г. Москва |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А40-12389/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В.Захаровой,
судей В.Р.Валиева, Д.В.Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурадян М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 марта 2019 года по делу N А40-12389/19, принятое судьей Хайло Е.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Экотон" (ОГРН 1063458028490)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании пени за просрочку доставки грузов
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: Горошенко И.О. по доверенности от 26.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экотон" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом в размере 4 864 458 руб. 46 коп.
Решением от 25 марта 2019 года Арбитражный суд города Москвы принял отказ истца от иска в сумме 59 984 руб. 73 коп., производство по делу в указанной части прекратил, исковые требования удовлетворил частично, применив положение ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации, снизив размер пени до 2 882 684 руб.24 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать истцу во взыскании пени в сумме 4 256 524 руб. 48 коп.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд первой инстанции не учел пункт 6.7 Правил доставки грузов и Договор 1533/ТЦФТО от 2 декабря 2016 г., заключенный между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "Транснефть-Терминал" (грузополучатель) на оказание услуг по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочной процессе).
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия в порядке, установленном статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2019 подлежит изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 26.12.2017 по 14.04.2018 ответчик допустил просрочку доставки вагонов, которые прибывали в адрес истца с истекшим сроком доставки по железнодорожным накладным: N N ЭС615789, ЭУ103444, ЭС719585, ЭП154222, ЭП124073, ЭР513670, ЭУ342163, ЭР637921, ЭР716891, ЭТ047195, ЭТ090929, ЭР899043, ЭТ218369, ЭП508794, ЭР958438, ЭТ290409, ЭО276066, ЭП672300, Э0362223, ЭО443058, ЭП813830, ЭП815607, ЭС220908, Э0567753, ЭТ757244, ЭО670375, Э0683579, Э0666593, ЭР083761, ЭТ847755, ЭТ839507, Э0724868, ЭО880225.
Факт просрочки доставки вагонов подтверждается соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных.
При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось.
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Согласно расчету истца размер пени за просрочку доставки вагонов составил 4 804 473 руб. 73 коп. ( с учетом частичного отказа истца от иска в сумме 59 984 руб. 73 коп.).
Истцом в адрес ответчика направлена претензия, с требованием об оплате пени за нарушение срока доставки грузов в соответствии со статьей 120 Устава железнодорожного транспорта, которая ответчиком оставлена удовлетворения.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положением статей 309, 310, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что факт нарушения, ответчиком сроков доставки вагонов подтвержден материалами дела, удовлетворил заявленные требования частично, применив положение ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизив размер взыскиваемых пеней до суммы 2 882 684 руб.24 коп.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствует простой вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема вагонов станцией доставки по вине грузополучателя, поскольку ответчиком не были представлены в суд первой инстанции надлежаще оформленные доказательства, подтверждающие правомерность продления срока доставки грузов на основании п. 6.7 Правил. Вина грузополучателя в простое вагонов на промежуточных станциях отсутствует и ответчиком не доказана.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Нормативные сроки доставки грузов установлены в Правилах исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
Пунктом 6.7 Правил N 245 установлено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), для удостоверения задержки груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах N 245, составляется акт общей формы.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что задержка вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок оформления задержек вагонов в пути следования и порядок действий уполномоченных работников станции назначения предусмотрен и. 3 Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 г. N 2827р.
Таким образом, для удостоверения обстоятельств, при которых произошла задержка вагонов па промежуточной железнодорожной станции по причинам, зависящим от грузополучателя, перевозчиком должны были быть представлены по каждому случаю надлежаще оформленные приказ на временное отставление от движения грузового поезда, акт общей формы о начале задержки, доказательства извещения грузополучателя о задержке вагонов в пути следования, акт общей формы об окончании задержки.
Ответчиком в материалы дела представлены оперативные приказы о задержке поездов на промежуточных станциях, в связи с невозможностью их принятия и размещения на станции назначения, извещения в адрес грузополучателя о задержке вагонов в пути следования по вине грузополучателя с доказательствами получения их грузополучателем; акты общей формы, составленные на промежуточных станциях о простое вагонов; акты общей формы на станции назначения о прибытии вагонов с указанием периода простоя.
Таким образом, ответчиком представлен весь необходимый комплект документов, предусмотренных пунктом 4.7 Правил N 26, подтверждающих задержку вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя. Извещения, в которых прямо указывалось на причины отставления поезда, зависящие от грузополучателя, приняты грузополучателями без каких-либо возражений.
Такой же пакет документов представлен был ответчиком в подтверждение задержки доставки вагонов по вине грузополучателя АО "Транснефть-Терминал", которая имела место во исполнение Договора N 1533/ТЦФТО от 2 декабря 2016 г., заключенного между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "Транснефть-Терминал" (грузополучатель) на оказание услуг по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочной процессе).
Так в соответствии с условиями Договора, грузополучателем АО "Транснефть-Терминал" были оформлены заявки N 154 от 26.12.2017 г, N 159 от 01.01.2018 г, N 158 от 03.01.2018 г., N 163 от 09.01.2018 г. (том 3, листы 107-113), а также заявки на продление указанных заявок на задержку вагонов по вышеперечисленным накладным в пути следования на станции Васюринская и Крымская на временное размещение вагонов на путях общего пользования до 44 суток.
Общий срок задержки вагонов по отправкам Э0362223, ЭО443058, Э0567753, Э0724868, ЭШ24073, ЭП672300, ЭП815607, ЭР083761, ЭР513670, ЭР637921, ЭР716891, ЭР958438, ЭС220908, ЭС615789, ЭС719585 составил от 8 до 44 суток.
На основании оперативного приказа N 93 от 03.01.2018 г. (том 4, лист 45) на временное оставление от движение поезда, по данному факту задержки вагонов в пути следования, в связи с их временным размещением на станционных путях, составлены акты общей формы N 55/7 от 03.01.2018 г. (том 3, лист 89), N 7 от 09.01.2018 г.(том 3, лист 97), N 15 от 14.02.2018 г. (том 3, лист 102), N 55/8 от 03.01.2018 г, 5/352 от 10.01.2018 г, 55/15 от 10.01.2018 г, N 55/19 от 11.01.2018 г, подготовлены извещения (том 4, листы 49,52) и направлены в адрес грузополучателя.
По прибытию вагонов по вышеперечисленным железнодорожным накладным на станцию назначения Грушевая перевозчиком составлены итоговые акты общей формы N N 33/1588 от 16.02.2018 г.(том 3, лист 47 ), 33/1589 от 16.02.2018 г.(том 3, лист 53), 33/389 от 12.01.2018 г.(том 4, лист 37), 33/2634 от 16.03.2018 г.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчик надлежащим образом доказал наличие оснований к увеличению сроков доставки груза на основании пункта 6.7 Правил N 245, а выводы суда первой инстанции в данной части не основаны на материалах дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом положений пункта 6.7 Правил N 245, предусматривающего основание увеличения сроков доставки грузов в случаях невозможности обеспечения принятия груза по причинам, зависящим от грузополучателей, суд апелляционной инстанции считает, что истцу должно быть отказано во взыскании пеней в сумме 4 256 524 руб. 48 коп.
Таким образом, исковые требования подлежали удовлетворению в сумме 547 949 руб. 25 коп.
Поскольку правомерность уменьшения судом неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ сторонами в апелляционном порядке не обжаловалась, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для пересмотра обжалуемого решения в указанной части, то, применив ст. 333 ГК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма пеней в размере 304 000 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С учетом произведенного зачета встречных требований сторон по госпошлине, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в сумме 2 705 руб. 30 коп.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2019 года по делу N А40-12389/19 изменить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Экотон" (ОГРН 1063458028490) 304 000 (триста четыре тысячи) руб. 00 коп. - пени за просрочку доставки грузов, 2 705 (две тысячи семьсот пять) руб. 30 коп. - в возмещение расходов по госпошлине.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
В остальной части Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2019 года оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В.Захарова |
Судьи |
В.Р.Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12389/2019
Истец: ООО ЭкоТОН
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: ОАО РЖД