город Ростов-на-Дону |
|
26 июля 2019 г. |
дело N А32-1208/2019 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 АПК РФ
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Совфрахт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08 апреля 2019 по делу N А32-1208/2019
по иску публичного акционерного общества "Совфрахт"
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" о возмещении убытков,
принятое судьей Пристяжнюком А.Г.,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Совфрахт" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с иском к ПАО "Новороссийский Морской Торговый Порт" (далее - ПАО "НМТП") о возмещении убытков в общей сумме 105 406 руб. 06 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 08.04.2019 ПАО "Совфрахт" в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность решения, просил отменить решение суда первой инстанции, а исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что факты повреждения вагонов подтверждены, вина работников ПАО "НМТП" установлена, документы подписаны ПАО "НМТП" без замечаний и возражений.
От ответчика в материалы дела отзыв не поступал.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации единолично без вызова сторон и п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 г. N10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса РФ об упрощенном производстве".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в связи с несоблюдением работниками ответчика требований межгосударственного стандарта ГОСТа 22235-2010 "вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм" при выполнении грузовых операций с подвижным составом истца, были допущены повреждения вагонов N 58361700, 57639247:
24.03.2016 на пути не общего пользования ПАО "НМПТ" пробой обшива корпуса вагона N 58361700.
02.10.2016 на пути не общего пользования ПАО "НМПТ" повреждение кузова, скобы лесной стойки вагона N 57639247.
Повреждение вагонов подтверждается актами о повреждении вагонов, актами общей формы и протоколами разбора ОАО "РЖД". Вышеуказанные документы подписаны ответчиком без замечаний и возражений.
В связи с повреждением подвижного состава, истец произвел ремонт вагонов, что привело к возникновению расходов за ремонт и подачу-уборку вагонов.
В подтверждение выполнения ремонта истцом в материалы дела представлены акты выполненных работ, расчетно-дефектные ведомости на текущий отцепочный ремонт грузового вагонов и справки.
Истец в адрес ответчика направил претензии, в которых предложил в добровольном порядке возместить убытки. Претензии истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В соответствии со статьей 104 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров. Ответственность устанавливается в виде обязанности грузоотправителей, грузополучателей, перевозчика отремонтировать либо возместить стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Согласно положениям статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением обязательства, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с расчетом истца размер убытков, связанный с ремонтом вагонов, определенный на основании актов о повреждении и актов общей формы составляет 105 406,06 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По правилам статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своих прав, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков. Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце, который должен доказать наличие перечисленных условий для возмещения вреда.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Как установлено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС России N 45 от 18.06.2003) (далее - 2 Правила), акт общей формы ГУ-23 составляется на станциях для удостоверения повреждения вагона.
Как предусмотрено пунктом 6.1 Правил, акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки ЗПУ, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона.
Согласно материалам дела факт повреждения вагонов ответчиком не оспаривается и подтверждается актами установленных форм ВУ-25, протоколами разбора случаев повреждений вагонов.
Общая стоимость ремонта с учетом платы за услуги по оформлению поврежденных вагонов подтверждается актами о выполненных работах, дефектными ведомостями, расчетно-дефектными ведомостями, счетами-фактурами.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 разработаны и утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 1.1 которых обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение N 1), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в данных Правилах.
В силу пункта 6.1 Правил N 45 акт о повреждении вагона (приложение N 5) составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки запорно-пломбировочных устройств, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона. Обстоятельства повреждения вагонов удостоверяются актами, составляемыми по форме ВУ-25 на станциях для удостоверения, в том числе, случаев повреждения вагонов. В соответствии с пунктом 6.2 Правил N 45 акт о повреждении вагона по форме ВУ-25 составляет перевозчик.
В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановительного ремонта. Акт служит основанием для взыскания с виновного ущерба (пункт 6.7 Правил N 45).
Таким образом, оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО "РЖД".
При повреждении на путях общества вагонов составлялись акты ВУ-25, в которых по перечню указывались повреждения.
В свою очередь в расчетно-дефектных ведомостях на текущий отцепочный ремонт спорных вагонов имеются ссылки на необходимость проведения работ, не связанных напрямую с повреждениями, допущенными ответчиком, а именно: оформление поврежденного грузового вагона.
В актах о повреждении вагонов указаны характер повреждений, явившихся следствием действий ответчика. Выполнение иных работ, не поименованных в актах, не относится к повреждению, которое явилось основанием для составления данного акта. Расходы по оформлению поврежденного грузового вагона, не связаны с устранением повреждений, причиненных действиями ПАО "НМТП", и не подлежат возмещению в порядке ст. 1064 ГК РФ, в том числе в связи с тем, что оформление документов, являющихся основанием для возмещения ущерба, является обязанностью ОАО "РЖД".
Таким образом, истец не представил доказательств нахождения спорных дополнительных работ - оформление поврежденного грузового вагона, в причинно-следственной связи с действиями ответчика и возникшими убытками.
Тогда как апелляционным судом установлено, что в расчетно-дефектных ведомостях услуги по оформлению поврежденного грузового вагона оказаны в отношении двух вагонов (N 583617700, 57639247). Таким образом, требования истца в части взыскания уплаченных денежных средств за оформление документов в отношении поврежденных вагонов, являются необоснованными и не подлежат возмещению.
Кроме того, из материалов дела, в том числе расчетно-дефектных ведомостей следует, что за каждый вагон истцом понесены расходы на осуществление контрольно-регламентных работ. Общая сумма данных работ за 2 вагона составила 5997 рублей.
Суд апелляционной инстанции установил следующее.
Стоимость текущих ремонтов включает в себя, в том числе стоимость контрольно-регламентных операций, поскольку в соответствии с пунктом 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97 при текущем отцепочном ремонте контрольные и регламентные работы являются обязательными и должны быть проведены вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
Таким образом, контрольно-регламентные работы проводятся в обязательном порядке для соблюдения процедуры проведения текущего отцепочного ремонта, поскольку эксплуатационное вагонное депо несет гарантийную ответственность за выполненный ремонт.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В этой связи на ПАО "Совфрахт", как собственника (законного владельца) вагонов в силу указанной нормы возложена обязанность по осуществлению текущего отцепочного ремонта в целях безопасности движения по железнодорожным путям, поэтому она не вправе перекладывать эту обязанность на лиц, использующих вагоны на любом правовом основании. Эти работы связаны с восстановлением естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации.
При этом не имеет правового значения то, что необходимость выполнения данных работ возникла в связи с направлением вагонов на ремонт по причине повреждений, вызванных действиями ответчика. Из материалов дела следует, что контрольно-регламентные работы проведены не в связи с устранением повреждений, причиненных виновными действиями ответчика, а в силу действующего законодательства в целях обеспечения безопасной эксплуатации и обусловлены гарантийной ответственностью за выполненный ремонт организации, осуществлявшей ремонт вагонов.
Кроме того, в соответствии с Актом о повреждении вагона N 58361700, формы ВУ-25 ПАО "НМТП" была повреждена обшивка кузова, однако согласно расчетно-дефектной ведомости от 15.04.2016 проведены работы явно не находящиеся в причинно-следственной связи с действиями ПАО "НМТП", в частности:
- смена колесной пары (N работ по прейскуранту 5470, 5433) в размере 88 168,42 рубля с НДС -18%;
- сборка-разборка тормозной рычажной передачи при выкатке и подкатке тележки (N работ по прейскуранту 3302) в размере 12, 39 рублей с НДС - 18 %;
- регулировка тормозной рычажной передачи (N работ по прейскуранту 3301) в размере 65, 61 рублей с НДС-18% С учётом изложенного, возмещению ответчиком истцу подлежали бы только следующие работы в сумме 6 033 руб. 05 коп., а именно:
- расчетно-дефектная ведомость на текущий отцепочный ремонт грузового вагона N 57639247 от 15.10.2016 г. в общей сумме 3 041 руб. 10 коп.;
- расчетно-дефектная ведомость на текущий отцепочный ремонт грузового вагона N 58361700 от 15.04.2016 г. в общей сумме 2 991 руб. 95 коп.
Однако согласно представленных в материалы дела ответчиком доказательств следует, что поступившие в ПАО "Новороссийский морской торговый порт" претензии, указанные в исковом заявлении, были частично удовлетворены. В адрес ПАО "Совфрахт" было перечислено 7119 рублей ущерба с учетом НДС - 18 %, что подтверждается платежным поручением N 3976 от 26.04.2017.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам иска, не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2019 по делу N А32-1208/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, установленным в части 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1208/2019
Истец: ПАО Совфрахт
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"