г. Москва |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А40-270018/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Судьи Т.Б. Красновой
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу АО "Мерседес-Бенс Рус"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2019, принятое судьей И.А. Блинниковой,
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40- 270018/18
по заявлению АО "Мерседес-Бенс Рус" (ОГРН 1027700258530, ИНН 7707016368)
к Центральной оперативной таможне Центрального таможенного управления; Федеральной таможенной службе
об оспаривании постановления от 19.06.2018 по делу об административном правонарушении N 10119000-140/2018 по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ; о признании незаконным решение от 17.10.2018 N 10000000/627ю/917А
УСТАНОВИЛ:
АО "Мерседес - Бенц Рус" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной оперативной таможне Центрального таможенного управления, Федеральной таможенной службе (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2018 по делу N 10119000-140/2018 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и решения ФТС России от 17.10.2018 N 10000000/627ю/917А по жалобе на постановление.
Решением суда от 12.04.2019 принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления АО "Мерседес-Бенц Рус" о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2018 по делу N 10119000-140/2018 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и решения ФТС России от 17.10.2018 N 10000000/627ю/917А по жалобе на постановление, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 22.06.2016 АО "Мерседес-Бенц РУС" подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10130180/220616/0005717 на поступившие в адрес АО "Мерседес-Бенц Рус" товары: компоненты транспортных средств.
В таможенный орган обществом представлен сертификат соответствия от 26.12.2014 N C-DE.AB51.B.00303 (далее - Сертификат) в качестве документа, подтверждающего соответствие ввезенных товаров требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011, утвержден решением Комиссии Таможенного союза (далее - КТС) от 09.12.2011 N 877).
После выпуска товаров проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлено, что Сертификат является недействительным в связи с его оформлением на ненадлежащем бланке и отсутствием указанного разрешительного документа в едином реестре сертификатов соответствия (далее - Реестр), предусмотренном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании").
По факту представления обществом при таможенном декларировании недействительных документов, которые послужили или могли послужить основанием для несоблюдения ограничений, установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, Центральной оперативной таможней в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении (далее - АЛ) N 10119000-140/2018 по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным 26.06.2018 исполняющим обязанности заместителя Центрального таможенного управления -начальника оперативной таможни А.А. Журавлевым, общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В ФТС поступила жалоба Общества об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением ФТС России от 17.10.2018 N 10000000/627ю/917А постановление Центральной оперативной таможни по делу об административном правонарушении в отношении АО "Мерседес-Бенц Рус" оставлено без изменения, жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом в действиях общества доказаны событие и состав вмененного ему административного правонарушения; процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения АО "Мерседес-Бенц Рус" к административной ответственности, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о соблюдении административным органом положений ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения заявителя административным органом к административной ответственности не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Согласно ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств -членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Пунктом 1 ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом.
В силу п. 3 ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно требованиям ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 данного Федерального закона.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), согласно которому подтверждение соответствия осуществляется путем представления сертификата соответствия.
К объектам технического регулирования в соответствии с регламентом относятся и компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Административным органом и судом установлено, что представленный сертификат соответствия N C-DE.AB51.B.00303, сроком действия с 26.12.2014 по 25.12.2017, выданный органом по сертификации продукции ООО "Госэкспертсервис", является недействительным для целей применения главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку сведения о данном сертификате соответствия отсутствуют в Едином реестре зарегистрированных деклараций в соответствии, что подтверждается письмом Росаккредитации от 20.03.2018 N 6866/03-КК.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 184-ФЗ срок действия сертификата соответствия исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в Единый реестр сертификатов соответствия.
Согласно п. 3 ст. 26 Закона N 184-ФЗ порядок формирования и ведения Единого реестра сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в данном реестре сведений и оплаты за их предоставление, а также федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение указанного реестра, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о формировании и ведении единого реестра сертификатов соответствия, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 N 201 (далее - Положение) и Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 N 1384 "Об утверждении правилами формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии" (далее - Постановление Правительства РФ N 1384), уполномоченным органом по формированию и ведению Единого реестра сертификатов соответствия до 21.12.2014 являлось ФБУ "КВФ "Интерстандарт", с 22.12.2014 Федеральная служба по аккредитации (далее - Росаккредитация).
Согласно п. 5 Положения основанием для внесения в Единый реестр сведений о сертификатах соответствия является решение о выдаче сертификата соответствия, о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении его действия, принятое в установленном порядке.
Сведения о сертификатах соответствия, содержащиеся в едином реестре, предоставляются Федеральной службой по аккредитации и подведомственными ему территориальными органами органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным юридическим лицам, а также физическим лицам (п. 12 Положения).
Как отмечено ранее, в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 184-ФЗ срок действия сертификата соответствия исчисляется со дня внесения сведений о нём в Единый реестр сертификатов соответствия.
Для подтверждения факта регистрации сертификата соответствия N CDE.AB51.B.00303 СТКПВТ ЦТУ в адрес Росаккредитации направлен запрос от 15.02.2018 N 43-08/2908 с просьбой представить информацию о наличии (регистрации) в Едином реестре сертификатов соответствии сведений об указанном сертификате.
Согласно письму Росаккредитации от 20.03.2018 N 6866/03-КК сведения о сертификате соответствия N C-DE.AB51.B.00303 в Едином реестре сертификатов соответствия отсутствуют.
Таким образом, поскольку в настоящем случае сведения о спорном сертификате соответствия в единый реестр внесены не были, данный сертификат не приобрел юридическую силу, и, следовательно, вопреки доводам общества, является недействительным.
Ссылка общества на то, что сведения о выданных сертификатах соответствия стали представляться аккредитованными лицами в информационную систему в области аккредитации начиная с 29.12.2014, а спорный сертификат выдан 26.12.2014, является необоснованной, поскольку до 29.12.2014 указанные сведения подлежали представлению в Росаккредитацию на бумажном носителе.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, с момента выдачи сертификата соответствия N CDE.AB51.B.00303 и до подачи ДТ N10130180/220616/0005717 прошло полтора года.
АО "Мерседес-Бенц РУС", как добросовестный участник внешнеэкономической деятельности, зная, что в соответствии с Законом N 184-ФЗ срок действия сертификата соответствия исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в Единый реестр сертификатов соответствия, могло с момента получения сертификата и до подачи ДТ (до 22.06.2016) проверить, внесены ли сведения о сертификате в Единый реестр сертификатов соответствия путем направления письменного запроса в Росаккредитацию и, установив его отсутствие в Едином реестре сертификатов соответствия, должно было предпринять все возможные меры по внесению данного сертификата в указанный реестр, однако не сделало этого.
Учитывая изложенное, Сертификат не имеет юридической силы и, соответственно, является недействительным.
Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (часть 2 статьи 25 ФЗ "О техническом регулировании").
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22 марта 2006 г. N 53 утверждена форма сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов и определено, что бланки сертификатов соответствия изготавливаются и выдаются в установленном порядке органам по сертификации подлежат строгому учету.
Согласно Порядку выдачи, получения и использования бланков сертификатов соответствия, бланков приложений к сертификатам соответствия (действовал на момент получения бланка Сертификата, утвержден приказом Госстандарта от 05.09.2001 г. N 290, далее - Порядок): в органе по сертификации при оформлении сертификатов соответствия, приложений к ним должны использоваться только те бланки, которые ему выданы; выдача бланков сертификатов соответствия осуществлялась консультационновнедренческой фирмой "Интерстандарт" (далее - КВФ "Интерстандарт").
Кроме того, как правильно установил суд первой инстанции, сертификат оформлен на бланке строгой отчетности N ТР0930095 органом по сертификации ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС".
Однако в материалах дела имеется представленное в ответ на запрос таможенного органа письмо уполномоченной организации КВФ "Интерстандарт", согласно которому данный бланк был выдан иному органу по сертификации - ООО НТЦС "БЭТИ" (письмо КВФ "Интерстандарт" от 20.12.2017 N 6/1024.
Изложенное также свидетельствует о нарушении порядка оформления Сертификата и о его недействительности.
Довод общества о том, что таможенным органом не доказано нарушение органом по сертификации требований законодательства о техническом регулировании при проведении работ по сертификации и выдаче спорного сертификата, в данном случае не имеет юридического значения и не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии события правонарушения и его совершении обществом является правомерным.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае до предъявления к таможенному оформлению товара и приложения сертификата соответствия общество имело возможность проверить информацию о размещении спорного сертификата соответствия в едином реестре, проверить область аккредитации органа сертификации и испытательной лаборатории, чего им сделано не было.
Таким образом, обществом не предприняты все от него зависящие меры по соблюдению требований таможенного законодательства.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действия общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
По изложенным мотивам, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Центральной оперативной таможни Центрального таможенного управления от 26.06.2018 по делу об административном правонарушении N 10119000-140/2018, о признании недействительным решения ФТС России от 17.10.2018 N 10000000/627ю/917А.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2019 по делу N А40-270018/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-270018/2018
Истец: АО "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ РУС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА, ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТАМОЖНЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ