело третьим лицом оставлено Двадцать первым арбитражным апелляционным судом (далее - суд апелляционной инстанции) без рассмотрения, так как подавать ходатайства вправе участники дела арбитражного суда (каковым Фонд не является), этот Фонд не является участником производства по делу об административном правонарушении (лицом, которое привлекается к административной ответственности, или потерпевшим).
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального Кодекса (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
28.02.2019 начальник Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя Захаров Ю.М., рассмотрев в присутствии представителя ГБУС "Парки и скверы" Какаулиной А.В. по доверенности от 25.02.2019 N 28Д-19 (л.д. 94 т. 1) дело об административном правонарушении, включая протокол об административном правонарушении N 92-01-0768-060601-0040 от 18.02.2019) и возражения ГБУС "Парки и скверы", вынес постановление по делу об административном правонарушении N 92-01-0768-060601-0040-0032/2019, которым ГБУС "Парки и скверы" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250.000 руб. (л.д. 10-16 т. 1).
Протокол об административном правонарушении N 92-01-0768-060601-0040 от 18.02.2019 (л.д. 97-107 т. 1) составлен уполномоченным должностным лицом - главным специалистом-экспертом отдела государственного строительного надзора Бондарчук Е.Е. с участием представителя ГБУС "Парки и скверы" Какаулиной А.В. по доверенности от 14.02.2019 N 27-Д (л.д. 108 т. 1). Этому представителю заявителя разъяснены предусмотренные КоАП РФ и Конституцией РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из названных протокола и постановления следует, что правонарушение состоит в том, что ГБУС "Парки и скверы", являясь в силу договора от 23.06.2017 застройщиком по объекту капитального строительства "Благоустройство территории Матросский бульвар" с реконструкцией объектов капитального строительства", без разрешения на выполнение строительных работ выполняло строительные работы. Вид и объем строительных работ, время их выполнения в протоколе и постановлении не указаны.
В подтверждение выполнения на указанном объекте строительных работ административный орган представил составленный Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя акт обследования о проведении мероприятий по контролю за использованием собственности города Севастополя от 21.11.2018 N 17707-ГС (л.д. 141-153 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ (в ред. от 06.02.2019) за строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, установлена административная ответственность - для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018, далее - ГрК РФ) устанавливала, что строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство - документа, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории.
Участники дела не оспаривают того факта, что для выполнения строительных работ по названному объекту разрешение не выдавалось.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства, может являться застройщик или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда; лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Как разъяснено Постановлением Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 17.02.2011 N 11 (ред. от 25.01.2013) субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Из представленных распоряжения ДИЗО города Севастополя N 5472-РДЗ от 19.04.2017 (л.д. 162-163 т.1) и договора от 23.06.2017 (л.д. 17-37 т. 1) следует, что ГБУС "Парки и скверы" является землепользователем земельного участка площадью 13.291 кв.м с кадастровым N 91:03:001006:2070 и стороной по договору, предметом которого являлось организация мероприятий по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по строительству "Матросского бульвара" и выполнение работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства"; при этом заказчиком проектной документации должно было выступить ГБУС "Парки и скверы".
Таким образом, заявитель, как заказчик строительства, мог являться субъектом административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат (в том числе) наличие события административного правонарушения и лицо, совершившее правонарушение.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что предусмотрено частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 этой статьи такие данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из части 1 статьи 26.7 КоАП РФ следует, что документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Как указано выше, административный орган не представил доказательств, подтверждающих фактические данные - выполнение в момент составления протокола об административном правонарушении заявителем или по его заказу подрядчиком на названном выше объекте капитального строительства определенных строительных работ. А представленный акт обследования от 21.11.2018 N 17707-ГС таких фактических данных не содержит, этим актом зафиксировано ограничение доступа на объект строительства (через установленное ограждение и выставленную охрану), уничтожение объектов недвижимого имущества государственной собственности.
Данные обстоятельства суд первой инстанции правомерно оценил как отсутствие надлежащих доказательств осуществления заявителем строительства капитального объекта, что является основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене.
Кроме того, заслуживает внимание тот факт, что на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности ГБУС "Парки и скверы" 13.11.2018 в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора от 23.06.2017. Этот односторонний отказ является предметом оспаривания по делу N А84-4488/2018, по которому 29.04.2019 судом первой инстанции принято решение (в этих требованиях отказано), этот судебный акт обжалован в апелляционном порядке и потому не вступил законную силу (л.д. 50-78 т.2). Но факт одностороннего отказа ГБУС "Парки и скверы" от исполнения договора участники настоящего дела не оспаривают.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 мая 2019 года по делу N А84-1026/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1026/2019
Истец: Государственное бюджетное учреждение города Севастополя
Третье лицо: Благотворительный Фонд историко-культурного развития города "35-я береговая батарея", Управление Государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (Севгосстройнадзор)