г. Тула |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А62-1142/2019 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Большакова Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2019 по делу N А62-1142/2019, принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Совместного общества с ограниченной ответственностью "М&М Милитцер & Мюнх" (УНП 100655424) к Смоленской таможне (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) о незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.01.2019 N 10113000-3116/2018,
УСТАНОВИЛ:
совместное общество с ограниченной ответственностью "М&М Милитцер & Мюнх" (далее - СООО "М&М Милитцер & Мюнх", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.01.2019 N 10113000-3116/2018 в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На основании пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2019 заявленные требования удовлетворены, постановление Смоленской таможни по делу об административном правонарушении от 25.01.2019 N 10113000-3116/2018 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, таможня обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы указывает на то, что при принятии решения судом неверно истолкован пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".
СООО "М&М Милитцер & Мюнх" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, что 21.11.2018 в зоне таможенного контроля расположенной на территории, прилегающей к СВХ ООО "Альфа Транс" (Смоленская область, Краснинский район, в 250 метрах западнее д. Буда и севернее (в 650 метрах) железной дороги Москва-Минск), находящемуся в зоне деятельности ОТОиТК N 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни, размещено транспортное средство рег. N АН0439-7/А1483В-7 (далее - т/с) под управлением водителя Дашкевича С.И.
Согласно представленным товаросопроводительным документам: книжке МДП N АХ82097330 (признанной в качестве транзитной декларации), CMR N 850L8851/08, фито-сертификату, инвойсу от 24.10.2018 N 9, в грузовом отсеке транспортного средства перемещается товар сборный груз, в состав которого входили фрукты сушеные и орехи, код ТН ВЭД ЕАЭС 0804, 0802, 0813, в количестве 3 грузовых мест, весом брутто 1110,46 кг, производства Греция. При этом перевозка осуществлялась из Германии в Монголию через территорию Российской Федерации, в соответствии с процедурой таможенного транзита, перевозчиком СООО "М&М Милитцер & Мюнх" (Республика Беларусь, г. Минск, ул. Мележа Й.П., д. 1, пом. 902, 220113).
Как следует из объяснений Дашкевича СИ., по указанию руководства СООО "М&М Милитцер & Мюнх" он загрузился в Германии товаром - сборный груз, в состав которого входили сушеные фрукты и орехами, для доставки в Монголию. 21.10.2018 при въезде на территорию ЕАЭС через пункт пропуска МАПП "Берестовица" Гродненской региональной таможни, Дашкевич С.И. поместил данный товар под процедуру таможенного транзита, применив в качестве транзитной декларации книжку МДП N АХ82097330. Следуя по трассе Москва-Минск (M1), 20.11.2018 около 07 час. 00 мин. Дашкевич С.И. осуществил ввоз на территорию РФ санкционного товара и был остановлен сотрудниками Смоленской таможни. После чего Дашкевисч С.И. поместил т/с peг. N АН0439-7/А1483В-7 с грузом на СВХ ООО "Альфа Транс" (Смоленская область, Красинский район, в 250 метрах западнее д. Буда и севернее (в 650 метрах) железной дороги Москва-Минск) (объяснение Дашкевича С.И. от 21.11.2018).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293 и от 12 июля 2018 г. N 420", приказом Федеральной таможенной службы от 07.08.2014 N 1496 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560" товар - сельскохозяйственная продукция, в том числе фрукты и орехи код ТН ВЭД 0804, 0802, 0813, страной происхождения которого является Греция, запрещен к ввозу в Российскую Федерацию.
Ввоз на территорию Российской Федерации товаров, подпадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, находящихся в грузовом отсеке т/с peг. N АН0439-7/А1483В-7, осуществлял перевозчик - СООО "М&М Милитцер & Мюнх".
Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие в действиях СООО "М&М Милитцер & Мюнх" признаков административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 запретов на ввоз товаров в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось поводом к возбуждению 23.11.2018 дела об административном правонарушении N 10113000-3116/2018 в отношении перевозчика СООО "М&М Милитцер & Мюнх".
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, не изымался, так как 31.10.2018 должностными лицами ОТОиТК N 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни по заявлению перевозчика было изменено место доставки с целью его вывоза за пределы территории России и ЕАЭС.
С целью получения объяснения от руководителя СООО "М&М Милитцер & Мюнх" в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, направлено письмо с перечнем вопросов, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (от 26.11.2018 исх. N 28-3116/36037).
В объяснении, направленном в адрес Смоленской таможни, заместитель директора СООО "М&М Милитцер & Мюнх"" Кептюх О.В. вину общества в совершении правонарушения не признал, указав, что СООО "М&М Милитцер & Мюнх" известно о перечне товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, в силу требований Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778. Однако, при въезде на территорию ЕАЭС через ПТО "Берестовица" Гродненской региональной таможни таможенные органы Республики Беларусь выдали разрешение на помещение товара, перемещаемого в т/с peг. N АН0439-7/А1483В-7, под таможенную процедуру таможенного транзита, в соответствии с которой сборный груз подлежал доставке в таможню назначения "Кяхта". По территории Российской Федерации перевозка товаров выполнялась в процедуре таможенного транзита, от места прибытия до места убытия, без выгрузки товаров на территории Российской Федерации (объяснение Кептюха О.В. от 07.12.2018).
Таможенным органом 20.12.2018 в отношении СООО "М&М Милитцер & Мюнх" составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Смоленской таможни по делу об административном правонарушении от 25.01.2019 N 10113000-3116/2018 общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно части 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 143 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза являются, в том числе соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее - Закон N 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Закона N 281-ФЗ).
Таким образом, Российской Федерации, как государству - члену ЕАЭС, нормами международного договора предоставлено право введения ограничительных (запретных) мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" издан Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", согласно пункту 1 которого запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации о применении специальных экономических мер устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.
Несоблюдение правовых норм национального законодательства - Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 N 560 и от 24 июня 2015 N 320", направленных на защиту экономики и интересов Российской Федерации, не могут вводить ограничения на внешнеэкономическую деятельность для третьих лиц, которые не относятся к государствам, против которых направлены санкции Российской Федерации, а следовательно, не распространяются на ввоз товаров на территорию Российской Федерации в режиме таможенного транзита.
В преамбуле Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 определено, что данный акт издан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах".
Данный Закон направлен на защиту экономики России, а не на введение ограничений для третьих стран даже в том случае, если товары, следующие из одного иностранного государства, в другое, перемещаются по территории Российской Федерации в режиме таможенного транзита.
Указом Президента от 29.07.2015 N 391 были внесены изменения в Указ от 06.08.2014 N 560, где в пункте 2 указано, что положения настоящего Указа не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 24.06.2015 N 320 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 29.06.2016 N 305 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 30.06.2017 N 293 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и от 12.07.2018 N 420 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, от 24.06.2015 N 320, от 29.06.2016 N 305, от 30.06.2017 N 293 и от 12.07.2018 N 420".
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 введен по 31.12.2019 запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
Установлен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2019 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В соответствии с Перечнем товары из товарных позиций 0804, 0802, 0813 ТН ВЭД ЕАЭС (фрукты и орехи) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Товар "фрукты и орехи" (товарные позиции 0804, 0802, 0813 ТН ВЭД ЕАЭС), страна происхождения Греция, помещенный под таможенную процедуру таможенного транзита, попадает под Перечень и запрещен к ввозу в Российскую Федерацию.
Исходя из смысла приведенных выше положений части 1 статьи 4 Закона N 281-ФЗ, а также поскольку Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 являются актами национального законодательства Российской Федерации и их действие пространственно и персонально ограничено, введенные указанные нормативными правовыми актами специальные экономические меры могут распространяться лишь на товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации является следствием внешнеэкономических операций, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации.
В рассматриваемом случае 21.11.2018 в зоне таможенного контроля расположенной на территории, прилегающей к СВХ ООО "Альфа Транс" (Смоленская область, Краснинский район, в 250 метрах западнее д. Буда и севернее (в 650 метрах) железной дороги Москва-Минск), находящемуся в зоне деятельности ОТОиТК N 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни, размещено транспортное средство рег. N АН0439-7/А1483В-7 под управлением водителя Дашкевича СИ.
Согласно представленным товаросопроводительным документам: книжке МДП N АХ82097330 (признанной в качестве транзитной декларации), CMR N850L8851/08, фито-сертификату, инвойсу от 24.10.2018 N 9, в грузовом отсеке транспортного средства перемещается товар сборный груз, в состав которого входили фрукты сушеные и орехи, код ТН ВЭД ЕАЭС 0804, 0802, 0813, в количестве 3 грузовых мест, весом брутто 1110,46 кг, производства Греция. При этом перевозка осуществлялась из Германии в Монголию через территорию Российской Федерации в соответствии с процедурой таможенного транзита перевозчиком СООО "М&М Милитцер & Мюнх" (Республика Беларусь, г. Минск, ул. Мележа Й.П., д. 1, пом. 902, 220113).
С учетом изложенного, суд области правомерно заключил, что товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на территории Российской Федерации, а с целью перемещения через территорию Российской Федерации для дальнейшего ввоза на территорию Монголии.
Следовательно, по отношению к товарам, являющимся предметом сделок, совершенных между лицами иностранного государства, лицами без гражданства, проживающими на территории иностранного государства, место совершения и исполнения которых находится за пределами Российской Федерации, положения ТК ЕАЭС, направленные на соблюдение указанных ограничений и запретов, применены быть не могут.
Учитывая, что при ввозе спорного товара на таможенную территорию Российской Федерации перевозчиком были представлены все необходимые фитосанитарные документы, подтверждающие происхождение и качество товара, оснований сомневаться в выполнении процедуры таможенного транзита у таможенного органа не имелось, так как в силу положений таможенного законодательства товар, помещенный под указанную процедуру, находится под таможенным контролем до ее завершения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии отсутствие события административного правонарушения, состава административного правонарушения.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьями 65, 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таможенный орган указал на то, что перевозчик, принимая на себя обязанность по доставке товара в Монголию, зная, что товар - сборный груз, в состав которого входили фрукты сушеные и орехи, код ТН ВЭД ЕАЭС 0804, 0802, 0813, производства Греция, запрещен к ввозу в РФ, должен был выбирать маршрут, при котором данный товар не ввозился бы на территорию РФ. Вместо этого руководство общества приняло к перевозке запрещенный к ввозу в РФ вышеуказанный товар и при ввозе на территорию ЕАЭС поместило его под процедуру таможенного транзита, маршрут которого пролегал по территории РФ.
Указанные доводы не свидетельствуют о недобросовестности заявителя при помещении спорных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и не могут являться основанием для привлечения предприятия к административной ответственности и для выбора иного маршрута при перевозке товаров.
Доказательства, свидетельствующие о наличии у таможенного органа достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена не в месте поставки, а на территории Российской Федерации, отсутствуют.
Реализация таможенными органами предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, принимаемые ими постановления о назначении административных наказаний не могут быть произвольными, должны соответствовать закону, быть обоснованными и мотивированными, и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.
На основании установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 25.01.2019 N 10113000-3116/2018 незаконно по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия в действиях СООО "М&М Милитцер & Мюнх" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2019 по делу N А62-1142/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1142/2019
Истец: ООО Совместное "М&М Милитцер & Мюнх"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ