г. Челябинск |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А34-1528/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия муниципального образования - город Шадринск "Водоканал" на решение Арбитражного суда Курганской области от 01.11.2023 по делу N А34-1528/2023.
В судебном заседании, проводимом путем использования системы веб-конференции, приняли участие представители:
от истца - Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Сагдеева Т.С. (предъявлены паспорт, доверенность от 20.12.2023, диплом);
от ответчика - муниципального предприятия муниципального образования - город Шадринск "Водоканал" - Кудрявцева Н.С. (предъявлены паспорт, доверенность от 01.02.2023, диплом).
Третье лицо - Администрация города Шадринска явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей третьих лиц.
Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к муниципальному предприятию муниципального образования - город Шадринск "Водоканал" (далее - ответчик, предприятие, МП "Водоканал") о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 3172362 руб. 94 коп., из них: КБК 048 1 12 01030 01 6000 120 - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в сумме 3172362 руб. 94 коп.
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Шадринска (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 01.11.2023 (резолютивная часть решения объявлена 26.10.2023) исковые требования удовлетворены. С МП "Водоканал" в пользу Управления Росприроднадзора взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г. в размере 3172362 руб. 94 коп. Кроме того, с МП "Водоканал" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 38862 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, МП "Водоканал" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства: МП "Водоканал" является муниципальным предприятием, в связи с чем эксплуатирует имущество собственника, собственником осуществляется строительство новых очистных сооружений; трактовка статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды без учета особенностей установленных законом взаимоотношений между собственником и муниципальным предприятием ущемляет их права; фактически суд отнес положения статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды только к той категории пользователей, которые за счет собственных средств осуществляют строительство новых сооружений, и в собственности которых находятся очистные сооружения (АО, ООО) и исключает из этой категории муниципальные предприятия; ответчик не согласен с выводами суда о том, что в часть 2 Плана ответчиком включены мероприятия по текущему и капитальному ремонту, направленному на поддержание технологического оборудования в рабочем состоянии, то есть на обеспечение эксплуатации действующих очистных сооружений канализации, поскольку План предприятия не предусматривает проведение природоохранных мероприятий, направленных на достижение нормативов допустимых сбросов; ответчиком затрачены средства именно на ремонт части очистных сооружений, который влияет на процесс очистки; является неверным вывод суда о том, что мероприятия, проведенные в 2021 году, по объекту Очистные сооружения канализации направлены на поддержание эксплуатационных характеристик очистных сооружений; не обоснован вывод суда о том, что повышение эффективности очистки сточных вод и предотвращение сброса сточных вод с превышением НДС в реку Исеть после очистных сооружений канализации не подтверждается, так как в пределах эксплуатационных характеристик очистных сооружений изменения в составе сточных вод как результат очистки сточных вод были предоставлены ответчиком в Отчете; указав, что Графа 8 Отчета не заполнена, судом не учтено, что нормативы, достижение которых предусмотрено планом, возможно только после ввода в эксплуатацию новых очистных сооружений; очистные сооружения были построены по требованиям, установленным к очистным сооружения в 1950 году, в последствии требования к параметрам очистных сооружений менялись и ужесточались, в результате, выполнение требований законодательства по Декларации и возможностям очистных сооружений не совпадают и невыполнимы; вывод суда о том, что показатели концентрации загрязняющих веществ не подтверждены протоколами лабораторных испытаний сточной воды после очистки и экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний, выполненные лабораторией, имеющей аттестат аккредитации в соответствующей области испытаний, является не обоснованным, так как лаборатория очистных сооружений г. Шадринска имеет все оборудование, необходимое для проведения исследований и сравнительного анализа эффективности работы очистных сооружений; в соответствии с планом природоохранных мероприятий МП "Водоканал" ежемесячно проводится текущий и капитальный ремонт технологического оборудования на действующих очистных сооружениях, ремонтные работы песколовок, отстойников, воздуходувок, осуществляются аварийно-восстановительные работы на коллекторах с применением технических средств и технологий обезвреживания сбросов, загрязняющих веществ; отчет о выполнении природоохранных мероприятий составлен по требованиям общей формы и изменить его в части невозможно, к сути дела относится только та часть документа, которая отражает расходы на очистные сооружения; судом необоснованно отклонены доводы ответчика о возможности применения льготного коэффициента; расходы, которые предприятие несет на очистные сооружения, являются средствами, улучшающими состояние окружающей природной среды.
В судебном заседании представитель МП "Водоканал" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве N 05-01-05/б/н от 16.01.2024, который приобщен к материалам дела. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, в процессе хозяйственной деятельности в 2021 году МП "Водоканал" осуществляло негативное воздействие на окружающую среду, о чем свидетельствует декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, согласно которой сумма, подлежащая уплате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, составила 235949 руб. 29 коп.
При проведении Управлением Росприроднадзора контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении МП "Водоканал" установлено, что в разделе 2 "Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" по объекту Очистные сооружения канализации (код объекта 37-0145-000401-П) неправомерно применен коэффициент Кпр = 1, и как следствие неверно исчислена плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Основанием для применения коэффициента Кпр = 1 является реализация соответствующими организациями программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды.
По данным федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС) предприятие осуществляет деятельность на объекте НВОС очистные сооружения канализации г. Шадринск Курганской области. Код объекта 37-0145-000401-П, II-я категория.
Предприятием представлена Декларация о воздействии на окружающую среду по объекту 37-0145-000401-П (с приложением расчетов нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, поступающих в реку Исеть с очищенными сточными водами от очистных сооружений канализации города Шадринска).
По запросу истца предприятием также представлены План мероприятий по охране окружающей среды на 2021-2022 годы с отчетом о ходе выполнения Плана, данные учета качества сбрасываемых сточных вод со среднегодовыми данными по работе очистных сооружений за 2021 год (с показателями эффективности очистки).
Управление Росприроднадзора пришло к выводу, что представленный ответчиком План мероприятий по охране окружающей среды на 2021-2022 годы не соответствует пунктам 5, 6, 7 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.12.2018 N 667 "Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды" (далее - Приказ N 667).
Согласно пункту 5 Приказа N 667 не подлежат включению в План мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения.
Мероприятия, проведенные в 2021 году, по объекту Очистные сооружения канализации (код объекта 37-0145-000401-П) направлены на поддержание эксплуатационных характеристик очистных сооружений. Повышение эффективности очистки сточных вод и предотвращение сброса сточных вод с превышением НДС в реку Исеть после очистных сооружений канализации не подтверждается.
Управление Росприроднадзора произвело расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объекту "Очистные сооружения канализации" МП "Водоканал" с учетом 100-кратного повышающего коэффициента в соответствии со статьей 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и пункта 21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255. В результате расчета сумма, подлежащая уплате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, составила 3418103 руб. 95 коп.
С учетом частичной оплаты в размере 245741 руб. 01 коп. задолженность ответчика по состоянию на 03.02.2023 составила 3172362 руб. 94 коп.
В связи с выявлением задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду истцом в адрес ответчика направлено требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 25.11.2022 N 10/37-2022 (т.1 л.д.35-36), которое получено ответчиком 30.11.2022.
Неисполнение ответчиком требования об уплате задолженности в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения Управления Росприроднадзора в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика непогашенной задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
В соответствии с Приказами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.10.2019 N 664 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" (срок действия до 21.06.2021) и от 22.06.2021 N 361 Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета.
Согласно пункту 4.65 Положения об Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Росприроднадзора от 21.01.2022 N 27, Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора для осуществления своих полномочий имеет право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Негативное воздействие на окружающую среду включает в себя выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение отходов производства и потребления.
Все три типа воздействия на окружающую среду образуют негативное воздействие на окружающую среду и отражаются в декларации по каждому виду отдельно.
В соответствии с требованиями статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-0 платежи за негативное воздействие на окружающую среду - необходимые условия получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 2 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды).
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
коэффициент 1 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Пунктом 6.1 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 данной статьи, применяется коэффициент 1.
Таким образом, основанием для применения коэффициента 1 при расчете платы за НВОС является реализация непосредственно организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды в независимости от их организационно-правовой формы.
С учетом изложенного, довод подателя жалобы о том, что фактически суд отнес положения статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды только к той категории пользователей, которые за счет собственных средств осуществляют строительство новых сооружений, и в собственности которых находятся очистные сооружения (АО, ООО) и исключает из этой категории муниципальные предприятия, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 6 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 7 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 (далее - Порядок N 509).
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).
Согласно пункту 21 Правил N 255, Кпр - коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего i-ro загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, равный 100.
На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент 1 (пункт 21 Правил N 255).
Таким образом, основанием для применения коэффициента 1 является реализация соответствующими организациями программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды.
Требования к планам мероприятий по охране окружающей среды установлены статьей 67.1 Закона об охране окружающей среды, Правилами разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, утвержденными Приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 667 (далее - Правила N 667).
В Планы организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, включаются мероприятия, направленные на достижение нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ (пункт 7 Правил N 667).
Не подлежат включению в План мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения (пункт 5 Правил N 667).
Пунктом 10 Правил N 667 предусмотрены требования к содержанию указанных обоснований природоохранных мероприятий, а именно: обоснование должно содержать информацию о результатах сравнительного анализа фактических значений сбросов загрязняющих веществ с рассчитанными нормативами допустимых сбросов, с указанием перечня загрязняющих веществ, по которым не достигаются нормативы допустимых сбросов и их выпусков, а также описание задач, которые необходимо достичь посредством реализации Плана; сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, или его частях (например, цех, участок), в отношении которых предусмотрена реализация мероприятий, включенных в План; обоснование выбора мероприятий, включенных в План; обоснование сроков реализации каждого мероприятия, его этапов; иные сведения и документы.
Как следует из материалов дела, ответчиком в нарушение статей 16.3, 67.1 Закона об охране окружающей среды, Правил N 667 в часть 1 Плана мероприятий по охране окружающей среды на 2021-2022 годы включены мероприятия по строительству нового объекта, проводимые иным юридическим лицом (Комитетом по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска), в часть 2 Плана включены мероприятия по текущему и капитальному ремонту, направленному на поддержание технологического оборудования в рабочем состоянии, то есть на обеспечение эксплуатации действующих очистных сооружений канализации (код объекта 37-0145-000401-П). План предприятия не предусматривает проведение природоохранных мероприятий, направленных на достижение нормативов допустимых сбросов.
Согласно данным Учета качества сбрасываемых сточных вод за I-IV квартал 2021 года, повышение эффективности очистки сточных вод и предотвращение сброса сточных вод с превышением НДС в реку Исеть после очистных сооружений канализации не подтверждается.
При этом, в Отчете о ходе выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды за 2021 год в графе 6, где указываются данные о сбросе загрязняющих веществ в составе очищенных сточных вод до мероприятия (мг/л, тн/г), в части 1 "Строительство объекта" и в части 2 "Действующие очистные сооружения канализации" ответчиком указана среднегодовая концентрация загрязняющих веществ в составе сточных вод при входе на очистные сооружения, то есть до очистки (согласно Среднегодовым данным по работе очистных сооружений канализации за 2021 г.). Графа 8 Отчета не заполнена.
Вместо указания фактических данных о сбросах загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов после мероприятия (мг/л, тн/год) в графе 7 ответчиком указаны среднегодовые концентрации и масса загрязняющих веществ за 2021 год. Аналогичные данные содержатся в Учете качества сбрасываемых сточных вод за I-IV квартал 2021 года, Среднегодовых данных по работе очистных сооружений канализации за 2021 год.
При сопоставлении Плана мероприятий по охране окружающей среды на 2021-2022 годы и Отчета о ходе выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды за 2021 год, Управлением Росприроднадзора установлено, что запланированные показатели снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект не достигаются.
Показатели концентрации загрязняющих веществ в Плане мероприятий по охране окружающей среды на 2021-2022 годы и Отчете о ходе выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды за 2021 год не подтверждены протоколами лабораторных испытаний сточной воды после очистки и экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний, выполненные лабораторией, имеющей аттестат аккредитации в соответствующей области испытаний.
Таким образом, ответчиком не представлены доказательства достижения нормативов допустимого сброса при сбросе сточных вод в реку Исеть после очистных сооружений канализации.
В отчеты о выполнении природоохранных мероприятий МП "Водоканал" за I-IV кварталы 2021 года включены затраты на ремонт кабинетов "абон. отдела", директора и прочие, не имеющие непосредственного отношения к природоохранным мероприятиям на очистных сооружениях канализации для достижения нормативов допустимого сброса.
Отчет по проводкам за 2021 год также не подтверждает проведение мероприятий, направленных на достижение нормативов допустимого сброса, содержит сведения о техническом обслуживании очистных сооружений.
Ответчик полагает, что форма Учета качества сбрасываемых сточных вод за I-IV квартал 2021 года (т.2 л.д.70-73) подтверждает показатели концентрации загрязняющих веществ в Плане мероприятий по охране окружающей среды на 2021-2022 годы и Отчете о ходе выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды за 2021 год.
Однако при сравнении представленных данных по кварталам повышение эффективности очистки сточных вод и предотвращение сброса сточных вод с превышением НДС в реку Исеть после очистных сооружений канализации не подтверждается.
Согласно пункту 2 статьи 67 Закона об охране окружающей среды, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Производственный экологический контроль должен осуществляться испытательными лабораториями (центрами), имеющими аккредитацию в национальной системе аккредитации (пункт 3 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).
Требования к оформлению протоколов испытаний изложены в ГОСТ Р 58973-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.08.2020 N 563-ст).
Настоящий стандарт определяет состав сведений, представленных в протоколах испытаний, правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий, состав реквизитов бланков, правила создания документов. Положения настоящего стандарта распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.
Исходя из содержания ГОСТ Р 58973-2020, в протоколе испытаний должна содержаться следующая информация: наименование лаборатории и сведения об аттестате аккредитации, сведения об объекте испытаний (наименование пробы, место и время отбора пробы, условия доставки, дата и время доставки пробы и др.), ссылки на нормативные документы на методы исследований, подготовку пробы (в конкретных методиках, или в специальных нормативных документах приводится объем сведений, которые необходимо указывать в протоколе), сведения о средствах измерений, испытательном оборудовании, а также об их поверке, результаты исследований, другие необходимые сведения.
Таким образом, представленные ответчиком документы не соответствуют установленным требованиям, а также выполнены лабораторией, не имеющей аттестат аккредитации.
Довод ответчика, что основным пунктом Плана являются мероприятия по реконструкции и расширению очистных сооружений г. Шадринска производительностью 30,0 тыс. м3/сут., осуществляемые за счет собственника муниципального имущества - Администрации города Шадринск, что дает возможность применения коэффициента 1, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Исходя и содержания Плана мероприятий по охране окружающей среды на 2021-2022 годы, в данном случае подразумеваются работы по строительству очистных сооружений, выполняемые другим юридическим лицом.
Включение указанных мероприятий в План мероприятий по охране окружающей среды является нарушением пункта 4 статьи 67.1 Закона об охране окружающей среды, пунктов 5, 7 Правил N 667. Реализация таких мероприятий не дает оснований применять при расчете платы за НВОС коэффициента Кпр= 1.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 3172362 руб. 94 коп.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 01.11.2023 по делу N А34-1528/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия муниципального образования - город Шадринск "Водоканал"" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1528/2023
Истец: Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: Муниципальное предприятие муниципального образования - город Шадринск "Водоканал"
Третье лицо: Администрация города Шадринска, АС Курганской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд