г. Москва |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А41-17664/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области: Шмельков Д.Ю., по доверенности от 14.03.2019;
от Администрации городского округа Домодедово Московской области: Шмельков Д.Ю., по доверенности от 12.03.2019;
от Федерального агентства лесного хозяйства Московской области: Афанасьева А.В., по доверенности от 09.04.2019;
от ООО "Мера-Инвест": Никонова Т.С., по доверенности от 17.11.2016;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Домодедово Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2019 года по делу N А41-17664/19, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ООО "Мера-Инвест" к Администрации городского округа Домодедово Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства Московской области, о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мера-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Администрация городского округа Домодедово Московской области об отказе в предоставлении в аренду Обществу земельного участка КН 50:28:0080220:36, изложенного в письме N Р001-3432847295-19212149 от 11.12.2018, обязании Администрации осуществить подготовку проектов договора аренды земельного участка КН 50:28:0080220:36, направить проекты указанных договоров для подписания ООО "Мера-Инвест".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2019 года по делу N А41-17664/19 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация городского округа Домодедово Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства обжаловали его в апелляционном порядке.
Стороны Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства Московской области направили в судебное заседание своих представителей.
Заинтересованное и третьи лица направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционных жалоб.
ООО "Мера-Инвест" направило в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы
Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании договора N 51-КИЗ/09 от 18.092.2009, заключенного с КУИ городского округа Домодедово Московской области, общество является арендатором земельного участка КН 50:28:0080220:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, территория МЕРА-Инвест-Артемьево, площадью 97 041 кв. м.
В связи с принятием компетентным органом решения об изъятии части земельного участка КН 50:28:0080220:36 площадью 21 000 кв. м для государственных нужд, земельный участок КН 50:28:0080220:8 был разделен на два земельных участка:
- КН 50:28:0080220:36 площадью 75 341 31 000 кв. м;
- КН 50:28:0080220:37 площадью 21 000 кв. м 19.06.2017 г. между Обществом и ГК "Российские автомобильные дороги" заключено соглашение об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельного участка КН 50:28:0080220:37 площадью 21 000 кв. м.
Таким образом, в аренде у Общества остался земельный участок КН 50:28:0080220:36 площадью 75 341 кв. м 26 сентября 2019 года Управлением Росреестра по Московской области внесена запись о погашении ограничения (обременения) права в виде аренды на земельный участок КН 50:28:0080220:8.
В связи с изложенным, Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка 50:28:0080220:36 площадью 75 341 31 000 кв. м.
В письме N Р001-3432847295-19212149 от 11.12.2018 Администрация сообщила Обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов со ссылкой на то, что земельный участок ограничен в обороте, поскольку имеет наложения на земли лесного фонда.
Полагая указанный отказ незаконными и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о регистрации, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации. в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта.
Как следует из материалов дела, земельный участок КН 50:28:0080220:36 образован из земельного участка КН 50:28:0080220:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, сведения о котором внесены в ГКН 09.10.2008.
Государственная регистрация права аренды Общества на указанный земельный участок произведена 20.05.2019.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Администрацией в порядке ст. 65, 200 АПК РФ не представлено доказательств того, что Общество не использует спорный земельный участок.
Довод апелляционных жалоб о том, что земельный участок 50:28:0080220:36 площадью 75 341 31 000 кв. м полностью или в части относится к землям лесного фонда документально не подтвержден.
Определением суда первой инстанции от 16.04.2019 сторонам было предложено заявить ходатайство о назначении экспертизы.
От заявления такого ходатайства лица участвующие в дела, в том числе Администрация, отказались.
В абзаце втором пункта 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 разъяснено, что в случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Кроме того, границы переданного СХПК "Племзавод "Русь" по договору N 51-КИЗ/09 от 18.09.2009 земельного участка с КН: 50:28:0080220:8 согласованы, в том числе, с Подольским опытным лесным хозяйством.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2019 года по делу N А41-17664/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17664/2019
Истец: ООО "Мера-Инвест"
Ответчик: Администрация городского округа Домодедово Московской области Россия, 142040, Московская область, г. Домодедово, ул. 30-летия Победы, д. 1
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Администрация городского округа Домодедово Московской области