г. Владивосток |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А24-1310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей В.В. Верещагиной, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ветчиновой Валентины Александровны,
апелляционное производство N 05АП-4473/2019
на решение от 06.05.2019
судьи Ю.С. Скрипник
по делу N А24-1310/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску акционерного общества "Тепло Земли" (ИНН 4105045327, ОГРН 1154177001846)
к индивидуальному предпринимателю Ветчиновой Валентине Александровне (ИНН 410101239868, ОГРН 304410136602196)
о взыскании 3 767 643 руб. 91 коп.
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тепло Земли" далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к индивидуальному предпринимателю Ветчиновой Валентине Александровне (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 3 767 643 руб. 91 коп., из которых: 3 740 519 руб. 72 коп. долг по оплате потребленной в период с ноября по декабрь 2018 года (01.11.2018 по 31.12.2018) тепловой энергии; 27 124 руб. 19 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.12.2018 по 18.02.2019.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 06.05.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ИП Ветчинова В.А. обжаловала его в порядке апелляционного производства, по тексту апелляционной жалобы оспаривает правомерность определения в рамках спорного договора стоимости ресурса с применением установленного истцу тарифа.
В обоснование своей правовой позиции предприниматель указывает, что Региональной службой по тарифам истцу установлен необоснованный тариф на тепловую энергию, базовая цена которого определена не в кубических метрах, а гигакалориях, в себестоимость включены необоснованные расходы, учтена амортизация на отпускаемую термальную воду, не учтены положения статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации. Ссылается на неправомерный отказ суда в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, регулирующего органа - Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края.
После принятия судом решения определением суда первой инстанции от 11.07.2019, вынесенным в порядке статьи 48 АПК РФ, произведено процессуальное правопреемство в отношении истца: акционерное общество "Тепло Земли" заменено на общество с ограниченной ответственностью "Персей" на основании соглашения об уступке права требования (цессии) от 29.04.2019 N 3, заключенного между АО "Тепло Земли" и ООО "Персей".
ООО "Персей" в письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами ответчика, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Стороны, извещенные надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва не нее, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, 27.06.2017 между АО "Тепло Земли" (энергонабжающая организация) и ИП Ветчиновой В.А. (абонент, потребитель) заключен договор энергоснабжения N 24-17, с учетом дополнительного соглашения от 02.11.2017 N 1, по условиям которого энергонабжающая организация приняла на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию (теплоносителем является термальная вода) в аквапарк "Чудо-Остров", а абонент принял на себя обязательство принимать и оплачивать тепловую энергию.
Указанным договором стороны согласовали порядок поставки, учета, определения стоимости и оплаты тепловой энергии, ответственность сторон, а также прочие условия договора теплоснабжения.
По доводам истца, им во исполнение принятых обязательств в период с ноября по декабрь 2018 года на объект ответчика поставлен ресурс на общую сумму 3 740 519 руб. 72 коп., объем ресурса определен в соответствии с условиями договора, стоимость ресурса определена с применением тарифа, согласованного сторонами при установлении порядка определения цены и осуществления расчетов, который согласно постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края N 302 от 24.11.2016 в редакции постановления N 719 от 07.12.2017 составляет с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1188,90 руб./Гкал.
Выставленные к оплате счета на спорную сумму ответчик не оплатил, претензию оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт подачи истцом тепловой энергии на объект ответчика, его объем подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Претензий по качеству коммунального ресурса от ответчика в адрес истца не поступало.
Спор между сторонами возник относительно порядка определения стоимости потребленных ресурсов.
Исходя из положений пункта 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении).
Из материалов дела следует, что аквапарк "Чудо-Остров" является единственным объектом, подключенным к точке присоединения (скважине РЭ-10), тепловая нагрузка (мощность) объекта аквапарк составляет 1,512 Гкал/ч.
Статьей 8 Закона о теплоснабжении определен исчерпывающий перечень видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию который является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
В частности, соглашением сторон договора теплоснабжения определяются цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей, но в размере не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ).
Пунктом 2.2. статьи 8 Закона о теплоснабжении установлено, что с 01.01.2018 цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя за исключением ряда случаев.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5(1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжении" (далее - Основы ценообразования, Правила N1075).
В соответствии с пунктом 3.1 спорного договора, оплата стоимости тепловой энергии производится за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии по тарифу, который согласно постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края N 302 от 24.11.2016 в редакции постановления N 719 от 07.12.2017 составляет с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1188,90 руб./Гкал.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности применения истцом при определении стоимости потребленного теплового ресурса размера тарифа, установленного постановлением РЭК N 302 от 24.11.2016.
В силу пунктов 1, 2, 6 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию, а также основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию предусмотрены Основами ценообразования.
Пунктом 22 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
По общему правилу теплоснабжающие организации получают оплату за тепловую энергию по установленным для них тарифам применительно к тем объектам по производству и передаче тепловой энергии, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок определения подлежащих применению тарифов и необходимой валовой выручки экономически обоснован и обеспечивает баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу части 2 статьи 10 Закона N 190-ФЗ срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
В настоящем случае при установлении тарифа постановлением РЭК N 302 от 24.11.2016 в редакции постановления N 719 от 07.12.2017 регулирующий орган не учитывал использование спорной скважины.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования
Согласно пункту 13 названных Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.
Установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующих дел в порядке, установленном Правилами N 1075.
Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы) (пункт 30 Правил N 1075).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 1075 решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.
Законодательство гарантирует субъектам теплоэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает теплоснабжающим организациям получать оплату за поставленную тепловую энергию с использованием объектов по производству и передаче тепловой энергии, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования.
Вопреки доводам ответчика, действующее законодательство не возлагает в таких случаях на РСО обязанности по обращению к регулирующему органу за изменением тарифного решения. Принятие отдельного тарифного решения на вновь принятое имущество законодательством также не предусмотрено.
Следовательно, при наличии согласованного сторонами условия в пункте 3.1 договора, суд правильно отклонил доводы ответчика об отсутствии экономической обоснованности для применения тарифа для потребителя тепловой энергии, вырабатываемой скважиной, условия эксплуатации которой и затраты на производство тепловой энергии отличаются от условий эксплуатации и затрат на производство тепловой энергии иных источников, используемых истцом.
Кроме того, в данном случае несогласие ответчика с утвержденным тарифом выходит за рамки предмета рассматриваемого спора.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт отпуска ответчику тепловой энергии в заявленном объеме и возникновение у него обязанности оплатить теплоснабжение в размере 3 740 519 руб. 72 коп., отсутствие доказательств осуществления истцом платежей на указанную сумму.
В связи с изложенным, требование истца о взыскании задолженности правомерно удовлетворено судом в заявленном размере на основании статей 309, 314, 539, 544 ГК РФ.
За неисполнение ответчиком обязательства по оплате за потребленную электроэнергию истец начислил ответчику проценты в сумме 27 124 руб. 19 коп. процентов за период с 30.12.2018 по 18.02.2019.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики от 06.07.2016 N 2 (2016) ("Обязательственное право", вопрос N 2) само по себе то обстоятельство, что истец обосновывает свое требование о применении меры ответственности в виде взыскания денежной суммы за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, в то время как законом или соглашением сторон на случай этого нарушения предусмотрена соответствующая неустойка и денежные средства необходимо взыскать с ответчика в пользу истца на основании пункта 1 статьи 330 или пункта 1 статьи 332 ГК РФ, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Если размер процентов, рассчитанных на основании статьи 395 ГК РФ, превышает размер неустойки, суд при установлении факта нарушения денежного обязательства удовлетворяет требования частично в пределах размера суммы неустойки, подлежащей взысканию.
Сумма заявленных истцом к взысканию процентов не превышает размер подлежащей взысканию законной неустойки, в связи с чем, установив факт просрочки исполнения ответчиком денежных обязательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном отказе суда первой инстанции в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица регулирующего орана - Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, подлежит отклонению, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик ходатайствовал о привлечении указанного лица к участию в деле. При этом необходимость участия последнего в настоящем процессе не подтверждена. Наличие у данного органа функций в сфере государственного регулирования тарифов по Камчатскому краю не является основанием для привлечения этого лица к участию в деле с точки зрения статьи 51 АПК РФ.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Принимая во внимание результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 06.05.2019 по делу N А24-1310/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1310/2019
Истец: АО "Тепло Земли"
Ответчик: ИП Ветчинова Валентина Александровна
Третье лицо: ООО Генеральный директор "Персей" Митрофанов А.Н.