г. Чита |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А78-3842/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 12.07.2019.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: Н.А. Корзовой, Л.В. Ошировой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаферовой А.В.
с участием в судебном заседании:
от ответчика: Решетевский Л.А., по доверенности от 09.01.2019;
от Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности от 09.01.2019, от Министерства обороны Российской Федерации по доверенности от 04.12.2018: Маркевич Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 мая 2019 года по делу N А78-3842/2018 по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к обществу с ограниченной ответственностью "Аквасети" (ОГРН 1147505000235, ИНН 7529012715) о взыскании задолженности за оказанные услуги по договору по транспортировке сточных вод N04-07-75-12-232 за апрель-декабрь 2017 года в размере 2710952,89 руб., неустойки за период с 16.05.2017 по 20.02.2018 в размере 291878,94 руб., неустойки за период с 21.02.2018 по день фактической оплаты долга, сходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты долга, за каждый день просрочки, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), 2) Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977), 3) общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993); 4) Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036),
принятое судьей М.И. Обуховой,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Аквасети" о взыскании задолженности за оказанные услуги по транспортировке сточных вод за апрель-декабрь 2017 года в размере 2710952,89 руб., неустойки за период с 16.05.2017 по 20.02.2018 в размере 281332,90 руб., неустойки за период с 21.02.2018 по день фактической оплаты долга, сходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты долга, за каждый день просрочки.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 мая 2019 года в иске отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, иск удовлетворить.
Считает, что факт эксплуатации сетей ответчиком доказывает осуществление ее законным владельцем деятельности по транспортировке воды, поскольку водопроводная и канализационная сети в силу прямого назначения не могут использоваться в иных целях.
Указывает на то, что спорные объекты учтены регулятором при установлении тарифа, что не было учтено судом.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правые позиции.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие иных надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
31.03.2017 между ООО "Аквасети" (Исполнитель) и ООО "Главное управление жилищным фондом" (Заказчик) заключен договор N 50 холодного водоснабжения, прием сточных вод, их транспортировка и прием на поля фильтрации (далее - договор N 50), в соответствии с пунктом 1 которого Исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение обязуется подавать Заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения - холодную воду, а Заказчик обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором.
Согласно пункту 2 договора границы раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям Заказчика и Исполнителя определяются в актах о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в Приложении N 2 (т.3 л.д.52).
11.07.2017 между ООО "Аквасети" (Исполнитель) и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" (Заказчик) заключен контракт N 48 холодного водоснабжения, прием сточных вод, их транспортировка и прием на поля фильтрации, в соответствии с пунктом 1 которого общество, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду. Кроме того, общество также обязуется осуществлять прием сточных вод от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс на поля фильтрации.
Состав объектов, перечень узлов учета воды и сточных вод, согласован сторонами в приложениях к указанному государственному контракту. Срок действия: с 01.04.2017 по 31.05.2017.
Впоследствии между теми же сторонами заключен аналогичный государственный контракт от 20.07.2017 N 48 с тем же предметом и взаимными правами и обязанностями. Срок действия контракта составил: с 01.06.2017 по 31.12.2017.
Перечень точек поставки и состав объектов, в отношении которых заключен соответствующий государственный контракт от 20.07.2018 N 48 расширен, в том числе, за счет включения в приложение к контракту следующих объектов: поликлиника N 83 (госпиталь) в/г N 1, кухня-столовая инв. N 18а в/г N 1.
29.11.2017 между ООО "Аквасети" и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" был заключен контракт N 50 холодного водоснабжения, прием сточных вод, их транспортировку и прием на поля фильтрации, в соответствии с пунктом 1 которого общество, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду. Кроме того, общество также обязуется осуществлять прием сточных вод от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс на поля фильтрации.
Состав объектов, перечень узлов учета воды и сточных вод, согласован сторонами в приложениях к указанному государственному контракту. Пунктами 56 и 57 государственного контракта предусмотрен срок его действия: с 01.11.2017 по 31.12.2017.
Согласно актам о разграничении эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям, местом исполнения обязательств ООО "Аквасети", осуществляющей прием сточных вод и их очистку на полях фильтрации Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" является точка врезки канализационных сетей Заказчика на границе эксплуатационной ответственности сторон в сети ООО "Аквасети (Приложение N 3 к контрактам N 48 и N 50).
В свою очередь, учреждение является владельцем объектов водоснабжения и канализации в составе иного имущества, переданного ему для осуществления функций единственного поставщика холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Учреждение в адрес общества направило проект договора от 01.04.2017 N 04-07-75-12-232 (далее - договор N 04-07- 75-12-232), который со стороны последнего не подписан.
Полагая, что на стороне общества возникла обязанность оплачивать услуги по транспортировке сточных вод до спорных объектов, указанных в договоре N 04-07-75- 12-232, учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Забайкальского края, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, доводы и возражения сторон, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения абонентов (заказчиков) и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, регулируются, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральным закон N 416-ФЗ), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 776 (далее - Правила N 776), Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В статье 2 Закона N 416-ФЗ под транспортировкой сточных вод понимается перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, требования предъявлены в отношении следующих объектов: за период с апреля по октябрь 2017 года - магазин "Жемчужина" ИП Цыган Е.Ю, расположенный в жилом доме N 17 военного городка N 64, гор. Борзя-3; магазин "Звезда" ИП Дмитриев В.Г., расположенный в жилом доме N 1 военного городка N 64, г. Борзя-3; магазин "Бона" ИП Молокова СВ., расположенный в жилом доме N 1 военного городка N 64, г. Борзя-3; магазин "Гурман" ИП Лысь Е.В., расположенный в жилом доме N 10 военного городка N 64; торговый дом "Байкал" ИП Сулейманов М.Р., расположенный на территории военного городкаN 64, г. Борзя-3; магазин (АО "Военторг-Восток") в здании клуба военного городка N 69 г. Борзя-3; чайная (АО "Военторг Восток") на территории военного городка N 69, г. Борзя- 3; торговый центр "Восток" (Короткевич Л.Ю.), расположенный в военном городке N 64, г. Борзя-3 ГУЗ "Борзинская ЦРБ", расположенное в жилом доме N 14 кв.3 военного городка N 64, г. Борзя-3; ФГУП "Почта России", расположенное в жилом доме N 1 военного городка N 64, г. Борзя-3; распределительный пункт инв.N 21 (АО "Оборонэнерго", военный городок N 64, г. Борзя-3; штаб инв. N 4 (АО Оборонэнерго) военный городок N 80, г. Борзя-3; МОУ СОШ N 28, военный городок N 64, г Борзя-3.; госпиталь, расположенный по адресу г.Борзя, ул.Метелицы, 1 в/г N 1.; г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N1 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N2 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N3 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N4 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N5 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N6 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N7 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N8 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N9 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N10 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N12 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N13 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N14 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N16 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя-3, в/г N64, ДОС N17 (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя, в/г N3, ул. Гастелло, 21, жилой дом (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя, в/г N,3 ул. Гастелло, 23, жилой дом (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя, в/г N3, ул. Гастелло, 25, жилой дом (ООО "ГУ ЖФ"); г. Борзя, в/г N3, ул. Гастелло, 25а, общежитие (ООО "ГУ ЖФ"); за период с ноября по декабрь 2017 года - магазин "Жемчужина" ИП Цыган Е.Ю., расположенный в жилом доме N17 военного городка N64, гор. Борзя-3; магазин "Звезда" ИП Дмитриев В.Г., расположенный в жилом доме N1 военного городка N64, г. Борзя-3; магазин "Бона" ИП Молокова СВ., расположенный в жилом доме N1 военного городка N64, г. Борзя-3; магазин "Гурман" ИП Лысь Е.В., расположенный в жилом доме N10 военного городка N64; торговый дом "Байкал" ИП Сулейманов М.Р., расположенный на территории военного городкаN64, г. Борзя-3; магазин (АО "Военторг-Восток") в здании клуба военного городка N69 г. Борзя-3; чайная (АО "Военторг Восток") на территории военного городка N69, г. Борзя- 3; торговый центр "Восток" (Короткевич Л.Ю.) расположенный в военном городке N64, г. Борзя-3 ГУЗ "Борзинская ЦРБ", расположенное в жилом доме N14 кв.3 военного городка N64, г. Борзя-3; ФГУП "Почта России", расположенное в жилом доме N1 военного городка N64, г. Борзя-3; распределительный пункт инв.N21 (АО "Оборонэнерго", военный городок N64, г. Борзя-3; штаб инв. N4 (АО Оборонэнерго) военный городок N80, г. Борзя-3; МОУ СОШ N28, военный городок N64, г Борзя-3.
При этом, как верно установлено судом, жилой фонд (дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17 в/г ; 64 г. Борзя-3, дома N 21, 23, 25, 25а в/г N 3 по ул. Гастелло г. Борзя) включен в перечень точек, в отношении которых общество осуществляет холодное водоснабжение и оказывает учреждению услуги по подаче через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения в соответствии с условиями договора N 50 (т.3 л.д. 36-59).
Канализационные сети, применительно к которым истец просит взыскать стоимость услуг по транспортировке, включены в соответствии с условиями контрактов в границы балансовой принадлежности учреждения (истца). Сети использовались учреждением (истцом) в целях уставной деятельности для содержания объектов Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве элементов коммунальной инфраструктуры. Данные сети необходимы для содержания и обслуживания данных объектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и находились в сфере эксплуатационной ответственности учреждения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика стоимости услуг по транспортировке сточных вод, так как ответчик не пользовался услугами учреждения (истца) по транспортировке сточных вод по сетям, входящим в зону балансовой принадлежности истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец предъявляет объем сторонних потребителей, у которых сложились договорные отношения с ответчиком по поставке воды, что свидетельствует об оказании услуг транспортировки воды истцом, подлежат отклонению как бездоказательные.
Иные аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 мая 2019 года по делу N А78-3842/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
Н.А. Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3842/2018
Истец: Филиал Федерального Государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" по Восточному военному округу жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел N 7
Ответчик: ООО "Аквасети"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ", РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ