Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минтранса РФ
от 10 января 2007 г. N 5
Концепция
управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция разработана Минтрансом России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2005 г. N АЖ-П9-1204.
2. Методологической основой Концепции являются государственные приоритеты в административной, экономической и авиационной областях, изложенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 год, Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Основах политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года, утвержденных Президентом Российской Федерации (от 3 февраля 2001 г. N Пр-241), Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 45.
К указанным государственным приоритетам относятся следующие:
нахождение в собственности Российской Федерации только того имущества, которое необходимо для исполнения публичных функций и полномочий на федеральном уровне;
передача в собственность субъектов Российской Федерации имущества, необходимого для выполнения публичных полномочий уровня власти субъектов Российской Федерации;
развитие транспортной инфраструктуры государства с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
оптимизация сети аэропортов (аэродромов), в том числе международных, в части, касающейся их количества и расположения, с учетом геополитических интересов государства и экономической целесообразности;
создание унифицированной аэродромной сети, отвечающей единым требованиям и способной обеспечить потребности государственной и гражданской авиации в мирное и военное время;
повышение конкурентоспособности аэропортов Российской Федерации на рынке международных авиационных транзитных и трансферных перевозок и усиление позиций государства на мировом рынке транспортных услуг;
обновление и развитие основных фондов аэропортов и внедрение современных технологий аэропортового (аэродромного) обслуживания.
3. Предметом Концепции является государственное управление федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, предназначенным для обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, за исключением имущества аэродромов совместного базирования, а также имущества аэропортов (аэродромов), относящегося к объектам единой системы организации воздушного движения.
4. Проблемные вопросы государственного управления федеральным имуществом аэродромов совместного базирования, а также имуществом аэропортов (аэродромов), относящимся к объектам единой системы организации воздушного движения, требуют проведения специальных комплексных исследований, выходящих за рамки работы, связанной с подготовкой Концепции.
5. В рамках подготовки Концепции была проведена оценка состояния государственного управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, а также проанализирован мировой опыт управления аэропортами гражданской авиации. Некоторые особенности государственного управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации в 1991-2004 годах и аспекты мирового опыта управления аэропортами гражданской авиации изложены соответственно в приложениях N 1 и 2 к настоящей Концепции.
6. Концепция устанавливает цели и задачи государственного управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации на среднесрочную перспективу, а также соответствующие практические меры. Кроме того, в ней определены способы и механизмы привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации.
II. Цели и задачи государственного управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации на среднесрочную перспективу
7. С учетом государственных приоритетов, являющихся методологической основой настоящей Концепции, а также результатов оценки состояния государственного управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации в 1991-2004 годах и анализа мирового опыта управления аэропортами гражданской авиации правомерна постановка вопроса об уточнении целей и задач дальнейшего государственного управления федеральным имуществом гражданских аэропортов (аэродромов).
8. Основными целями государственного управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации на среднесрочную перспективу являются:
формирование условий для создания национальной аэропортовой сети, соответствующей международному принципу построения авиационных маршрутных сетей "hub and spoke network" ("звездообразная сеть");
создание условий для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в федеральное имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации.
9. Проблематика создания национальной аэропортовой сети включает в себя вопросы определения ее структуры и состава, правового и экономического обоснования целесообразного характера участия федерального уровня власти, уровня власти субъектов Российской Федерации и частного сектора экономики в управлении аэропортами (аэродромами) гражданской авиации, а также оптимизации существующих сетей и маршрутов перевозок российских авиационных компаний.
Вместе с тем уже на данном этапе постановки вопроса о создании национальной аэропортовой сети можно констатировать, что основу ее структуры должны составлять три группы аэропортов гражданской авиации: узловые или опорные; субузловые; местного значения или вспомогательные.
Основное функциональное предназначение группы узловых (опорных) аэропортов:
обслуживание международных транзитных и трансферных пассажиро- и грузопотоков, следующих через территорию Российской Федерации;
обеспечение стыковок международных авиалиний;
обеспечение стыковок между внутренними и международными авиалиниями;
обслуживание пассажиро- и грузопотоков, следующих из Российской Федерации за границу или прибывающих в Российскую Федерацию из-за границы;
обслуживание пассажиро- и грузопотоков внутренних авиалиний.
Основное функциональное предназначение группы субузловых аэропортов:
обслуживание пассажиро- и грузопотоков внутренних авиалиний;
обеспечение стыковок между внутренними и международными авиалиниями;
обслуживание пассажиро- и грузопотоков, вылетающих из Российской Федерации за границу или прибывающих в Российскую Федерацию из-за границы.
Основное функциональное предназначение группы аэропортов местного значения (вспомогательных):
обслуживание пассажиро- и грузопотоков межмуниципальных (местных) авиалиний;
обслуживание авиаперевозок, выполняемых в интересах отраслей экономики или по социальному назначению, а также авиации общего назначения;
обслуживание пассажиро- и грузопотоков внутренних авиалиний.
Определение аэропортов, которые войдут в группу узловых (опорных), должно осуществляться в первую очередь с учетом наличия (перспектив наличия) в аэропорту крупной базовой авиационной компании, а также его местоположения по отношению к основным воздушным трассам транзитных полетов над территорией Российской Федерации: азиатским, трансазиатским, транссибирским, трансполярным, кроссполярным, трансвосточным.
Период интенсивного развития (использования) указанных воздушных трасс начался во второй половине 90-х годов и продолжается в настоящее время. В отличие от воздушных трасс, проходящих над территориями Украины, Казахстана, Турции, а также над Тихим океаном, их использование дает максимальную временную и экономическую выгоду по решению задач авиационных перевозок между государствами Европейского Союза, Канады, США и странами Ближнего Востока, Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Австралии.
Основу группы субузловых аэропортов составят те аэропорты, которые будут выполнять преимущественно роль пунктов концентрации внутрирегиональных и межрегиональных потоков по отношению к аэропортам группы узловых (опорных).
Группа аэропортов местного значения (вспомогательных) будет представлена аэропортами, объемы ежегодных авиационных перевозок каждого из которых не превышают 50 тысяч человек.
10. В части создания условий для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в управление федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации необходимо отметить следующее.
Изучение практики управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации показывает, что состояние соответствующих объектов требует значительных инвестиций. Вместе с тем возможности государства осуществлять бюджетное финансирование работ по капитальному ремонту и развитию аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации, износ которой оценивается на уровне 80%, ограничены.
В этих условиях отмечаются факты финансирования капитального ремонта и развития федеральной составляющей аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации со стороны частных компаний - операторов из собственных средств. Однако такие случаи единичны.
В период 1991-2004 годов основной объем частных инвестиций привлечен для развития всего четырех аэропортов ("Домодедово" (г. Москва), "Пашковский" (г. Краснодар), "Кольцово" (г. Екатеринбург), "Алыкель" (г. Норильск).
11. Низкая инвестиционная привлекательность федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации для организаций частного сектора экономики обусловлена прежде всего следующими нормативными правовыми барьерами:
законодательные ограничения на приватизацию федерального имущества аэродромов гражданской авиации;
законодательное определение имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации как объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности;
отставание развития земельного законодательства Российской Федерации в части правового регулирования вопросов изъятия и предоставления земель для нужд Российской Федерации, в том числе для целей строительства (развития) аэропортов (аэродромов) гражданской авиации.
Кроме того, низкая инвестиционная привлекательность имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации обусловлена несовершенством существующего порядка государственного тарифного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг аэропортов.
Отсутствие основ ценообразования в данной области и методологии расчета ставок аэропортовых сборов с учетом экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, включающей принципы расчета размера задействованного капитала и ставки нормативной рентабельности, не всегда позволяет учесть инвестиции при установлении ставок аэропортовых сборов.
12. Для формирования условий, позволяющих приступить к созданию национальной аэропортовой сети, соответствующей международному принципу построения авиационных маршрутных сетей "hub and spoke network", необходимо решить следующие основные задачи:
провести комплексное исследование проблемных вопросов создания национальной аэропортовой сети;
завершить реструктуризацию аэропортовой сети гражданской авиации Российской Федерации;
оптимизировать сеть и маршруты перевозок российских авиакомпаний.
В ходе решения первой задачи предполагается:
определить пообъектный состав группы узловых (опорных) аэропортов, группы субузловых аэропортов и группы аэропортов местного значения (вспомогательных);
обосновать целесообразное структурирование сети и маршрутов авиационных перевозок с учетом функционального предназначения групп аэропортов гражданской авиации, определенных настоящей Концепцией, и необходимости установления оптимальных связей между аэропортами как одной группы, так и разных групп, а также взаимоувязки маршрутов перевозок воздушным транспортом с маршрутами перевозок другими видами транспорта (интермодальные перевозки);
определить пообъектный перечень аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, необходимых для исполнения публичных функций и полномочий на федеральном уровне, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации и отчуждению из государственной собственности (передаче в частный сектор экономики на возмездной основе);
обосновать по каждому аэропорту (аэродрому) гражданской авиации, необходимому для исполнения публичных функций и полномочий на федеральном уровне, оптимальный характер (направленность) его дальнейшего развития, требуемые объемы и оптимальные механизмы привлечения соответствующих инвестиций организаций частного сектора экономики, а также выработать аналогичные рекомендации в отношении аэропортов (аэродромов), передаваемых в собственность субъектов Российской Федерации.
Решение второй задачи предполагает:
сохранение в сфере непосредственного управления Российской Федерации имущества (имущественных комплексов) аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации, связанного с обеспечением стратегических интересов Российской Федерации в области обороноспособности и безопасности государства, а также с выполнением работ и оказанием услуг, которые в соответствии с федеральными законами отнесены к публичным функциям и полномочиям органов государственной власти федерального уровня;
передача на безвозмездной основе в собственность субъектов Российской Федерации имущества (имущественных комплексов) аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации, необходимого органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления установленных федеральными законами полномочий по организации перевозок воздушным транспортом;
завершение приватизации имущества (имущественных комплексов) аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации, не используемого Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации для целей осуществления государственных функций и полномочий.
Решение третьей задачи предполагает:
практическое применение результатов обоснования целесообразного структурирования сети и маршрутов авиационных перевозок, а также взаимоувязки маршрутов перевозок воздушным транспортом с маршрутами перевозок другими видами транспорта;
формирование механизмов управления маршрутами авиационных перевозок через формы государственного регулирования, экономического стимулирования, организационного обеспечения.
13. Для обеспечения привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в управление федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации необходимо решать следующие основные задачи:
обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты, направленные на снятие барьеров для участия субъектов Российской Федерации и организаций частного сектора экономики в развитии федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации;
осуществить поэтапное прекращение применения права хозяйственного ведения в практике государственного управления имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, сохраняемых в сфере непосредственного управления Российской Федерации;
усовершенствовать тарифную политику и адаптировать ее к потребностям привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в управление федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации для целей построения национальной аэропортовой сети;
привести порядок гражданского оборота федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации в соответствие с законодательством Российской Федерации, экономическими возможностями и интересами государства, а также потребностями по построению национальной аэропортовой сети.
В рамках первой задачи необходимо прежде всего внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации о приватизации и законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы государственной собственности на имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, а также изменения и дополнения в земельное законодательство Российской Федерации.
Основным содержанием второй задачи является преобразование сохраняемых в федеральной собственности федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации, в хозяйственном ведении которых находится имущество аэропортов (аэродромов), в открытые акционерные общества и включение данных акционерных обществ в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009.
Кроме того, в целях коренной реконструкции и развития с использованием института концессии имущественных комплексов ряда аэропортов гражданской авиации, сохраняемых в федеральной собственности, будет осуществляться ликвидация соответствующих федеральных государственных унитарных предприятий и оформление данных аэропортов как имущества казны Российской Федерации.
Решение второй задачи предполагается распространять и на планово-убыточные, социально значимые федеральные государственные унитарные предприятия гражданской авиации, в хозяйственном ведении которых находятся аэропорты (аэродромы), расположенные в районах Крайнего Севера и приравниваемых к ним местностям, не имеющих альтернативных видов транспорта.
В случаях отсутствия правовых оснований для передачи указанных федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации в собственность субъектов Российской Федерации, возможно рассмотрение вопроса об изменении в установленном порядке их вида на федеральные казенные предприятия.
Решение третьей задачи предусматривает в первую очередь:
переход к порядку взимания аэропортовых сборов и тарифов, установленному Конвенцией о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (не по признакам государственной принадлежности эксплуатантов, а по характеру выполняемых рейсов (внутренние и международные);
внедрение раздельного учета затрат аэропортов по видам регулируемой и нерегулируемой деятельности;
постепенное прекращение государственного регулирования аэропортовых сборов и тарифов в потенциально-конкурентных и конкурентных секторах аэропортовой деятельности;
определение порядка расчета ставок аэропортовых сборов и тарифов с учетом экономически обоснованных затрат стратегических инвесторов, операторов, специализированных управляющих компаний на цели эксплуатации и улучшения федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, а также принятия инвесторами, операторами, специализированными управляющими компаниями основной ответственности за финансирование улучшения федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации.
Основным содержанием четвертой задачи является:
завершение юридического оформления прав Российской Федерации на имущество (объекты) аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации, в том числе на соответствующие земельные участки;
заключение со стратегическими инвесторами, операторами, специализированными управляющими компаниями установленных настоящей Концепцией соглашений, предметом которых является федеральное имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, позволяющих стратегическим инвесторам, операторам, специализированным управляющим компаниям осуществлять деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов и возлагающих на них, в том числе обязанность обеспечить требуемое развитие указанного имущества.
III. Способы и механизмы привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в федеральное имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации
14. С учетом сложившегося правового режима использования федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, а также направленности решения задачи по завершению реструктуризации аэропортовой сети гражданской авиации, изложенной в предыдущем разделе настоящей Концепции, необходимо выделять две группы объектов инвестирования, каждая из которых включает три соответствующих подгруппы.
Группы объектов инвестирования:
аэропортовое имущество, находящееся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации;
аэродромное имущество, находящееся в пользовании операторов (открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации предприятий гражданской авиации в 1991-1998 годах, или их правопреемников по результатам процедур банкротства).
Подгруппы объектов инвестирования:
аэропортовое (аэродромное) имущество, необходимое для исполнения публичных функций и полномочий федерального уровня власти;
аэропортовое (аэродромное) имущество, необходимое для выполнения публичных полномочий уровня власти субъектов Российской Федерации;
аэропортовое (аэродромное) имущество, которое не используется Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации для целей осуществления публичных функций и полномочий.
Предложенная классификация объектов инвестирования схематично отражена в приложении N 3 к настоящей Концепции. Она позволяет определить оптимальные способы и механизмы привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в аэропортовую инфраструктуру гражданской авиации на среднесрочную перспективу.
При этом для целей настоящей Концепции под инвестициями понимаются не только инвестиции, предусмотренные статьей 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", но и инвестиции в форме нематериальных активов (организационные и бизнес-технологии, производственные и деловые связи, корпоративная и кредитная репутация и т.п.).
15. В среднесрочной перспективе предполагается использовать два способа привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в федеральное имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации:
приватизация имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации;
передача имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации юридическим лицам (стратегическим инвесторам, операторам, специализированным управляющим компаниям) во временное владение и (или) пользование или в доверительное управление.
Привлечение инвестиций организаций частного сектора экономики в федеральное имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, необходимое Российской Федерации и субъектам Российской Федерации для исполнения публичных функций и полномочий, будет осуществляться как путем приватизации данного имущества, так и путем его передачи стратегическим инвесторам, операторам, специализированным управляющим компаниям соответственно во временное владение и (или) пользование или в доверительное управление.
Привлечение инвестиций организаций частного сектора экономики в федеральное имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, которое не используется Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации для целей осуществления публичных функций и полномочий, будет осуществляться только путем его приватизации.
Основной задачей приватизации федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации будет являться исключение бюджетных расходов на поддержание в эксплуатационном состоянии и развитие данного имущества и осуществление соответствующих мероприятий за счет частных инвестиций.
При этом приватизация федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации не предполагает ослабления государственного управления и контроля за состоянием и развитием аэропортовой (аэродромной) инфраструктуры гражданской авиации.
Прекращая быть собственником имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, государство сохраняет за собой достаточно эффективный инструментарий управления и контроля за состоянием и развитием данного имущества:
полномочия по определению условий приватизации имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, в том числе по его обременению в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" ограничениями, предусматривающими обязанность использовать данное имущество исключительно по его функциональному предназначению;
полномочия акционера открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых внесено имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации;
полномочия по формированию перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, в отношении которых используется особый порядок приватизации, а также по формированию перечня стратегических предприятий и организаций, в отношении которых используется особый порядок банкротства;
регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг аэропортов;
сертификация аэропортов (аэродромов), юридических и физических лиц, обеспечивающих коммерческие воздушные перевозки;
налоговое регулирование аэропортовой деятельности и др.
Передача федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации стратегическим инвесторам, операторам, специализированным управляющим компаниям соответственно во временное владение и (или) пользование или в доверительное управление будет осуществляться для решения задач минимизации бюджетных расходов на поддержание в эксплуатационном состоянии и развитие данного имущества и (или) повышение качества услуг в сфере аэропортовой (аэродромной) деятельности.
16. В среднесрочной перспективе предполагается использовать следующие механизмы привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в федеральное имущество аэропортов (аэродромов) гражданской авиации
16.1. Привлечение инвестиций организаций частного сектора экономики в аэропортовое (аэродромное) имущество, находящееся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации.
В настоящее время федеральными государственными унитарными предприятиями гражданской авиации эксплуатируется 119 аэродромов. Общее количество таких предприятий - 55. При этом большинство из них не располагает финансовыми средствами для улучшения аэропортового (аэродромного) имущества.
Для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в аэропортовое (аэродромное) имущество, находящееся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации, будут использоваться инвестиционные механизмы, связанные преимущественно:
с приватизацией имущества аэропорта (преобразование соответствующего федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество);
с передачей стратегическому инвестору, оператору права владения и пользования имуществом аэропорта по концессионному соглашению или с передачей стратегическому инвестору, оператору, специализированной управляющей компании имущества аэропорта гражданской авиации соответственно во временное владение и (или) пользование по договору аренды или в доверительное управление.
16.1.1. Для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в аэропортовое (аэродромное) имущество, находящееся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия гражданской авиации, деятельность которого связана с исполнением публичных функций и полномочий федерального уровня власти, будут использоваться следующие инвестиционные механизмы:
преобразование федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество с внесением в его уставный капитал, в том числе аэродрома (аэродромов);
преобразование федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество с исключением из состава приватизируемого имущества аэродрома (аэродромов);
передача прав владения и пользования имуществом аэропорта, находящегося в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия, в концессию.
Преобразование федерального государственного унитарного предприятия гражданской авиации в открытое акционерное общество с внесением в его уставный капитал, в том числе эксплуатируемого им аэродрома (аэродромов) предусматривает:
включение федерального государственного унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества;
принятие решения об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия (его преобразования в открытое акционерное общество), устанавливающего, в том числе обременение имущества соответствующего аэродрома (аэродромов) ограничением, предусматривающим обязанность использовать данное имущество исключительно по его функциональному предназначению;
включение вновь созданного открытого акционерного общества в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009.
В дальнейшем возможна реализация иных механизмов привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики:
продажа части находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества стратегическому инвестору в целях реализации комплексного проекта развития аэропорта;
передача части имущества аэропорта специализированной управляющей компании во временное владение и (или) пользование по договору аренды или в доверительное управление.
При передаче части имущества аэропорта специализированной управляющей компании во временное владение и (или) пользование по договору аренды, в нем должно быть предусмотрено в качестве формы арендной платы, в том числе возложение на арендатора затрат на улучшение арендуемого имущества.
При передаче части имущества аэропорта специализированной управляющей компании в доверительное управление в соответствующем договоре должно быть предусмотрено, в том числе осуществление доверительным управляющим улучшения имущества, переданного в доверительное управление, за счет доходов от использования данного имущества.
Кроме того, для рассматриваемого случая допускается передача принадлежащих Российской Федерации акций специализированной управляющей компании по договору доверительного управления либо передача ей полномочий единоличного исполнительного органа открытого акционерного общества в целях повышения качества аэропортовых услуг.
Преобразование федерального государственного унитарного предприятия гражданской авиации в открытое акционерное общество с исключением эксплуатируемого им аэродрома (аэродромов) из состава приватизируемого имущества предусматривает:
включение федерального государственного унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и последующее его преобразование в открытое акционерное общество;
обязательность включения вновь созданного открытого акционерного общества в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009;
юридическое оформление аэродрома (аэродромов), не вошедшего в уставный капитал вновь созданного акционерного общества, как имущества казны Российской Федерации;
осуществление передачи вновь созданному открытому акционерному обществу (оператору) права владения и пользования имуществом аэродрома (аэродромов) по концессионному соглашению или передачи вновь созданному открытому акционерному обществу (оператору) имущества аэродрома (аэродромов) во временное владение и (или) пользование по договору аренды или в доверительное управление.
При передаче вновь созданному открытому акционерному обществу (оператору) имущества аэродрома (аэродромов) во временное владение и (или) пользование по договору аренды, в нем должно быть предусмотрено, в том числе:
проведение арендатором по согласованию с собственником (Российской Федерацией) улучшения арендуемого имущества;
возложение на арендатора затрат на улучшение арендуемого имущества в качестве формы арендной платы.
При передаче вновь созданному открытому акционерному обществу (оператору) имущества аэродрома (аэродромов) в доверительное управление в соответствующем договоре должно быть предусмотрено, в том числе осуществление доверительным управляющим улучшения имущества, переданного в доверительное управление, за счет доходов от использования данного имущества без выплаты ему вознаграждения.
В дальнейшем возможна реализация иных механизмов привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики:
продажа части находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества стратегическому инвестору в целях реализации комплексного проекта развития аэропорта;
передача принадлежащих Российской Федерации акций специализированной управляющей компании по договору доверительного управления либо передача ей полномочий единоличного исполнительного органа открытого акционерного общества в целях повышения качества аэропортовых услуг.
Передача права владения и пользования имуществом аэропорта, находящегося в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия гражданской авиации, в концессию предполагает:
ликвидацию федерального государственного унитарного предприятия, в хозяйственном ведении которого находится аэропортовое имущество;
юридическое оформление аэропорта, находившегося в хозяйственном ведении ликвидированного федерального государственного унитарного предприятия гражданской авиации, как имущества казны Российской Федерации;
передачу стратегическому инвестору права владения и пользования имуществом аэропорта по концессионному соглашению и заключение с ним договора аренды соответствующего земельного участка.
16.1.2. Для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в аэропортовое (аэродромное) имущество, находящееся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия гражданской авиации, деятельность которого связана с исполнением субъектом Российской Федерации публичных функций и полномочий, будет рассматриваться вопрос о передаче такого федерального государственного унитарного предприятия в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае изъявления субъектом Российской Федерации желания на получение в собственность федерального государственного унитарного предприятия, осуществляются необходимые юридические действия по его соответствующей передаче. После чего субъект Российской Федерации, как собственник, принимает решение о механизмах привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэропорта, указанных в подпункте 16.1.1, самостоятельно.
Если субъектом Российской Федерации не проявлена заинтересованность в получении в собственность федерального государственного унитарного предприятия, деятельность которого связана с исполнением публичных функций и полномочий данного субъекта Российской Федерации, Российская Федерация использует механизм привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество соответствующего аэропорта, указанный в подпункте 16.1.3.
16.1.3. Для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в аэропортовое (аэродромное) имущество, находящееся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия гражданской авиации, деятельность которого не связана с исполнением Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации публичных функций и полномочий, будет осуществляться:
включение федерального государственного унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества;
принятие решения об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия (его преобразования в открытое акционерное общество), устанавливающего, в том числе внесение в уставный капитал вновь создаваемого открытого акционерного общества всего имущества федерального государственного унитарного предприятия, включая соответствующий аэродром (аэродромы), а также обременение вносимого в уставный капитал вновь создаваемого открытого акционерного общества имущества аэродрома (аэродромов) ограничением, предусматривающим обязанность использовать данное имущество исключительно по его функциональному предназначению.
По завершении преобразования федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество будет приниматься решение о продаже в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации всех находящихся в федеральной собственности акций вновь созданного открытого акционерного общества.
16.2. Привлечение инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэродромов гражданской авиации, эксплуатируемых операторами.
В настоящее время в Российской Федерации операторами эксплуатируется 274 аэродрома гражданской авиации. Общее количество операторов - 148.
Для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэродромов гражданской авиации, эксплуатируемых операторами, будут использоваться инвестиционные механизмы, связанные преимущественно:
с передачей оператору права владения и пользования имуществом аэродрома по концессионному соглашению или с передачей оператору имущества аэродрома во временное владение и (или) пользование по договору аренды или в доверительное управление;
с приватизацией имущества аэродрома (внесение имущества аэродрома в уставный капитал оператора - открытого акционерного общества, продажа имущества аэродрома).
16.2.1. Для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэродрома гражданской авиации, необходимого для исполнения публичных функций и полномочий федерального уровня власти, будут использоваться следующие инвестиционные механизмы:
передача права владения и пользования имуществом аэродрома в концессию;
передача имущества аэродрома в аренду;
передача имущества аэродрома в доверительное управление.
Передача права владения и пользования имуществом аэродрома в концессию предполагает:
юридическое оформление аэродрома как имущества казны Российской Федерации;
осуществление передачи оператору права владения и пользования имуществом аэродрома по концессионному соглашению и заключение с ним договора аренды соответствующего земельного участка.
Передача имущества аэродрома в аренду предполагает:
юридическое оформление аэродрома как имущества казны Российской Федерации;
осуществление передачи имущества аэродрома оператору во временное владение и (или) пользование по договору аренды.
Договор аренды должен предусматривать, в том числе:
проведение арендатором по согласованию с собственником (Российской Федерацией) улучшения арендуемого имущества;
возложение на арендатора затрат на улучшение арендуемого имущества в качестве формы арендной платы.
Передача имущества аэродрома в доверительное управление предполагает:
юридическое оформление аэродрома как имущества казны Российской Федерации;
заключение с оператором договора доверительного управления.
Договор доверительного управления должен предусматривать, в том числе осуществление доверительным управляющим улучшения имущества, переданного в доверительное управление, за счет доходов от использования данного имущества без выплаты ему вознаграждения.
Кроме того, для рассматриваемого случая допускается внесение имущества аэродрома, необходимого Российской Федерации для исполнения публичных функций и полномочий, в уставный капитал оператора - открытого акционерного общества.
Реализация данного механизма привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики предполагает:
включение имущества аэродрома, необходимого Российской Федерации для исполнения публичных функций и полномочий, в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества;
принятие решения об условиях приватизации имущества аэродрома, необходимого Российской Федерации для исполнения публичных функций и полномочий (его внесении в качестве вклада в уставный капитал оператора - открытого акционерного общества), устанавливающего, в том числе обременение данного имущества ограничением, предусматривающим обязанность использовать данное имущество исключительно по его функциональному предназначению;
принятие соответствующим органом управления оператора - открытого акционерного общества, эксплуатирующего аэродром, необходимый Российской Федерации для исполнения публичных функций и полномочий, решения об увеличении уставного капитала данного общества путем размещения дополнительных акций;
увеличение количества акций в уставном капитале оператора - открытого акционерного общества, принадлежащих Российской Федерации, или приобретение Российской Федерацией соответствующего количества акций оператора - открытого акционерного общества вновь;
включение оператора - открытого акционерного общества, в уставный капитал которого внесено имущество аэродрома, необходимого Российской Федерации для исполнения публичных функций и полномочий, в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009.
16.2.2. Для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэродрома гражданской авиации, необходимого субъекту Российской Федерации для исполнения публичных функций и полномочий, будет рассматриваться вопрос о передаче данного аэродрома в собственность субъекта Российской Федерации.
В случае изъявления субъектом Российской Федерации желания на получение аэродрома в собственность, осуществляются необходимые юридические действия по его соответствующей передаче. После чего субъект Российской Федерации, как собственник, принимает решение о механизмах привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэродрома, указанных в подпункте 16.2.1., самостоятельно.
Если субъектом Российской Федерации не проявлена заинтересованность в получении в собственность аэродрома, функционирование которого связано с исполнением публичных функций и полномочий данного субъекта Российской Федерации, Российская Федерация использует механизм привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество рассматриваемого аэродрома, указанный в подпункте 16.2.3.
16.2.3. Для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэродрома гражданской авиации, не относящегося к числу необходимых Российской Федерации и субъекту Российской Федерации для исполнения публичных функций и полномочий, будет рассматриваться вопрос о внесении данного имущества в уставный капитал соответствующего оператора - открытого акционерного общества в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций данного общества.
Реализация этого инвестиционного механизма предполагает:
включение имущества аэродрома в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества;
принятие решения об условиях приватизации имущества аэродрома (его внесении в качестве вклада в уставный капитал оператора - открытого акционерного общества), устанавливающего, в том числе обременение имущества аэродрома (аэродромов) ограничением, предусматривающим обязанность использовать данное имущество исключительно по его функциональному предназначению;
принятие соответствующим органом управления оператора - открытого акционерного общества, эксплуатирующего аэродром, включенный в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, решения об увеличении уставного капитала данного общества путем размещения дополнительных акций;
увеличение количества акций в уставном капитале оператора - открытого акционерного общества, принадлежащих Российской Федерации, или приобретение Российской Федерацией соответствующего количества акций оператора - открытого акционерного общества вновь;
продажу находящихся в федеральной собственности акций оператора - открытого акционерного общества.
В случае невозможности реализации изложенного инвестиционного механизма имущество аэродрома продается в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 г, N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", с обременением, предусматривающим обязанность использовать данное имущество исключительно по его функциональному предназначению.
IV. Практические меры по решению задач и достижению целей государственного управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации
17. Практическими мерами по решению задач и достижению целей государственного управления имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации являются следующие:
отмена законодательного определения имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации как объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности;
отмена законодательных ограничений на приватизацию федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, утративших актуальность и не подкрепленных соответствующим мировым опытом;
совершенствование процедуры изъятия и предоставления земель для нужд Российской Федерации, в том числе для целей строительства (развития) аэропортов (аэродромов) гражданской авиации;
разработка и принятие подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в сфере гражданской авиации;
нормативное правовое регулирование порядка передачи в доверительное управление федерального имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации;
совершенствование нормативной правовой базы государственного тарифного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг аэропортов;
расширение практики применения в сфере государственного управления имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации договоров аренды, предусматривающих проведение арендатором по согласованию с собственником (Российской Федерацией) улучшения арендуемого имущества, а также возложение на арендатора затрат на улучшение арендуемого имущества в качестве формы арендной платы;
передача в собственность субъектов Российской Федерации имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, необходимого субъектам Российской Федерации для выполнения публичных полномочий уровня власти субъектов Российской Федерации;
завершение приватизации федерального имущества аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации, не используемого Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации для реализации государственных функций и полномочий;
разработка бизнес-модели построения национальной аэропортовой сети;
завершение процесса разделения объединенных авиационных предприятий на независимые хозяйствующие субъекты - авиационные компании и аэропорты;
завершение мероприятий, направленных на оформление права собственности Российской Федерации на имущество аэропортов, находящихся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации, а также на имущество аэродромов приватизированных аэропортов гражданской авиации, в том числе на соответствующие земельные участки, как имущество казны;
проведение инвентаризации генеральных планов развития аэропортов гражданской авиации и организация работ по их актуализации;
завершение процесса акционирования федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации, имеющих в хозяйственном ведении аэропорты, за исключением предприятий, имущество которых передается в собственность субъектов Российской Федерации;
до снятия законодательных ограничений на приватизацию федерального имущества аэродромов гражданской авиации, а также до принятия подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", заключение с операторами приватизированных аэропортов договоров (аренды и (или) доверительного управления), обеспечивающих финансирование операторами улучшения федерального имущества аэродромов, находящихся в их пользовании;
проведение комплексного исследования проблемных вопросов управления аэродромами совместного базирования и унификации норм годности аэродромов гражданской, государственной и экспериментальной авиации Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.