город Томск |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А67-440/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя прокурора Томской области (N 07АП-5964/19), на решение Арбитражного суда Томской области от 04.06.2019 по делу N А67-440/2019 (судья Ломиворотов Л.М.) по заявлению Заместителя прокурора Томской области (634029, г. Томск, ул. Белинского, 14) к Председателю Комитета государственного финансового контроля Томской области Пацуковой Елене Викторовне (634050, г. Томск, пл. Ленина, 6), Комитету государственного финансового контроля Томской области о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2018 N 49 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Компания Эскимос" (ИНН 7021047080, ОГРН 1037000086155; 634026, г. Томск, пер. Шегарский, д. 56),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Емельянова С.А., удостоверение;
от заинтересованных лиц: без участия (извещены);
от третьего лица: Гутова Е.В., представитель по доверенности от 01.01.2019, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Томской области (далее по тексту - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Председателю Комитета государственного финансового контроля Томской области Пацуковой Елене Викторовне, Комитету государственного финансового контроля Томской области (далее по тексту - комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2018 N 49 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания Эскимос".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Компания Эскимос" (далее по тексту - ООО "Компания Эскимос", третье лицо).
Решением суда от 04.06.2019 (резолютивная часть объявлена судом 28.05.2019) в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апеллянт в жалобе указывает на нарушение норма материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, отсутствие оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - за отсутствием события административного правонарушения.
Комитет, третье лицо в отзывах, представленных в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель третьего лица в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка соблюдения требований законодательства при расходовании бюджетных средств, в ходе которой выявлены факты несоблюдения ООО "Компания Эскимос" показателей реализации инвестиционного проекта, закрепленных в приложении N 1 к инвестиционному соглашению от 15.12.2017 N 1.
По результатам указанной проверки, 20.11.2018 прокурором Ленинского района г. Томска в отношении ООО "Компания Эскимос" вынесено постановление о возбуждении дела административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Основанием возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ послужил факт нарушения ООО "Компания Эскимос" условий предоставления субсидии, предусмотренных заключенным с Департаментом инвестиций Томской области 15.12.2017 инвестиционным соглашением N 1 о предоставлении субсидии из средств областного бюджета (далее - Соглашение).
Постановлением председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области Пацуковой Е.В. от 20.12.2018 N 49 производство по делу об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "Компания Эскимос" прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Полагая, что указанное постановление от 20.12.2018 N 49 о прекращении производства по делу об административном правонарушении не соответствуют законодательству, заместитель прокурора Томской области обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заинтересованного лица оснований для привлечения ООО "Компания Эскимос" к административной ответственности.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения по статье 15.15.5 КоАП РФ являются бюджетные правоотношения, складывающиеся при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Объективная сторона правонарушений по части 2 названной статьи заключается в нарушении условий предоставления субсидий.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 данной статьи субсидии предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации Томской области от 22.02.2008 N 27а утверждено Положение о предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 6 Положения, в редакции, действовавшей на момент возбуждения дела об административном правонарушении, субсидии предоставляются субъекту инвестиционной деятельности (инвестору) при следующих условиях: 1) заключено инвестиционное соглашение о реализации проекта, которое является соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета, между Департаментом инвестиций Томской области и субъектом инвестиционной деятельности (инвестором) (далее - Соглашение); 2) соблюдены условия Соглашения и показатели результативности реализации проекта; 3) подтверждено целевое использование привлеченных средств в рамках реализации проекта путем предоставления в Департамент инвестиций Томской области документов, указанных в пунктах 33 - 47 настоящего Положения, и согласован расчет предоставляемых субсидий; 4) отсутствуют основания прекращения государственной поддержки.
Судом установлено, что в целях реализации инвестиционного проекта ООО "Компания Эскимос" - "Модернизация действующего производства ООО "Компания Эскимос" в рамках реализации программы комплексного развития "Качество бизнеса" ООО "Компания Эскимос" (II очередь)" 15.12.2017 между Департаментом инвестиций Томской области и ООО "Компания Эскимос" заключено инвестиционное соглашение N 1 (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление субсидии из средств областного бюджета на возмещение части затрат в связи с реализацией инвестиционного проекта части лизинговых платежей в размере 8% стоимости предмета лизинга по договорам финансовой аренды в сумме 25 228 957,56 рублей, заключенным ООО "Компания Эскимос" с целью реализации инвестиционного проекта. Согласно приложению N 1 к Соглашению показателями реализации инвестиционного проекта являются: объем (стоимость) основных средств по проекту, который на конец реализации проекта должен составить 30 219 тыс. руб.; средняя заработная плата по организации, которая к концу реализации проекта должна увеличиться с 17 370 руб. до 20 800 руб.; средняя численность работников в организации, которая к концу реализации проекта должна вырасти с 160 до 216 чел.; создание 3 рабочих мест в рамках проекта.
18.12.2017 ООО "Компания Эскимос" получило субсидию в размере 2 283 045,07 рублей на возмещение части затрат лизинговых платежей 8% годовых от остаточной стоимости предмета лизинга.
Пунктом 5.1.5 Соглашения установлено, в случае если ООО "Компания Эскимос" допущены нарушения условий предоставления Субсидии, не достигнуты установленные значения показателей реализации Инвестиционного проекта более чем 10% в меньшую сторону планового их значения при отсутствии решения Координационного совета по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий об изменении Соглашения направлять Получателю требование об обеспечении возврата средств Субсидии в областной бюджет в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты установления факта нарушения условий предоставления Субсидии, не достижения установленных значений показателей реализации Инвестиционного проекта.
Делая вывод о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, прокурор исходил из того, что при реализации инвестиционного проекта, закрепленных в приложении N 1 к Соглашению обществом допущено несоблюдение показателей.
Так, прокуратурой установлено, что из 5 показателей реализации инвестиционного проекта, выполнение которых является условием инвестиционного соглашения, на отчетные даты: 01.01.2018, 01.04.2018, 01.07.2018, 01.10.2018, выполнено только 3 показателя: "Объем (стоимость) основных средств по проекту", "Среднесписочная численность работников организации", "Количество созданных рабочих мест в рамках проекта". Показатели "Среднемесячная начисленная заработная плата по организации" и "среднемесячная начисленная заработная плата по проекту" не выполнены на все отчетные даты.
Как следует из отчетов о выполнении работ по реализации инвестиционного проекта, показатели результативности "Среднемесячная начисленная заработная плата по организации" "Среднемесячная начисленная заработная плата по проекту" имеют следующие значения: - среднемесячная начисленная заработная плата по организации и по проекту на 01.01.2018 составила 20 010 руб. - выполнение 94,7%; - среднемесячная начисленная заработная плата по организации и по проекту на 01.04.2018 составила 20 050 руб. - выполнение 95%; - среднемесячная начисленная заработная плата по организации и по проекту на 01.07.2018 составила 20 300 руб. - выполнение 95,7%; - среднемесячная начисленная заработная плата по организации и по проекту на 01.10.2018 составила 20 600 руб. - выполнение 99%.
То есть, по указанным показателям отклонения от плановых значений не превышает 10% в меньшую сторону.
Вместе с тем, постановлением Администрации Томской области от 06.12.2018 N 463а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 22.02.2008 N 27а" (далее - постановление N 463а) в пункт 6 постановления Администрации Томской области от 22.02.2008 N 27а (далее - Положение, постановление N 27а) внесены изменения.
Так, подпункт 2) постановления N 27а изложен в новой редакции: "2) соблюдены условия Соглашения; 2-1) достигнуты показатели результативности реализации проекта, определённые Соглашением, с возможным допустимым отклонением от плановых значений показателей результативности реализации проекта в меньшую сторону не более 10 процентов".
В связи с приведением в соответствие Соглашения с постановлением N 27а (в редакции постановления N 463а) 07.12.2018 между ООО "Компания Эскимос" и Департаментом инвестиций Томской области заключено Дополнительное соглашение к Соглашению. Согласно п. 2.1 Дополнительного соглашения стороны пришли к соглашению об изменении пункта 5.3.3 Соглашения в новой редакции - "Обеспечить достижение показателей результативности реализации проекта, определенных в приложении N 1 к настоящему Соглашению, с возможным допустимым отклонением от плановых значений показателей результативности проекта в меньшую сторону не более 10 процентов". Так же пунктом 4 Дополнительного соглашения определено, что действия данного Дополнительного соглашения вступает в силу со дня подписания его сторонами и распространяется на правоотношении, возникшие с 15.12.2017.
При данных обстоятельствах, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что показатели результативности реализации проекта, определенных в приложении N 1 к Соглашению, достигнуты с возможным допустимым отклонением от плановых значений показателей результативности проекта в меньшую сторону не более 10 процентов, что соответствует пункту 6 Положения.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Данной конституционной норме корреспондируют положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обращено внимание на необходимость учитывать положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, у заинтересованного лица отсутствовали основания для привлечения ООО "Компания Эскимос" к административной ответственности.
Доводы прокурора о том, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении и рассмотрения дела должностным лицом событие административного правонарушения имело место, следовательно, прекращение производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не обоснованно, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку дополнительное соглашение от 07.12.2018 N 8 о внесении изменений в пункт 5.3.3 соглашения от 15.12.2017 N 1 применяется к правоотношениям сторон соглашения, которые возникли с 15.12.2017, в том числе в спорный период с 01.01.2018 по 01.10.2018, следовательно, показатели результативности реализации проекта, определенные в приложении N 1 к соглашению от 15.12.2017 N 1, достигнуты с возможным допустимым отклонением от плановых значений показателей результативности проекта в меньшую сторону не более 10 процентов.
Таким образом, на момент рассмотрения материалов административного дела событие административного правонарушения отсутствовало.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.06.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-440/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу Заместителя прокурора Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-440/2019
Истец: Заместитель прокурора Томской области, Прокуратура Томской области
Ответчик: ООО "КОМПАНИЯ ЭСКИМОС"
Третье лицо: ООО "КОМПАНИЯ ЭСКИМОС", КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Председатель комитета государственного финансового контроля Томской области Пацукова Елена Викторовна