Указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 ноября 1992 г. N 46/20
"Об усилении надзора за соблюдением процессуальных гарантий, обоснованностью решений о применении ареста в качестве меры пресечения, продления сроков следствия, содержания обвиняемых под стражей и их судебном обжаловании"
Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 23 июня 1995 г. N 36/15 настоящее указание признано утратившим силу
В целях укрепления правовых начал в уголовном судопроизводстве, обеспечения законности и конституционных гарантий граждан при расследовании и раскрытии преступлений, руководствуясь ст. 26 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Всем прокурорам, руководителям следственных подразделений и органов дознания, следователям органов прокуратуры, безопасности и внутренних дел обеспечить в своей деятельности соблюдение законов, регламентирующих применение мер пресечения, сроки следствия и содержания под стражей обвиняемых, их права на предварительном следствии.
2. Избирая в качестве меры пресечения арест, не считать определяющим только тяжесть совершенного преступления. Применять его в случаях, когда по характеру, обстоятельствам преступления и данным о личности обвиняемого (подозреваемого) не может быть избрана иная мера пресечения.
Прокурорам при решении вопроса о даче санкции на арест не полагаться на доклад следователя или просмотр документов, а тщательно изучать все материалы, содержащие основания заключения под стражу, допрашивать при необходимости обвиняемых (подозреваемых). При даче санкции на арест несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого допрос производить в обязательном порядке.
2.1. При заключении под стражу подозреваемых в совершении преступлений лиц, обвинение которым не предъявлено, исходить из требований закона о том, что эта мера пресечения может применяться в исключительных случаях.
Прокурорам строго следить за тем, чтобы обвинение было предъявлено не позднее десяти суток с момента ареста подозреваемого; проверять его обоснованность и основания дальнейшего содержания под стражей. Если в установленный срок обвинение не предъявлено, немедленно своим постановлением освобождать подозреваемых из-под стражи.
2.2. За ходом следствия по делам в отношении содержащихся под стражей лиц установить четкую систему надзора, обеспечивающую своевременное выявление, пресечение и предупреждение волокиты, проявлений обвинительного уклона, упрощенческого подхода к сбору и оценке доказательств.
2.3. Не отождествлять сроки содержания под стражей со сроками расследования; в полной мере использовать предоставленное законом право изменять меру пресечения по выполнении основных следственных действий или завершении следствия.
Утверждая обвинительное заключение, каждый раз рассматривать вопросы, связанные с мерой пресечения, в том числе в соответствии со ст. 96 (в редакции Закона Российской Федерации от 23.05.92) и ст. 213 УПК РСФСР - о повторном заключении под стражу в тех случаях, когда в ходе следствия эта мера была отменена.
3. По делам, расследование которых ввиду особой сложности закончить в установленный срок не представляется возможным, заблаговременно возбуждать перед соответствующим прокурором ходатайства о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей.
Рассчитывать при этом реальные потребности времени, необходимого для завершения расследования, включая возможность обжалования в суд содержания под стражей, и в зависимости от этого сразу возбуждать ходатайство перед тем прокурором, который по закону уполномочен установить испрашиваемый срок.
3.1. Представлять ходатайства о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей не позднее чем за 5 дней до истечения двухмесячного срока, 10 дней - трехмесячного, 15 дней - шестимесячного и 30 дней годичного срока.
3.2. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении процессуальных сроков указывать:
- дату возбуждения уголовного дела, а в случае соединения в одном производстве нескольких дел - дату возбуждения каждого из них;
- краткое содержание дела;
- подробные данные о личности обвиняемых;
- даты задержания и избрания меры пресечения;
- сущность предъявленного обвинения;
- конкретные доказательства виновности, в том числе опровергающие доводы обвиняемых в свою защиту;
- обоснование необходимости дальнейшего содержания под стражей;
- обжаловалось ли в суд содержание под стражей, какое постановление вынесено судьей. В случае удовлетворения жалобы судом, а затем применения повторного ареста называть дату изменения меры пресечения;
- сведения о движении дела: назначении экспертиз, ознакомлении с материалами следствия, направлении дела в суд, а при возвращении его судом на дополнительное расследование - времени вынесения определения (постановления) и поступления дела к надзирающему прокурору для организации расследования, а также даты иных решений по делу;
- причины, в силу которых следствие не может быть окончено в установленный срок, объем предстоящей работы по делу.
При повторном возбуждении ходатайства отражать, выполнены ли следственные действия, для производства которых испрашивалось предыдущее продление; причины их невыполнения и принятые в этой связи меры.
В случаях, когда судом дело возвращалось на дополнительное расследование, изменялась мера пресечения, в том числе при удовлетворении жалобы на арест или продление срока содержания под стражей, вместе с ходатайством и уголовным делом представлять копии судебных определений или постановлений.
3.3. В представлениях прокуроров, препровождающих ходатайства о продлении процессуальных сроков вышестоящему прокурору, указывать, изучалось ли уголовное дело, какие недостатки и нарушения выявлены при его изучении и обсуждении ходатайства, что предпринято для их устранения и завершения следствия.
3.4. Рассматривая ходатайства о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, внимательно разбираться в обстоятельствах, вызвавших необходимость продолжения расследования, критически оценивать собранные доказательства, обоснованность содержания обвиняемых под стражей и дальнейшего применения ареста в качестве меры пресечения. Незамедлительно устранять допущенные нарушения.
При продлении сроков содержания обвиняемых под стражей применительно к требованиям закона указывать, в каких пределах устанавливается необходимый срок (до 3 месяцев, до 4 месяцев 20 дней и т.д.), не определяя конкретную дату его окончания, поскольку время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела при исчислении срока содержания под стражей в качестве меры пресечения не учитывается.
Прокурорам, продлившим сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей, осуществлять контроль по таким делам до окончания следствия и рассмотрения их судами.
4. Районным, городским, а также приравненным к ним транспортным, военным и другим прокурорам ходатайства о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей рассматривать с обязательным изучением уголовного дела, а при необходимости - с участием следователя и руководителя следственного подразделения органов безопасности и внутренних дел.
Лично подписывать представления вышестоящему прокурору о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей свыше трех месяцев.
5. Прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов и приравненным к ним транспортным, военным и другим прокурорам ходатайства о продлении сроков следствия и содержания под стражей рассматривать с участием следователей, руководителей следственных подразделений органов безопасности и внутренних дел и прокурора, осуществляющего надзор за расследованием по делу.
Представления Генеральному прокурору Российской Федерации о продлении сроков следствия и содержания под стражей до 12 месяцев подписывать заместителям, в свыше 12 месяцев - лично начальником Главного управления по надзору за исполнением законов в Вооруженных Силах, прокурорам республик, краев, областей и приравненным к ним прокурорам.
6. По делам, находящимся в производстве следователей органов безопасности и внутренних дел, ходатайства о продлении процессуальных сроков представлять соответствующему прокурору с письмом, лично подписанным руководителями следственных управлений и отделов этих органов, а Генеральному прокурору Российской Федерации - руководителями следственного комитета МВД и следственного управления МБ России.
7. Следователям незамедлительно извещать следственные изоляторы о продлении срока содержания под стражей каждого обвиняемого, об окончании следствия, начале и завершении ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.
Прокурору, осуществляющему надзор за расследованием по делу, следить за тем, чтобы неукоснительно выполнялось требование ч. 4 ст. 97 УПК РСФСР об окончании расследования и предъявлении для ознакомления обвиняемому и его защитнику всех материалов дела не менее чем за месяц до окончания предельного (полуторагодичного) срока содержания обвиняемого под стражей.
8. Прокурорам, поддержавшим ходатайство о продлении процессуальных сроков, не позднее 3 дней сообщать прокурору, продлившему их, о направлении дела в суд или принятии по нему иного решения. В тот же срок информировать о результатах рассмотрения дела судом (независимо от кассационного обжалования или опротестования), а также об изменении обвиняемому меры пресечения, если судом жалоба на применение ареста либо продление срока содержания под стражей удовлетворена.
9. Прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов и приравненным к ним транспортным, военным и другим прокурорам по каждому факту отмены судом меры пресечения в виде заключения под стражу, освобождения из-под стражи с прекращением дела в стадии следствия или судебного рассмотрения либо оправдания лиц, в отношении которых продлевался срок содержания под стражей, проводить соответствующую проверку.
В случае продления срока содержания под стражей Генеральным прокурором Российской Федерации о результатах проверки и принятых мерах сообщать в Генеральную прокуратуру не позднее месяца с момента вступления в законную силу решения по делу.
10. Установить надзор за соблюдением предусмотренных законом порядка и сроков подачи жалоб на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, продление срока содержания под стражей, а также представления в суд материалов, которые явились основанием для этой меры; определить порядок участия прокурора в судебной проверке законности ареста или продления срока содержания под стражей.
При обжаловании в суд постановления о продлении Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем срока содержания под стражей в судебное заседание направлять наиболее квалифицированных, знающих материалы дела работников республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратур.
11. Управлению организационного обеспечения, статистики и контроля Генеральной прокуратуры внести с 1993 года дополнения в статистическую отчетность о работе прокуроров, отражающие их участие в судебной проверке законности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.
12. Управлению Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной работы, следственному управлению, управлению, по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте, второму отделу, отделу по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, отделу по надзору за расследованием особо важных дел, Главному управлению по надзору за исполнением законов в Вооруженных Силах обеспечить контроль за соблюдением на местах порядка возбуждения ходатайств о продлении процессуальных сроков; своевременно анализировать материалы, связанные с законностью применения мер пресечения и содержания обвиняемых под стражей; вникать в расследование конкретных уголовных дел, оказывая практическую помощь в организации следствия по сложным и трудоемким делам.
Указание направить всем прокурорам, в МВД и МБ Российской Федерации. Объявить его прокурорским и следственным работникам, руководителям и следователям следственных подразделений органов прокуратуры, безопасности и внутренних дел.
Контроль за выполнением указания возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Лисова Е.К.
Считать недействующими:
приказ Генерального прокурора СССР N 10 от 16 марта 1990 г. "О неукоснительном соблюдении требований статьи 34 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик";
указание Прокуратуры РСФСР N 15/9с-84/305с от 5 апреля 1984 г. "Об усилении прокурорского надзора за законностью задержаний, арестов и привлечения к уголовной ответственности граждан";
указание Прокуратуры РСФСР N 15-20-86 от 23 мая 1986 г. "О нарушении порядка возбуждения ходатайств о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей";
указание Прокуратуры РСФСР и МВД РСФСР N 15-20-90 от 11 марта 1990 г. "Об изменении порядка рассмотрения ходатайств";
указание Генерального прокурора РСФСР N 15-26-91 от 17 июня 1991 г. "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законов, регулирующих сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей", в части сроков представления ходатайств (абзац 2 п. 3).
Генеральный прокурор Российской Федерации |
В.Г. Степанков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 ноября 1992 г. N 46/20 "Об усилении надзора за соблюдением процессуальных гарантий, обоснованностью решений о применении ареста в качестве меры пресечения, продления сроков следствия, содержания обвиняемых под стражей и их судебном обжаловании"
Текст указания официально опубликован не был
Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 23 июня 1995 г. N 36/15 настоящее указание признано утратившим силу