г. Владимир |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А38-11943/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.07.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профессионал" (ИНН 1215149228, ОГРН 1101215003878) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.02.2019 по делу N А38-11943/2018, принятое судьей Фроловой Л.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профессионал" о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 24.10.2018 N 128.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Департаментом государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее по тексту - Департамент) проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профессионал" (далее - Общество) с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителей многоквартирного дома N 31 по бул. Чавайна г.Йошкар-Олы о правомерности начисления платы горячее водоснабжение в многоквартирном доме.
По результатам проверки составлен акт от 24.10.2018 N 237 и выдано предписание от 24.10.2018 N 128 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с требованием о признании его недействительными.
Решением от 27.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела обстоятельств.
В судебном заседании 19.06.2019 представить Общества уточнил заявленные требования и просил отменить решение суда в части признании законными пунктов 1-3 оспариваемого предписания.
Указывает, что предписание в части оспариваемых пунктов вынесено Департаментом необоснованно и нарушает права и законные интересы Общества.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что на Общество возложены обязанности в срок до 17.12.2018 заключить договор на поставку природного газа в целях самостоятельного производства коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению между управляющей компанией и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола"; произвести начисление размера платы потребителям жилого дома за отопление и горячее водоснабжение в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; осуществить начисление размера платы за холодную и горячую воду, потребленные при использовании и содержании общего имущества в МКД в соответствии с частями 9.2, 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, с учетом площадей жилых и нежилых помещений с 01.07.2018.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Как установлено судом первой инстанции, Общество, осуществляя управление многоквартирным домом N 31 по бульвару Чавайна города Йошкар-Олы, является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых собственникам помещений.
Централизованное горячее водоснабжение и отопление в указанном многоквартирным доме отсутствует, приготовление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению осуществляется внутри дома при помощи трех газовых котельных.
Решениями общего собрания собственников многоквартирного дома от 04.06.2018 принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжащими организациями.Таким образом, управляющая компания в таком случае не является исполнителем тех коммунальных услуг, которые предоставляются потребителям ресурсоснабжающими организациями в целях личного потребления -электроснабжение, холодное водоснабжение и газоснабжение.
В ответ на запрос Департамента общество "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола" сообщило, что поставка природного газа в котельные спорного многоквартирного дома производится на основании заключенных с собственниками помещений договоров о поставке природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Между тем в такой ситуации общество "Газпром межрегион-газ Йошкар-Ола" не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, поскольку осуществляет только поставку природного газа для самостоятельного производства услуг по отоплению и горячему водоснабжению посредством существующих газовых котельных внутри многоквартирного дома.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" также осуществляет поставку коммунального ресурса (холодной воды) для самостоятельного приготовления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Следовательно, заключение договоров на предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирного дома N 31 по бульвару Чавайна города Йошкар-Олы и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола" и МУП "Водоканал" не представляется возможным в силу закона, так как данные организации не осуществляют поставку указанных коммунальных услуг.
Таким образом, договоры на поставку соответствующих коммунальных ресурсов в целях самостоятельного производства внутри указанного многоквартирного дома коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению должны быть заключены между ресурсоснабжающими организациями и исполнителем коммунальных услуг, которым в данном случае является управляющая организация - Общество. Тем самым и выставление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению должно осуществляться Обществом в предъявляемых квитанциях за жилое помещение. Аналогичная правовая позиция также изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.05.2018 N 20237-ОГ/04.
При изложенных обстоятельствах, являются законными и обоснованными требования пунктов 1 и 2 оспариваемого предписания о необходимости заключения договора на поставку природного газа в целях самостоятельного производства коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению между управляющей компанией и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола" и об осуществлении начисления размера платы потребителям жилого дома за отопление и горячее водоснабжение в соответствии с пунктом 54 Правил N 354.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключение составляет случай принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в составе многоквартирного дома N 31 по бульвару Чавайна города Йошкар-Олы имеются нежилые помещения общей площадью 1681,6 кв.м.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 04.06.2018 собственники помещений приняли решение о распределении объемов полученной услуги в размере превышения объема полученной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над объемом рассчитанным, исходя из разницы показаний ОДПУ и фактически потребленной полученной услуги на основании показаний ИПУ на холодную, горячую воду, между собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально размеру общей площади жилых и нежилых помещений, принадлежащих собственникам.
Общество не производит начисление платы за холодную и горячую воду, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, как собственникам жилых, так и нежилых помещений.
Как следует из материалов дела, 17.10.2018 в результате исполнения предписания муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Обществом введен в эксплуатацию новый ОДПУ холодной воды взамен старого ОДПУ, у которого отсутствовал автоматический считыватель показаний и срок поверки которого истек. За период с июля по сентябрь 2018 г. начисление платы за холодную воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме должно было производить Общество, что им не исполнялось.
ОДПУ горячей воды в спорном многоквартирном доме отсутствует. Согласно части 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В многоквартирном доме N 31 по бульвару Чавайна города Йошкар-Олы предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, начисление платы за горячую воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 31 по бульвару Чавайна города Йошкар-Олы, Общество должно производить потребителям жилых и нежилых помещений исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 31.05.2017 N 224.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в указанном многоквартирном доме, производится Обществом с нарушением части 9.2 и части 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 28 Правил N 491, поэтому требования Департамента в части пункта 3 предписания соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Департамента имелись правовые основания для вынесения оспариваемых пунктов предписания.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции не принят во внимание представленный Обществом в материалы дела агентский договор, поскольку он не подписан другой стороной договора.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.02.2019 по делу N А38-11943/2018 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профессионал" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-11943/2018
Истец: ООО УК Профессионал
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл
Третье лицо: МУП "Водоканал", Одинцов Иван Михайлович, ООО "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола", ПАО "ТНС ЭНЕРГО МАРИЙ ЭЛ"