г. Москва |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А40-312051/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Госжилинспекции Тверской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2019 по делу N А40-312051/18, принятое судьей А.В. Полукаровым
по заявлению Госжилинспекции Тверской области
к ООО УК "МТК"
об аннулировании лицензии от 20.07.2015 N 00191
при участии:
от заявителя: |
Лушникова Ю.Д. по доверенности от 28.01.2019, Антонов А.А. по доверенности от 10.01.2019; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Главное Управление "Государственная жилищная инспекция Тверской области" (далее - заявитель, Госжилинспекция Тверской области) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об аннулировании лицензии ООО УК "МТК" (далее - ответчик, общество, управляющая компания) от 20.07.2015 N 000191 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленную решением лицензионной комиссией Тверской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами от 15.07.2015 N 23.
Решением Арбитражного суда города Москвы 10.04.2019 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Госжилинспекция Тверской области ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению заявителя, им доказано наличие правовых оснований для аннулирования лицензии ООО УК "МТК".
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО УК "МТК", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО УК "МТК" (ОГРН 1156952007794) имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 20.07.2015 N 000194, предоставленную на основании решения лицензионной комиссии Тверской области от 15.07.2015 N 23, приказ Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 17.07.2015 N 266-ОД.
Согласно сведениям, размещенным в ГИС ЖКХ ООО УК "МТК" не имеет многоквартирных домов в управлении; в период с 11.01.2018 по 12.07.2018 сведения о многоквартирных домах в системе в реестр лицензий Тверской области не вносились.
Таким образом, по мнению заявителя, у ООО УК "МТК" (ОГРН 1156952007794) отсутствовали в течение шести месяцев в реестре лицензий Тверской области сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми оно осуществляет.
С учетом изложенного, лицензионной комиссией Тверской области, действующей на основании Положения о лицензионной комиссии Тверской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирным домами, утвержденным постановлением Губернатора Тверской области от 09.02.2015 N 14-пг, в соответствии с протоколом N 13- 18 от 26.07.2018 заседания принято решение об обращении Заявителя в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии ООО УК "МТК".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 данного Закона лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Жилищный кодекс) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана.
Основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об аннулировании действия лицензии установлены статьей 199 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии.
Согласно части 2 статьи 199 ЖК РФ основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является _отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как усматривается из материалов дела, основанием для аннулирования лицензии ООО УК "МТК" заявитель считает отсутствие в ГИС ЖКХ в период с 11.01.2018 по 12.07.2018 сведений о многоквартирных домах.
Однако судом первой инстанции установлено, что ООО УК "МТК" в 2015 году направляло в адрес Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области информацию о домах, находящихся в управлении.
Письмами от 24.08.2015 N 4565-06, от 03.09.2015 N 4794-06 и от 13.10.2015 N 5576- 06 Заявителем Обществу давались разъяснения о порядке изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в соответствии с ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса.
В управлении у общества находятся 44 многоквартирных дома, расположенных на территории п. Максатиха Тверской области.
Однако данная информация не была внесена Обществом в реестр лицензий.
При этом 17.07.2018 ООО УК "МТК" обращалось в Госжилинспекцию Тверской области с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области в отношении многоквартирных домов.
Данные заявления были рассмотрены заявителем в установленном порядке, и по результатам их рассмотрения приняты решения об отказе во включении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий Тверской области, что подтверждается копиями приказов Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, которые имеются в материалах дела.
09.11.2018 Обществом в адрес Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области были повторно направлены заявления в установленной форме о включении сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении, в реестр лицензий Тверской области.
Однако при рассмотрении представленных документов заявителем выявлены нарушения обязательных требований, в связи с чем, также были вынесены приказы об отказе во включении сведений, а также мотивированные заключения.
Все документы возвращены и направлены в адрес общества.
Таким образом, из материалов дела следует, что Общество неоднократно обращалось к Заявителю с заявлениями о включении сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении, в реестр лицензий Тверской области, однако Госжилинспекция отказала в удовлетворении заявлений управляющей компании.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Общество было лишено возможности представить Заявителю все необходимые документы для включения сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении, в реестр лицензий Тверской области, поскольку Администрацией Максатихинского района домам, находящимся в управлении Общества не была присвоена нумерация, в связи с чем Общество при обращении к заявителю не могло указать точные адреса домов.
При этом, как следует из имеющегося в материалах дела письма ООО УК "МТК" от 05.02.2018, оно обращалось в Администрацию Максатихинского района с заявлением о занесении нумерации домов.
Письмом N 253 от 05.03.2018 Администрацией Максатихинского района Обществу было сообщено, что внесение адресов, перечисленных в запросе Общества, в ФИАС будет возможно после подготовки и утверждения нормативных документов (постановления администрации Максатихинского района Тверской области о присвоении (уточнении) почтового адреса).
Данные нормативные документы будут подготовлены после обращения собственников объектов, расположенных по указанным выше адресам, в администрацию Максатихинского района Тверской области с соответствующими заявлениями. Так как не закончена сверка адресов в ФИАС по улицам, перечисленным в запросе, работа над окончательной сверкой еще продолжается.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у Общества объективной возможности представить Заявителю все необходимые сведения для включения находящихся у него в управлении многоквартирных домов в реестр лицензий Тверской области по независящим от него причинам, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для аннулирования лицензии.
Доказательств обратного, заявителем не представлено.
Также судом первой инстанции установлено и не оспаривается заявителем фактическое осуществление ответчиком деятельности по управлению домами, которая контролируется заявителем, о чем свидетельствуют проводившиеся проверочные мероприятия.
Доводы апелляционной жалобы о наличии иных основаниях аннулирования лицензии отклоняются, как противоречащие содержанию решения Лицензионной комиссии от 26.07.2018 (вопрос N 26) (т.1 л.д.26).
Также судом первой инстанции верно указано, что аннулирование лицензии по заявлению уполномоченного органа является правом, а не обязанностью суда, возможность реализации которого обусловлена соответствующими предусмотренными законом обстоятельствами.
Уучитывая действующее нормативно-правовое регулирование спорных правоотношений, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, правовых оснований для аннулирования лицензии Общества от 20.07.2015 N 000191 в соответствии с частью 2 статьи 199 ЖК РФ в настоящем случае не имелось.
Доводы лицензирующего органа о наличии оснований для аннулирования лицензии Общества подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2019 по делу N А40-312051/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-312051/2018
Истец: Госжилинспекция Тверской области
Ответчик: ООО УК МТК