город Омск |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А75-750/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7809/2019) общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Омск-Трэйс" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2019 по делу N А75-750/2019 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Омск-Трэйс" (ОГРН 1025501380519, ИНН 5507061970) к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Омск-Трэйс" - Куличенко Татьяна Ивановна (по паспорту, по доверенности N 22-ЮР от 24.01.2019 сроком действия до 24.01.2020);
от Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Омск-Трэйс" (далее - заявитель, общество, ООО "СК "Омск-Трейс") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным решения, изложенного в уведомлении N 1-1/46-10312/18 от 27.12.2018 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности" и возложении обязанности на департамент выдать разрешение на использование земельных участков для строительства инженерных сетей.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2019 по делу N А75-750/2019 в удовлетворении требований ООО "СК "Омск-Трейс" отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылается на то, что проектная документация соответствует техническим условиям с учетом внесенных в них изменений; схемы размещения в части прокладки инженерных коммуникаций не должны соответствовать; схема инженерных коммуникаций, представленная ООО "СК "Омск-Трейс" показывает технологическое присоединение, а не размещение объекта капитального строительства. Общество настаивает на том, что представленная схема присоединения дома к коммуникациям не должна соответствовать проекту планировки.
Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не оценен довод заявителя о том, что проект планировки подготовлен на запланированные к возведению объекты капитального строительства. ООО "СК "Омск-Трейс" отмечает, что завершает реализацию I этапа исполнения договора N 120 и в целях продолжения выполнения обязательств в рамках развития территории требует продления договора (дело N А75-7477/2019); в проект планировки включены объекты капитального строительства, возведение которых будет осуществляться на следующих этапах исполнения договора развития территории, в их число входят и инженерные сети.
По мнению ООО "СК "Омск-Трейс", судом первой инстанции не оценен довод заявителя о том, что в пояснительной записке к проекту планировки застроенной территории микрорайона 6 города Нефтеюганска в разделе "теплоснабжение" указано на точки подключения проектируемых тепловых сетей расположенных в тепловой камере ТК6-21. Данное подключение соответствует данным о технологическом присоединении, приведенным в проектной документации (изменения в ПД) и ТУ, согласованным с ресурсоснабжающими организациями.
От Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу.
10.07.2019 от ООО "СК "Омск-Трейс" поступило дополнение к апелляционной жалобе, согласно которому в настоящее время состоялся ввод дома в эксплуатацию на основании разрешения на ввод от 14.06.2019, в связи с чем ООО "СК "Омск-Трейс" отказывается от требования в части возложения обязанности на Департамент выдать разрешение на использование земельных участков для строительства инженерных сетей.
Представитель Департамента, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "СК "Омск-Трейс" поддержала заявленный в поступившем дополнении отказ от требования в части возложения обязанности на Департамент выдать разрешение на использование земельных участков для строительства инженерных сетей.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для принятия заявленного отказа, исходя из следующего.
В порядке главы 24 АПК РФ суд вправе признать оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, определить способ восстановления права.
По убеждению суда апелляционной инстанции, возложение обязанности на Департамент выдать разрешение на использование земельных участков для строительства инженерных сетей не является требованием, а является формой восстановления права, в связи чем отказ от способа восстановления права не является отказом от заявленных требований.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия отказывает ООО "СК "Омск-Трейс" в принятии отказа, изложенного в дополнениях от 10.07.2019, не усматривает оснований для прекращения производства по делу.
Представитель ООО "СК "Омск-Трейс" поддержала доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя подателя жалобы, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и ООО "СК "Омск-Трейс" (застройщик) был заключен договор о развитии застроенной территории от 18.08.2014 N 120 (далее - договор).
В связи с передачей полномочий в области земельных отношений от Департамента имущественных и земельных отношений в Департамент градостроительства и соответствующим переименованием департаментов, между сторонами (Департаментом и ООО "СК "Омск-Трейс") было подписано дополнительное соглашение от 28.04.2018 к договору.
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора застройщик обязан в срок, не позднее 6 месяцев со дня подписания настоящего договора, подготовить и представить в департамент проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, выполненный в соответствии с градостроительными регламентами, утвержденными в составе Правил землепользования и застройки территорий муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденный решением Думы города от 01.11.2010 N 812-IV.
Постановлением Администрации города Нефтеюганска от 25.02.2015 N 136-п утвержден подготовленный застройщиком и согласованный со всеми эксплуатирующими службами проект планировки и проект межевания застроенной территории микрорайона 6 города Нефтеюганска.
Впоследствии, разработав проектную и рабочую документацию, ООО "СК "Омск-Трейс" обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
По результатам рассмотрения указанного заявления Департаментом было выдано разрешение на строительство объекта "Жилой комплекс "Центральный" в 6 микрорайоне в г. Нефтеюганска. 1 этап. Многоквартирный жилой дом N 1 и инженерные сети" N 86-ru86304000-4-2016 от 29.04.2016.
Выдача разрешения на строительство производилась на основании проектной документации, разработанной АО "Научно-производственное предприятие "Омэнергопром" в 2015 году.
20.12.2018 ООО "СК "Омск-Трейс" обратилось в Департамент с заявлением о разрешении на использование земель или земельных участков для размещения объектов.
Рассмотрев заявление ООО "СК "Омск-Трейс" и приложенные к нему документы, Департаментом было принято решение об отказе в предоставлении разрешения на использование земельного участка на основании пункта 10.1 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п, так как заявление подано с нарушением пункта 6.3 Порядка.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
29.04.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (часть 3 статьи 39.33 ЗК РФ).
Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В указанный перечень, в том числе включены водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Указанные требования нашли свое отражение также в Постановлении Правительства ХМАО - Югры от 19.06.2015 N 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Порядок).
Пункт 6.3 указанного Порядка устанавливает, что к заявлению о выдаче разрешения прикладываются документы, обосновывающие необходимость размещения объектов на землях или земельном участке (проектная документация, схема монтажа, установки, размещения).
Пункт 10 Порядка в качестве одного из оснований отказа в выдаче разрешения устанавливает подачу заявления с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления ООО "СК "Омск-Трейс" и приложенных к нему документы, Департаментом было принято решение об отказе в предоставлении разрешения на использование земельного участка на основании пункта 10.1 Порядка, так как заявление подано с нарушением пункта 6.3 Порядка, а именно, схема границ земельных участков, предполагаемых к использованию не соответствует схеме размещения инженерных сетей и сооружений микрорайона 6, разработанной в составе Проекта планировки и проекта межевания застроенной территории микрорайона 6, утвержденного постановлением администрации города Нефтеюганска от 25.02.2015 N 136-п, являющимся документом, обосновывающем необходимость размещения объекта на земельном участке.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ООО "СК "Омск-Трейс" ведет строительные работы по размещению инженерных сетей по проектной документации, выполненной в 2018 году ООО АБКП "Мастерплан".
Указанная проектная документация не соответствует ранее выданным техническим условиям в части строительства сетей (от ТК-6/21 до ТК-6-17/2).
В Департамент проектная документация не направлялась, изменения в проектную документацию, находящуюся в департаменте, а также в проект планировки и проект межевания застроенной территории микрорайона 6 города Нефтеюганска не вносились.
Статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются:
- проект планировки территории;
- проект межевания территории.
Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Соответственно, застройка территории должна производиться в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания соответствующей территории.
В силу того, что строительство инженерных сетей ООО "СК "Омск-Трейс" ведется не на основании утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории, то представленный обществом проект не является документом, обосновывающим необходимость размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" предусмотрены такие разделы проектной документации как: раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно- технических мероприятий, содержание технологических решений".
Инженерные сети, для размещения которых заявителем испрашивался земельный участок, являются частью объекта капитального строительства (жилого дома), на строительство которого разрабатывалась проектная документация.
Застройщик обязан осуществлять строительство объекта капитального строительства и инженерных сетей в соответствии с разрешением на строительство, которое, в свою очередь, должно соответствовать утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории.
Представленная при обращении в Департамент застройщиком схема размещения не соответствовала утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории, что обществом по существу не оспаривается.
В апелляционной жалобе ООО "СК "Омск-Трейс" настаивает на том, что схемы размещения в части прокладки инженерных коммуникаций не должны соответствовать, схема инженерных коммуникаций, представленная ООО "СК "Омск-Трейс" показывает технологическое присоединение, а не размещение объекта капитального строительства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества, исходя из следующего.
Разрешение на строительство было выдано ООО "СК "Омск-Трейс" на многоквартирный дом и инженерные сети, в свою очередь, в соответствии с нормами ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории, проектом межевания территории.
Таким образом, разрешение на строительство, в том числе, должно соответствовать проекту планировки территории.
Между тем, обращаясь с заявлением к Департаменту о выдаче разрешения на использование земельных участков в кадастровом квартале 86:20:0000050 для строительства сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения строящегося жилого дома по адресу: ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, мкр. 6, представило иную схему размещения инженерных сетей, не соответствующую ни выданному разрешению на строительство от 29.04.2016 N 86-ru86304000-4-2016, ни проекту планировки.
По убеждению суда апелляционной инстанции, схема размещения инженерных сетей должна соответствовать проектной документации.
Вопреки доводам жалобы, реализация этапов исполнения договора N 120 должно производиться в соответствии с проектом планировки.
Согласование с ресурсоснабжающими организациями инженерных сетей не отменяет имеющегося наличия несоответствия проектной планировки.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на ООО "СК "Омск-Трейс".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Омск-Трэйс" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2019 по делу N А75-750/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-750/2019
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ОМСК-ТРЭЙС"
Ответчик: Администрация Нефтеюганска "ДГиЗО", Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г. Нефтеюганска