г. Самара |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А65-8475/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2019А65-8475/2019 (судья Хамидуллина Л.В.) рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан,
к обществу с ограниченной ответственностью "Клиника восстановительной медицины",
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Клиника восстановительной медицины" о взыскании задолженности по штрафу за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп.) за июль 2018 года в размере 500 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество является страхователем согласно п.1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", абз.2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Законом. Такие сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83-п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Общество, обнаружив ошибки в представленных ранее сведениях по форме СЗВ-М за июль 2018 года, представило в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за данный отчетный период - июль 2018 года.
По результатам проведенной проверки представленной отчетности Управлением было выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем был составлен соответствующий акт от 01.10.2018 N 013S18180022765.
07.11.2018 Управлением по результатам рассмотрения материалов проверки было вынесено решение N 013S19180023695 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за представление формы СЗВ-М за июль 2018 года с нарушением срока, предусмотренного п.2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей.
Для добровольной уплаты указанного штрафа обществу направлено требование от 03.12.2018 N 013S01180029867 со сроком уплаты до 21.12.2018.
Поскольку обществом указанная сумма штрафа в добровольном порядке не была уплачена, Управление в установленный срок обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание данного штрафа. Выданный Арбитражным судом Республики Татарстан 07.02.2019 по делу N А65-1647/2019 судебный приказ в связи с возражениями должника определением суда от 22.02.2019 по указанному делу отменен.
В связи с отменой судебного приказа Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. В соответствии с п. 2 данной статьи сведения, предусмотренные п.2 статьи 6 данного закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142).
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе, пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, а также обязаны осуществлять контроль за правильностью представления указанных сведений.
Обязанность предоставления сведений по форме СЗВ-М считается исполненной при предоставлении страхователем таких сведений в соответствии с утвержденным Распоряжением Правления ПФР от 31.08.2016 N 432р форматом данных сведений о застрахованных лицах, при наличии положительного протокола проверки со статусом "Документ принят".
Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п сведения по форме СЗВ-М представляются по трем типам форм: исходная, дополняющая, отменяющая. При этом "исходная" - форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "дополняющая" - форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отменяющая" - форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с абзацем 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.
Аналогичные положения предусмотрены в п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) (далее - Инструкция N 766н).
Возражая относительно заявленных требований, ответчик указывает, что поскольку им была самостоятельно обнаружена ошибка в отчете и 21.09.2018 был представлен дополняющий отчет СЗВ-М за июль 2018 года с указанием всех работников, финансовые санкции к нему не могут быть применены.
Заявителем не оспаривается и материалами дела подтверждается, что сведения за июль 2018 года по форме СВЗ-М тип "исходная" представлены ответчиком своевременно - 01.08.2018. В последующем, 21.09.2018 ответчиком была предоставлена "дополняющая" форма отчетности за июль 2018 года в связи с дополнением ранее представленных сведений. Принятие управлением дополняющих сведений по форме СЗВ-М подтверждается материалами дела и также не оспаривается заявителем.
Доказательств того, что именно Пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в суд не представлено. В материалах дела отсутствуют доказательства направления Управлением в адрес ответчика уведомлений либо иных писем, в которых бы сообщалось о непредоставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках, либо расхождениях.
При таких обстоятельствах неполнота ранее представленной отчетности по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль 2018 года выявлена ответчиком самостоятельно, до момента обнаружения ошибки заявителем, в связи с чем ответчиком и были поданы в орган Пенсионного фонда РФ дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп.). Доказательств иного материалы дела не содержат.
Пунктом 39 Инструкции N 766н установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Поскольку страхователь, руководствуясь статьей 15 Закона N 27-ФЗ, воспользовался своим правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах и реализовал его до обнаружения органом Пенсионного фонда ошибок в данных сведениях, суд находит необоснованным применение к страхователю финансовых санкций в связи с исправлением им выявленных ошибок в ранее поданных сведениях.
Данной позиции придерживается и Пенсионный Фонд Российской Федерации, который в своем письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" разъяснил, что в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и сообщил об этом территориальным органам ПФР, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2017 по делу N А16-1601/2016, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А72-254/2017, от 16.08.2017 по делу N А65-8976/2017, от 05.09.2017 по делу N А65-9070/2017, от 16.01.2018 по делу N А65-19927/2017, от 26.09.2018 по делу N А65-18680/2018.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем, необоснованным является решение Управления от 07.11.2018 N 013S19180023695 и предъявление последним требования о взыскании штрафных санкций с ответчика за непредставление в срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2018 года.
При указанных обстоятельствах, признавая неправомерным привлечение ответчика к ответственности с учетом п.п.37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в отсутствие доказательств самостоятельного выявления заявителем ошибок в представленных ответчиком сведениях по форме СЗВ-М (исх.), доказательств направления (вручения) ответчику уведомлений об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий и доказательств представления ответчиком уточненных индивидуальных сведений с нарушением указанного пятидневного срока со дня получения таких уведомлений, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2019 года по делу N А65-8475/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8475/2019
Истец: ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ново-Савиновском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань
Ответчик: ООО "Клиника восстановительной медицины", г.Казань