г. Москва |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А40-146280/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В.Пирожкова,
судей В.Р.Валиева, Т.В.Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурадян М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 апреля 2019 года по делу N А40-146280/18, принятого судьей Жбанковой Ю.В., по иску Акционерного общества "Ракетно- космический центр "Прогресс" (ОГРН 1146312005344) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295), при участии третьих лиц - Страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах", Федерального государственного унитарного предприятия "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" о взыскании 3 721 300 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Белоусова А.В. по доверенности от 14.05.2019
от ответчика: Лактионов С.Д. по доверенности от 05.07.2017
от ГК "Роскосмос": Мешалкин А.А. по доверенности от 06.12.2018
от ФГУП "ЦЭНКИ": Смирнов М.В. по доверенности от 14.03.2018
от СПАО "Ингосстрах": не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "Ракетно-Космический Центр "Прогресс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД", третьи лица ГК "Роскосмос", ФГУП "ЦЭНКИ", СПАО "Ингосстрах", о взыскании 3 721 300 руб. в возмещение убытков.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 апреля 2019 года по делу N А40-146280/18 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в исковых требованиях отказать.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено при участии представителей третьих лиц - Федерального государственного унитарного предприятия "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, СПАО "Ингосстрах", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для отмены или изменения оспариваемого решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "РЖД", осуществляло перевозку контейнеров N Н-3630-001 и N Н-3630-002 в вагонах N 39050604 и N 39050661 на основании транспортной железнодорожной накладной N Ф244086, составленной по форме ГУ-27е,
Данные контейнеры были переданы истцу Госкорпорацией "Роскосмос" для временного использования в соответствии с ЭД оборудования из состава специальных средств транспортирования ССТ 373РТ33, находящихся на ответственном хранении в АО "РКЦ "Прогресс" по сохранной расписке 1/2233-2015 для транспортирования ракет-носителей 372РН16, 372РН17 и головного обтекателя 81КС на космодром "Восточный" для проведения в 2017 году запусков КА "Канопус-В" и "Метеор-М" (письмо Госкорпорации "Роскосмос" исх. N 46/1701 от 05.07.2017).
19.11.2017 по прибытию в 11 часов 11 минут на 6 приемоотправочный путь восточного парка железнодорожной станции Чулымская поезда N 3003, в составе которого расположены вагоны N 39050661 и N 39050604 с негабаритным грузом Н3630 (контейнеры) и вагон N 24569089, был составлен Акт комиссионного осмотра вагонов N N 39050661, 39050604, 24569089, подписанный Ответчиком, согласно которому в результате наружного осмотра выявлено:
- на боковой стороне контейнера N Н-3630-001, расположенного в вагоне N 39050661, слева по ходу движения имеется механическое повреждение в виде царапины длиной около 7-8 метров, шириной 5 мм, глубиной 3 мм. Данное повреждение расположено на высоте 2020 мм от уровня верха головок рельсов;
- на боковой стороне контейнера N Н-3630-002, расположенного в вагоне N 39050604, слева по ходу движения имеется механическое повреждение в виде царапины длиной 0,5 м, шириной 5 мм, глубиной 3 мм. Данное повреждение расположено на высоте 2020 мм от уровня верха головок рельсов.
С целью возмещения материального ущерба, причиненного повреждением контейнеров, АО "РКЦ "Прогресс" выставило ОАО "РЖД" претензию исх. N 514/0089 от 01.02.2018, которая была Ответчиком отклонена.
В обоснование права требования, Истцом в материалы дела представлена сохранная расписка N 1/2233-2015. В соответствии с которой, материальные ценности: 2 контейнера 373РТЗЗ.04, 2 контейнера 373РТ33.05, 4 контейнера 373РТ33.06 находятся на ответственном хранении на предприятии АО "РКЦ "Прогресс".
При этом, согласно письму исх. N 46/1701 от 05.07.2017 года, направленному государственной корпорацией по космической деятельности "РОСКОСМОС" в адрес АО "РКЦ "Прогресс", собственник данного имущества - корпорация "РОСКОСМОС" не возражает против временного использования вышеуказанного имущества, с обеспечением сохранности эксплуатационных характеристик данных контейнеров.
Одновременно с этим, Истцом в материалы дела была приобщена сохранная расписка N 6/2233 от 02.10.2017 года, согласно которой на хранение от ФГУП "ЦЭНКИ" в АО "РКЦ "Прогресс" переданы контейнеры 373РТ33.06 2 штуки (п. 4 расписки).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о взыскании убытков подлежит удовлетворению частично, в размере 122 902 руб. 56 коп. (затраты на материалы).
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с ОАО "РЖД" стоимость восстановительного ремонта спорных контейнеров, так как имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что АО "РКЦ "Прогресс" является ненадлежащим Истцом в рамках настоящего дела, являются необоснованными и отклоняются ввиду следующего.
Так из представленных в материалы дела доказательств следует, что согласно транспортной железнодорожной накладной N Ф244086, составленной по форме ГУ-27е (том 4, л.д. 120-121) ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Ответчик) осуществляло перевозку контейнеров ССТ 373РТ33.06 N Н-3630-001, ССТ 373РТ33.06 N Н-3630-002 в вагонах N 39050604 и N 39050661, переданных Госкорпорацией "Роскосмос" Истцу для транспортирования ракет-носителей 372РН16, 372РН17 и головного обтекателя 81КС на космодром "Восточный" для проведения в 2017 году запусков КА "Канопус-В" и "Метеор-М" (письмо Госкорпорации "Роскосмос" исх. N МА-7102 от 19.07.2017) (том 4, л.д.123-124).
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт, в силу пункта 2.1. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2003 N 4856) (далее - Правила составления актов), составляется для удостоверения, в том числе, повреждения (порчи) груза и возможные причины такого повреждения.
Акт общей формы, в силу пункта 3.1. Правил составления актов, составляется на станциях для удостоверения, в том числе, обстоятельств повреждения вагона, контейнера.
Так, в соответствии с вышеуказанными нормами закона Ответчиком были составлены коммерческий акт N КБШ 1703775/4 от 01.12.2017 2017 (том 1, л.д. 23-25; том 4, л.д. 136-138) и акты общей формы N 1/1763 от 01.12.2017, N 5/13805 от 01.12.2017 (том 1, л.д. 19-20; том 4, л.д. 139), согласно которым при комиссионной проверке на пути необщего пользования АО "РКЦ "Прогресс" было выявлено повреждение контейнеров ССТ 373РТ33.06 N Н-3630-001. ССТ 373 РТ33.06 N Н-3630-002.
Статьей 105 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям. грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Учитывая, что ОАО "РЖД" обязанность, предусмотренную статьей 105 Устава железнодорожного транспорта по восстановлению поврежденных контейнеров ССТ 373РТ33.06 N Н-3630-001, ССТ 373 РТ33.06 N Н-3630-002 в добровольном порядке не выполнило. Истец, руководствуясь статьей 900 ГК РФ, вынужден был произвести ремонт поврежденных контейнеров своими силами и за свой счет.
При этом в материалах дела содержатся, представленные АО "РКЦ "Прогресс", письмо Госкорпорации "Роскосмос" от 19.07.2017 N МА-7102 (том 4, л.д. 123-124), сохранная расписка N 1/2233-2015 от 05.06.2015 (том 4, л.д. 125), сохранная расписка N 6/2233 от 02.10.2017 (том 1, л.д. 110) подтверждающие то, что Госкорпорацией "Роскосмос" переданы АО "РКЦ "Прогресс" на ответственное хранение контейнеры ССТ 373РТ33.06 N 11-3630-001, ССТ 373 РТ33.06N Н-3630-002.
Также Истец 03.07.2017 направил письмо исх. N 46/1701 в Госкорпорацию "Роскосмос" с просьбой разрешить использование контейнеров из состава 373РТЗЗ для транспортирования ракет-носителей 372РН16, 372 РН17 и головного обтекателя 81 КС на космодром "Восточный" (том 8л.д. 37).
Госкорпорация "Роскосмос" в своем письме от 19.07.2017 N МА-7102 (том 4, л.д. 123-124) указало, что не возражает против временного использования в соответствии с ЭД оборудования из состава специальных средств транспортирования ССТ 373РТЗЗ, находящихся на ответственном хранении в АО "РКЦ "Прогресс (сохранная расписка N 1/2233-2015 от 05.06.2015)".
Довод апелляционной жалобы о том, что имеющиеся в материалах дела сохранные расписки не позволяют установить тождественность контейнеров N Н-3630-001, N Н-3630-002, указанных в перевозочных документах, и контейнеров с маркировкой 373РТ33.04, 373РТ33.05. 373РТ33.06, указанных в сохранных расписках, следовательно, такие документы не подтверждают обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, отклоняется как необоснованный ввиду следующего.
Истец указывает, что маркировка контейнеров состоит из следующего, что подтверждается чертежом (том 8л.д. 36):
-ССТ 373 РТ33.06 - заводской номер изделия, присваиваемый заводом-изготовителем;
-N Н-3630 - степень негабаритности контейнера, присваиваемый ОАО "РЖД".
В зависимости от величины выхода негабаритных грузов за очертание основного габарита погрузки, установлены следующие степени негабаритности грузов: в зоне нижней негабаритности (в нашем случае "3"), в зоне боковой негабаритности (в нашем случае "6"), в зоне верхней негабаритности (в нашем случае "3"). Записывают степень негабаритности непосредственно на железной дороге, с помощью индекса негабаритности - НХХХХ, где первый знак - всегда буква "Н"; второй знак - степень нижней негабаритности; третий знак - степень боковой негабаритности, четвертый знак - степень верхней негабаритное_, в нашем случае это Н-3630. - 001. 002 - номера контейнеров по порядку.
Согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной N Ф244086 указан номер чертежа, а именно 353У.0261.121 Д02 (том 4 л.д. 120-121), являющийся чертежом поврежденных контейнеров ССТ 373РТ33.06 N Н-3630-001, ССТ 373РТ33.06 N Н-3630-002 (том 8 л.д. 36), что опровергает доводы Ответчика о "не тождественности" контейнеров указанных в перевозочных документах.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2019 года по делу N А40-146280/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В.Пирожков |
Судьи |
В.Р.Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146280/2018
Истец: АО "РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПРОГРЕСС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: ГК по космической деятельности "Роскосмос", ПАО СТРАХОВОЕ "ИНГОССТРАХ", ФГУП Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, АНО "ЦЕНТР НЕЗАВИСИМЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРТИЗ", АНО "ЦИЭС", ООО "ИКСС", ООО "МОСКОВСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМАЯ", ООО "АЙСЛЭБ", ФГУП "ОРГАНИЗАЦИЯ "АГАТ"