26 июля 2019 г. |
А43-3122/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Керма" (607680, Нижегородская обл., д. Афонино; ОГРН 1025201987843, ИНН 5250001581)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2019
по делу N А43-3122/2019,
принятое судьей Вершининой Е.И.
по заявлению открытого акционерного общества "Керма" о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республики Марий Эл от 13.11.2018 N 04-П-547/18,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Керма" - Чувелевой Е.А. по доверенности от 11.01.2019 N 01/11 сроком действия до 31.12.2019;
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республики Марий Эл - Ширшаевой М.А. по доверенности от 21.05.2019 N 01-28/28 сроком действия один год,
установил:
открытое акционерное общество "Керма" (далее - ОАО "Керма", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республики Марий Эл (далее - Управление, уполномоченный орган) от 13.11.2018 N 04-П-547/18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Колобов Валерий Михайлович, общество с ограниченной ответственностью "Ждановский".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2019 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Керма" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Общество настаивает на том, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, должным образом не оценил представленные им доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении; представитель Управления выразил несогласие с позицией Общества, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения отражены в протоколе судебного заседания.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Установлено по делу, что на основании приказа от 02.10.2018 N 1462-ООД, согласованного с Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой, уполномоченное должностное лицо Управления провело в период с 16.10.2018 по 13.11.2018 внеплановую выездную проверку в отношении Общества с целью пресечения нарушений земельного законодательства.
Основанием для проведения проверки явилось мотивированное представление должностного лица Управления от 26.09.2018, составленное в рамках рассмотрения обращения генерального директора ООО "Ремонтно-строительная компания" Алексаняна Г.А. (от 29.01.2018 вх.N 01-08/21), поступившего через Нижегородскую межрайонную природоохранную прокуратуру, по вопросу соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 52:26:0010023:77, проведенного планового (рейдового) осмотра N186 от 12.02.2018 и данных, полученных в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
В рамках проведения проверки в отношении Общества должностные лица Управления при участии представителя Общества провели осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010023:83, 52:26:0010023:77, 52:26:0010023:134, находящихся в аренде Общества по соглашениям от 15.09.2003 и договору субаренды N 1 от 01.02.2018.
В результате проведенного 16.10.2018 осмотра указанных земельных участков Управление установило нарушение Обществом подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 13, абзацев 1, 2, 3, 7, 8 статьи 42, пункта 1 статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
При осмотре земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010023:83, общей площадью 23000 кв.м, по адресу: Нижегородская обл., Кстовский район, примерно в 1 км по направлению на северо-восток от д. Утечино, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, установлено, что в центральной и западной частях земельного участка расположен котлован (карьер) площадью 19700 кв.м, глубиной от 3-м до 12-м, с которого снят плодородный слой почвы и складирован в отвалы по края котлована (карьера).
На восточной и юго-восточной частях земельного участка выявлены два отвала складирования плодородного слоя почвы общей площадью 3300 кв.м, складированных по края котлована, состоящих из грунта темного цвета, поросшего сорной травянистой растительностью и деревьями свыше 2-м.
При осмотре земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010023:77, общей площадью 120169 кв.м, по адресу: Нижегородская обл., Кстовский район, примерно в 0,3 км по направлению на юго-запад от д. Афонино, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, установлено, что в центральной и западной частях земельного участка расположен котлован (карьер) площадью 80457 кв.м, глубиной от 3 м до 22-м, с которого снят плодородный слой почвы и складирован в отвалы по края котлована (карьера).
На северо-западной, северной и северо-восточной, южной и юго-западной частях земельного участка выявлены отвалы складирования плодородного слоя почвы общей площадью 24918 кв.м, складированных по края котлована, состоящих из грунта темного цвета, поросшего сорной травянистой растительностью.
При осмотре земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010023:134, общей площадью 148104 кв.м, по адресу: Нижегородская обл., Кстовский район, примерно в 0,8 км по направлению на восток от д. Утечино, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, установлено, что в северо-западной части земельного участка на площади 17095 кв.м отсутствует плодородный слой, имеется котлован (карьер) глубиной от 3-м до 36-м, проводится добыча глины открытым способом.
На центральной части земельного участка выявлен отвал складирования плодородного слоя почвы, площадью 1160 кв.м.
С нарушенной площади земельных участков отобраны почвенные образцы согласно протоколу отбора проб и образцов от 16.10.2018 N 1462 для установления агрохимических показателей, обеспечивающих сохранение и воспроизводство сохранения плодородия почв.
По результатам лабораторных исследований почвенных образцов согласно заключению эксперта от 12.11.2018 в результате снятия плодородного слоя почвы, разрушения почвенного покрова и потери плодородия почв при разработке карьера открытым способом произошла технологическая деградация, вызвавшая нарушение реализации функции почв как компонента окружающей среды и потерю природно-хозяйственной значимости земель и порчу земель сельскохозяйственного назначения.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 13.11.2018 N 1462 и приложенных к нему обмерах площади земельного участка, фототаблицах, протоколе взятия проб и образцов от 16.10.2018 N1462, протоколах испытаний, заключениях привлеченного на основании приказа эксперта ФГБУ "Нижегородский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору".
По окончании проверочных мероприятий Управление выдало ОАО "Керма" предписание 13.11.2018 N 04-П-547/18, которым обязало в срок до 12.08.2019 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с выданным Управлением предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 13, 42, 71.1, 77 земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В части 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе:
- требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
- обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На территории Нижегородской области таким органом является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (пункт 5 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, утвержденного Приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 N 176).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся, в том числе в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, а также выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (часть 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 591 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Административный регламент).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010023:83, 52:26:0010023:77 и 52:26:0010023:134, на которых Общество осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых на основании лицензий N НЖШ 00641 ТЭ от 29.04.2002 и N НЖГ 00786 ТЭ от 10.09.2003, относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества в рамках государственного земельного надзора послужили мотивированные представления должностного лица Управления, составленные по итогам планового (рейдового) осмотра данных земельных участков и проведенной в отношении внеплановой выездной проверки одного из собственников земельного участка Колобова В.М., в ходе которого выявлено возникновение угрозы причинения вреда животным, растениям, окружающей среде.
Таким образом, проверка проведена и оспариваемое предписание выдано Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл в пределах предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий на основании законных оснований.
Грубых нарушений проведения внеплановой выездной проверки Общества судом не установлено.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (пункт 1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункты 1, 2 пункта 2).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В пункте 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 указанного Федерального закона сохранение целевого использования земельных участков является одним из основных принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должные причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению земель, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иными негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) внесение сведений в ЕГРН в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в ЕГРН осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков (пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ).
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию установлен статьей 7 Федерального закона N 172-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 данного закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В силу части 1 статьи 25.1 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. При этом для приведения в соответствие фактического использования земельного участка с установленным разрешенным использованием необходимо соблюдение предусмотренной законодателем и приведенной выше процедуры.
На момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания требования по рекультивации земель были установлены приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (далее - Основные положения).
В силу пункта 1 Основных положений требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.
Согласно пункту 2 Основных положений, а также ГОСТ 17.5.1.01.-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
При этом под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственною ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности (пункт 1 приложения 6 Основных положений).
В соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы, земли, общие требования к рекультивации земель" рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель. Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Основания для проведения рекультивации предусмотрены пунктом 5 Основных положений, согласно которому рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.), ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.
Согласно пункту 6 Основных положений порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010023:83, 52:26:0010023:77, 52:26:0010023:134, находятся в аренде ОАО "Керма" по соглашениям от 15.09.2003 и договору субаренды N 1 от 01.02.2018.
Указанные земельные участки согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости относятся к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
На указанных земельных участках Общество осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых, что заявитель не оспаривает.
В результате осуществленной обществом разработки карьера открытым способом допущена технологическая деградация и порча почв земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждено совокупностью собранных уполномоченным органом доказательств.
Довод заявителя о недопустимости полученных в результате проведения проверки доказательств, суд признал несостоятельным, основанным на неверном толковании норм действюущего законодательства.
Поскольку заявитель фактически владеет и пользуется данными земельными участками, он обязан использовать указанные земельные участки согласно их целевому назначению, а также провести рекультивацию нарушенных земель или осуществить действия по переводу земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В силу указанного не имеет правового значения довод заявителя о том, что рекультивация производится после окончания добычи в сроки, указанные в проекте.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что у уполномоченного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку Общество допустило нарушение требований действующего земельного законодательства.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2019 по делу N А43-3122/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, понесенные по делу расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы, суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2019 по делу N А43-3122/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Керма" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3122/2019
Истец: ОАО "Керма"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Руспублике Марий Эл
Третье лицо: Колобов Валерий Михайлович, ОАО "Керма", ООО "Ждановский"
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5731/19
26.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5199/19
25.04.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-3122/19
30.01.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-3122/19