город Ростов-на-Дону |
|
23 июля 2019 г. |
дело N А53-9385/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2019 по делу N А53-9385/2019
по иску акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276)
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Колесник И.В.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ответчик) о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ДК в размере 357605,63 за период август - октябрь 2018.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
23.05.2019 принято решение путем подписания его резолютивной части, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.05.2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2019 исковые требования удовлетворены. Распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 23.05.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал следующее:
- невозможно установить, когда именно произведено уведомление ответчика об отборе проб, поскольку таковой был назначен без указания времени, что является нарушением действующего законодательства;
- в нарушение пункта 27 Правил N 525 в составленном на месте отбора проб сточных вод акте не указаны данные о контрольном колодце (либо его обозначение) и его конкретное расположение (координаты), что не дает возможности достоверно идентифицировать колодец, из которого отбирались пробы сточных вод;
- при отборе контрольных проб истцом нарушен пункт 9.3.7. "Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденных постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495 (с 08.03.2017 - пункт 23 Правил N 525), согласно которому пробу следует отбирать из лотка канализационного колодца, падающей струи или приемной канализационной станции.
От акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец считает решение суда законным и обоснованным. По мнению Водоканала, доводы ответчика не соответствуют действительности, являются необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между муниципальным унитарным предприятием ПО "Водоканал" (в настоящее время - акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону") (водоканал) и государственным учреждением Управление Федеральной почтовой связи по Ростовской области (в настоящее время - федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России") (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 367 от 19.08.2002, предметом которого являются услуги по водоснабжению и водоотведению, представляемые абоненту и его субабонентам водоканалом на условиях договора (пункт 2.1. договора).
Согласно пункту 2.2.1. договора водоканал обязался предоставить абоненту возможность потреблять из городской системы водоснабжения питьевую и техническую воду в объеме установленного лимита водопотребления и сбрасывать в горканализацию сточные воды в объеме установленного лимита водоотведения с концентрациями загрязняющих веществ в сточных водах, в соответствии с условиями приема и пункта 6 договора.
Пунктом 2.3.1. договора абонент обязался обеспечивать учет потребляемой воды из всех источников и сбрасываемых стоков, не превышать установленные лимиты водопотребления и водоотведения, не сбрасывать в горканализацию сточные воды с превышением норм допускаемой концентрации загрязнений в них и не сбрасывать вещества, запрещенные к сбросу в горканализацию, установленных в соответствии с действующим законодательством и решением местной администрации, контролировать лимит использования питьевой воды, лимит потребления и качества сточных вод субабонентов и, в случае нарушения сброса по объему и качеству, производить оплату за эти нарушения согласно договору и действующему законодательству.
Плата за сброс загрязняющих веществ с превышением ДК (ВДК) определяется в порядке, установленном органами местного самоуправления и действующим законодательством (пункт 4.1. договора).
В целях осуществления контроля за качеством сточных вод ответчика, 08.08.2018 истцом в присутствии представителей ответчика отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце (КК) абонента, по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 116, о чем составлен акт контрольного отбора проб сточных вод N 0808/3/1 от 08.08.2018 (л.д. 17).
Отобранные пробы сточных вод направлены истцом в лабораторию АО "Ростовводоканал", что подтверждается протоколом КХА N 479 от 14.08.2018 (л.д. 18).
В соответствии с вышеуказанным актом, качество сточной воды, сбрасываемой ответчиком, не удовлетворяет требованиям действующих условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, утвержденных постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 02.03.2017 N 154.
Истцом произведен расчет платы за сброс сточных вод с превышением ДК в системы горканализации, согласно которому за период с 01.08.2018 по 31.10.2018 указанная плата составляет 357605,63 руб., из которых 144151,43 руб. - за август 2018, 111046,67 руб. - за сентябрь 2018, 102407,53 руб. - за октябрь 2018 (л.д. 23-25).
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия от 14.02.2019 с требованием оплаты за негативное воздействие на окружающую среду в размере 357605,63 руб. (л.д. 15-16), которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области установлен постановлением Главы администрации Ростовской области от 04.05.2012 N 348.
В соответствии с пунктом 22.3 названного Постановления плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение независимо от даты отбора проб.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в горканализацию, определены постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 02.03.2017 N 154.
Протоколом исследования отобранных проб абонента представленным в материалы дела, подтверждается факт превышения в сточных водах абонента предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, что ответчиком не оспаривается.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункт "г" пункта 36 Правил N 644).
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
На основании пункта 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил N 644.
Согласно пункту 20 постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (ред. от 05.01.2015) "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", абонент обязан: а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток; б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб; в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод; г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод; д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).
Отборы проб сточной воды федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" осуществлялся в присутствии представителя ответчика (инженера УХО Савченкова В.А.), место отбора проб определено ответчиком и указано в паспорте водного хозяйства (л.д. 45-48), расположено по ул. Лермонтовской. Возражений по поводу того, что канализационный колодец, из которого отбирались пробы, не является контрольным или не относится к ответчику, не поступало.
Доводы апеллянта о нарушении истцом процедуры уведомления о проведении отбора сточных вод и отсутствии в актах информации о присутствии на отборах проб представителя ответчика, признаются апелляционным судом несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 пункта 148 правил N 644 абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
Согласно разделу IV Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (ред. от 05.01.2015) "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" отбор сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбору проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
Абоненты обязаны обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод.
Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления. Одним из способов извещения является факсимильное сообщение.
Согласно уведомлению N 0808/3/1 от 08.08.2018 (л.д. 44) ответчик был надлежащим образом уведомлен о предстоящем проведении отбора проб. Уведомление получено ответчиком нарочно, о чем имеется соответствующая отметка.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился".
Согласно акта контрольного отбора проб сточных вод, отводимых в системы канализации г. Ростова-на-Дону N 0808/3/1 от 08.08.2018 представитель абонента в лице инженера Савченкова В.А. присутствовал при отборе, подписал акт без замечаний (л.д. 17).
Апелляционная коллегия отклоняет довод ответчика о нарушении истцом процедуры отбора проб сточных вод ввиду следующего.
Согласно пункту 20 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 абоненты обязаны:
а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).
Согласно пункту 24 указанных Правил, в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.
Из пункта 3.2. "Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденных Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 02.03.2017 N 154, следует, что с целью установления абонентам технически обоснованного разрешения на сброс сточных вод в горканализацию абонент производит разработку, представление и согласование с АО "Ростовводоканал" водохозяйственного балансового расчета (паспорта водного хозяйства), обосновывающего рациональное использование воды и сброса сточных вод в системы канализации г. Ростова-на-Дону.
В соответствии с пунктом 5.1. указанного Постановления, порядок контроля состава сточных вод абонента осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
Пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от "12" февраля 1999 г., предусмотрено, что контрольным канализационным колодцем является колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации.
Из отзыва истца на апелляционную жалобу следует, что ответчик определил место отбора контрольных проб, которое указал в паспорте водного хозяйства (КЮ расположенный по ул. Лермонтовская). Указанный паспорт водного хозяйства и схема канализационных сетей согласованы ответчиком с АО "Ростовводоканал". Контрольные пробы были отобраны "АО Ростовводоканал" в указанном в паспорте водного хозяйства контрольном колодце.
Контрольные колодцы как места отбора проб определяются с участием абонента, который имеет возможность указать организации водопроводно-канализационного хозяйства другое место отбора проб, а в случае его отсутствия - соорудить контрольный канализационный колодец в таком месте.
Ответчик до настоящего времени не предоставил АО "Ростовводоканал" новый паспорт водного хозяйства и не заявлял об иной точке отбора проб, в связи с чем отбор проб осуществляется в последнем колодце на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации. Данный колодец расположен на закрытой территории объекта ответчика, доступ на которую без разрешения, сопровождения и присутствия в момент отбора проб представителя ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ростовской области - Филиал ФГУП "Почта России" не возможен.
Данное обстоятельство также подтверждает, что отбор проб осуществляется в присутствии представителя ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ростовской области - филиал ФГУП "Почта России".
При отборе проб ответчик не заявлял каких-либо возражений против мест (точек) отбора проб. Учитывая, что контрольные колодцы как места отбора проб определяются с участием абонента, то именно он имеет возможность указать организации водопроводно-канализационного хозяйства иное место отбора проб.
На основании изложенного, требования истца о взыскании с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимой концентрации в размере 357605,63 руб. за период с 01.08.2018 по 31.10.2018, верно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. (платежное поручение N 29509 от 07.06.2019 - л.д. 54), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2019 по делу N А53-9385/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9385/2019
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10712/19