г. Москва |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А40-287991/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Е. Лепихина,
рассмотрев апелляционную жалобу ГУП "Московский метрополитен",
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2019,
принятое судьей С.О. Ласкиной в порядке упрощенного производства,
по делу N А40-287991/18
по заявлению Мосгосстройнадзора
к ГУП "Московский метрополитен"
о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2019 по делу N А40-287991/18 удовлетворено заявление Мосгосстройнадзора (далее - административный орган) о привлечении ГУП "Московский метрополитен" (далее - предприятие) к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ. Предприятию назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Предприятие не согласилось с таким решением и обратилось с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Дело рассмотрено судом в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как указано выше, оспариваемым решением суда первой инстанции предприятие привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Диспозицией названной нормы права является невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела предприятию вменяется неисполнение в срок предписания административного органа от 06.08.2018 N 6504/18 со сроком исполнения до 08.10.2018 (том 1 л.д. 23-24).
Удовлетворяя заявление административного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности, как за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает возможным обратить внимание на следующее.
По смыслу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О, невыполнение предприятием предписания административного органа представляет собой административное нарушение против порядка управления.
В рассматриваемом случае привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Следовательно, к такому правонарушению подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Согласно п.19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Как указано выше, предписание административного органа от 06.08.2018 N 6504/18 подлежало исполнению в срок до 08.10.2018.
Поскольку невыполнение обязанности к конкретному сроку не является длящимся правонарушением, течение срока давности привлечения предприятия к административной ответственности началось 09.10.2018.
Резолютивная часть оспариваемого решения подписана судьей в порядке ч.1 ст.229 АПК РФ 22.02.2019.
Следовательно, на момент принятия решения срок давности привлечения предприятия к административной ответственности истек.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, истечение срока давности является безусловным основанием для отказа в привлечении предприятия к административной ответственности.
Следовательно, оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление административного органа о привлечении предприятия к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 24.10.2018 подлежит оставлению без удовлетворения.
В Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 N 310-АД14-5160 сказано, что по истечении срока давности привлечения к административной ответственности утрачивается возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении.
С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации апелляционным судом не производится оценка действий предприятия на предмет наличия в них состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ч.4 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2019 по делу N А40-287991/18 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Мосгосстройнадзора о привлечении ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 24.10.2018.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-287991/2018
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА"