г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А56-13066/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М. С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Муштаев Д.В. по доверенности от 06.03.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12725/2019) ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2019 по делу N А56-13066/2019(судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 27.12.2018 N 05/19647-Р.
Решением суда от 07.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт - признать незаконным и отменить предписание Инспекции.
В отзыве на апелляционную жалобу ГЖИ просит отказать Обществу в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ГЖИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.12.2018 сотрудниками Инспекции, на основании распоряжения от 10.12.2018 N 05/19647-Р, проведена проверка в отношении Общества, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, пр-кт Энгельса, д. 145, корп. 3, лит. А, с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 09.04.2018 N 05/4407-Р.
В ходе проверки Инспекция установила, что на лестничной клетке N 1 в лифтовых холлах и поквартирных коридорах нарушена целостность напольного покрытия (частично отсутствуют ПВХ плитки) на всех этажах, что является нарушением части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном дома, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и пункт 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России о 27.09.2003 N170 (далее - Правила N 170).
В связи с выявленным нарушением Инспекцией выдано предписание от 27.12.2018 N 05/19647-Р об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в срок до 25.02.2019. Не согласившись с указанными предписаниями, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 данной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 2.3 данной статьи управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных
Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила N 170 устанавливают правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, то есть определяют требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Указанные Правила изданы в целях обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 4.4.1 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе:
- устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий;
- периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно пунктом 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ" работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме:
- проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов);
- при выявлении повреждений и нарушений;
- разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Таким образом, работы по восстановлению напольного покрытия прямо указаны в действующем законодательстве и входят в обязанность управляющей организации.
Как правомерно указал суд первой инстанции, именно Общество как управляющая организация является лицом, ответственным за содержание и обслуживание указанного жилого дома, и обязано исполнять требования действующего законодательства в жилищной сфере.
При этом доводы заявителя о незаконности предписания со ссылкой на отсутствие у Общества денежных средств рассмотрен судом и правомерно отклонен с учетом следующего.
Учитывая, что отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, регулируются договором управления многоквартирным домом, тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества.
Также не является таким обстоятельством факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные, коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В связи с этим отсутствие денежных средств у управляющей организации не освобождает от обязанности по содержанию напольного покрытия в надлежащем состоянии, в соответствии с требованиями правил и не может свидетельствовать о незаконности предписания Инспекции.
Вопреки доводам подателя жалобы, оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствий для осуществления деятельности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Неправильного применения судом норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке представленных доказательств апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2019 по делу N А56-13066/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13066/2019
Истец: ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА