г. Владимир |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А79-12768/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 25.07.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.04.2019 по делу N А79-12768/2018,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" (ОГРН 1102100005581, ИНН 2130072916) к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании исполненной обязанности общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Татфондбанк", Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, конкурсного управляющего публичного акционерного общества "Татфондбанк" - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью "Комфорт" (далее - Общество) открыт расчетный счет N 40702810800000016326 в публичном акционерном обществе "Татфондбанк" (далее - Банк, ПАО "Татфондбанк").
Общество 07.12.2016 представило в Банк для перечисления платежное поручение N 506 на сумму 4 319 руб. 42 коп. с назначением платежа "страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Денежные средства в размере 4319 руб. 42 коп. были списаны с расчетного счета Общества 07.12.2016, как следует из отметки Банка на платежном поручении, а также выписки из лицевого счета в ПАО "Татфондбанк" за период с 06.12.2016 по 13.12.2016, однако в бюджет не поступили.
На официальном сайте Центрального банка Российской Федерации (http://www.cbr.ru) 15.12.2016 опубликована информация о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов ПАО "Татфондбанк".
На указанном сайте 03.03.2017 опубликован приказ Центрального банка Российской Федерации N ОД-542 об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у ПАО "Татфондбанк".
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Учреждение) о признании исполненной его обязанности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ПАО "Татфондбанк", Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция), конкурсный управляющий ПАО "Татфондбанк" - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Конкурсный управляющий).
Решением от 23.04.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требование Общества.
Учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает, что Обществом не представлено доказательств списания с его расчетного счета денежных средств по платежному поручению от 07.12.2016 N 506.
По мнению заявителя жалобы, поскольку сумма в размере 4319 руб. 42 коп. на счет Учреждения не поступала, то эта сумма не может являться переплатой.
Учреждение утверждает, что в названном платежном поручении не указан месяц, за который произведена уплата страховых взносов.
Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в период до 01.01.2017 регулировались нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Часть 3 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривает обязанность банков исполнять поручение плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение плательщика страховых взносов), а также поручение органа контроля за уплатой страховых взносов (в случае взыскания страховых взносов, пеней и штрафов) о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда (далее в настоящей статье - поручение органа контроля за уплатой страховых взносов) за счет денежных средств плательщика страховых взносов в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение плательщика страховых взносов или поручение органа контроля за уплатой страховых взносов исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (часть 4 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ).
Частью 5 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что при наличии денежных средств на счете плательщика страховых взносов банки не вправе задерживать исполнение поручения плательщика страховых взносов и поручения органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ при невозможности исполнения поручения плательщика страховых взносов или поручения органа контроля за уплатой страховых взносов в срок, установленный настоящей статьей, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящей статьей срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения плательщика страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка и плательщику страховых взносов, о неисполнении (частичном исполнении) поручения органа контроля за уплатой страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов, который направил это поручение, и в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).
Частью 7 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей предусматривалась ответственность банков за неисполнение названных обязанностей.
В силу вышеприведенных норм права с даты списания средств со счета плательщика страховых взносов при наличии достаточного денежного остатка на его счете обязанность по перечислению соответствующего платежа возлагается на банк, который несет ответственность за неисполнение указанной обязанности.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Постановление N 24-П) указано, что конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, то есть налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в статье 57 Конституции Российской Федерации, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщиков.
Вместе с тем, в силу запрета злоупотребления своим правом, вытекающего из части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, никто не вправе извлекать преимущество (выгоду) из своего недобросовестного поведения. Общеправовой принцип добросовестного поведения определяет пределы осуществления своих субъективных прав налогоплательщиками.
На основании изложенного и согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, закрепленный в Постановлении N 24-П подход распространяет изложенные в нем правовые позиции только на добросовестных налогоплательщиков.
Названная правовая позиция подлежит применению и к отношениям по уплате страховых взносов.
Таким образом, выдача распоряжения Банку о списании денежных средств со счета клиента для уплаты страховых взносов не создает правовых последствий, предусмотренных 19 Федерального закона N 212-ФЗ, если к моменту предъявления соответствующего платежного поручения плательщик знал (не мог не знать) о неспособности кредитного учреждения обеспечить перечисление взносов в бюджет Пенсионного фонда.
Об известности этого факта плательщику страховых взносов - владельцу банковского счета должны свидетельствовать прямые доказательства осведомленности владельца счета о невозможности осуществления платежа (например, наличие ранее не исполненных банком платежных поручений клиента), либо достаточная совокупность косвенных доказательств, прежде всего, не получившее разумного объяснения несоответствие поведения плательщика страховых взносов при направлении платежных поручений о перечислении налогов в бюджет его собственному предшествующему поведению при исполнении налоговой обязанности и поведению любого иного плательщика, ожидаемому в сравнимой ситуации (формирование остатка денежных средств на счете путем совершения внутрибанковских операций, не являвшихся обычными для налогоплательщика; направление имевшихся на счете клиента денежных средств только на уплату страховых взносов при одновременном осуществлении расчетов с иными кредиторами за счет средств, имевшихся на счете, открытом плательщиком страховых взносов в другом банке и т.п).
Само по себе высказывание в узкоспециализированных средствах массовой информации, не направленных на массового потребителя (в данном случае на Интернет-портале Банки.ру), предположений о техническом сбое в работе банка, тем более при наличии комментариев сотрудника банка о его устранении в короткое время, при отсутствии ограничений на проведение платежей в банке со стороны органа банковского надзора и при отсутствии иной информации о проведении контрольных мероприятий в банке, не может служить основанием для вывода о недобросовестности плательщика страховых взносов, направившего платежное поручение об уплате взносов через соответствующий банк, поскольку клиенты кредитной организации, не являющиеся профессиональными участниками банковского сектора, как правило, не имеют сведений о возникновения проблем в банковском учреждении до того, как проблема приобрела общеизвестный характер. Именно по причине того, что такие субъекты не являются профессиональными участниками банковского сектора, возложение на них бремени отслеживания неофициальной, не ставшей общеизвестной информации о проблемах в банковском учреждении, является необоснованным.
Вышеуказанное согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 7372/12, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2017 N 305-КГ17-6981 применительно к отношениям по уплате налогов.
Судом по материалам дела установлено, что Общество представило 15.01.2017 в Учреждение расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2016 год.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, спорные платежи произведены Обществом за ноябрь 2016 года.
Указанная в платежном поручении от 07.12.2016 N 506 сумма соответствуют действительной обязанности по уплате страховых взносов за ноябрь 2016 года согласно представленному Обществом расчету. В этой связи подлежит отклонению ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в платежном поручении от 07.12.2016 N 506 указания на месяц, за который производится уплата.
Из выписки по лицевому счету N 40702810800000016326 в ПАО "Татфондбанк" следует, что 07.12.2016 со счета Общества списаны денежные средства в том числе: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -получатель УФК по ЧР, налог на доходы физических лиц за ноябрь 2016 года - получатель УФК по ЧР, для зачисления заработной платы за ноябрь 2016 года на банковские карты по реестру - получатель Чувашской отделение N 8613 ПАО Сбербанк, оплата за материалы по договору поставки - получатель ООО "Спецмонтаж".
В материалах дела отсутствуют доказательства, однозначно свидетельствовавшие бы о недобросовестном поведении Общества, выразившемся в выборе именно ПАО "Татфондбанк" в целях проведения платежа по страховым взносам за ноябрь 2016 года.
Из обстоятельств рассматриваемого дела не следует, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов за счет средств, находящихся на счете Общества, открытом в ПАО "Татфондбанк", в рассматриваемый период было сопряжено с созданием искусственных условий для применения пункта 1 части 3 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ (действия в обход закона).
На момент предъявления спорного платежного поручения Банк России не принял меры по отзыву лицензии у ПАО "Татфондбанк", в связи с чем Общество при предъявлении платежного поручения было вправе исходить из того, что Банк находится в платежеспособном состоянии и будет в состоянии обеспечить перечисление денежных средств в бюджет Фонда социального страхования.
Перечисление Обществом спорных сумм страховых взносов за ноябрь 2016 года было произведено после окончания отчетного периода, непосредственно перед наступлением соответствующего срока уплаты страховых взносов.
С учетом установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что подлежит признанию исполненной обязанность Общества по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 4 319 руб. 42 коп. по платежному поручению от 07.12.2016 N 506.
Доводы апелляционной жалобы подлежит отклонению как не опровергающие законность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учреждение от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.04.2019 по делу N А79-12768/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12768/2018
Истец: ООО "Комфорт"
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии
Третье лицо: ГК "Агенство по страхованию вкладов", ООО "Татфондбанк"