г. Воронеж |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А36-9828/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Ореховой Т.И., |
|
Маховой Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Бриз": Мягков С.Е., адвокат по доверенности от 01.08.2018 N б/н, выданной сроком на три года;
от акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания": Дулин А.А., представитель по доверенности от 25.12.2018 N 170 выданной сроком до 31.12.2021; Сверчков Д.В., представитель по доверенности от 25.12.2018 N 316, выданной сроком до 31.12.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бриз" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.03.2019 по делу N А36-9828/2018 (судья Коровин А.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Бриз" (ОГРН 1054800447877, ИНН 4826048116) к акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания" (ОГРН 1094823016617, ИНН 4825066916) о признании незаконным акта о неучтенном потреблении, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (ОГРН 1064823002936, ИНН 4822001340),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бриз" (далее - ООО "Бриз", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", ответчик) о признании незаконным акта N ЭИ-БУ-18053 от 26.06.2018 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии.
Определением от 22.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ГЭСК", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.03.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Бриз" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Бриз" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представители АО "ЛГЭК" против доводов апелляционной жалобы возражали, по основаниям, изложенным в отзыве, просили обжалуемое решение оставить без изменения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ООО "ГЭСК" не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопроса применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Через систему "Мой арбитр" от третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО "ГЭСК" просило обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва АО "ЛГЭК" на нее, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.06.2018 по адресу: г. Липецк, ул. Скороходова, д.1а, кафе "Трибуна", ответчиком в отношении истца составлен акт N ЭИ-БУ-18-053 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии.
Согласно расчету объем неучтенного (безучетного) потребления электрической энергии составил 103 639 кВт/ч.
03.07.2018 истец вручил ответчику и третьему лицу заявление от 02.07.2018, в которой просил разобраться в сложившейся ситуации, полагая, что действия представителя ответчика по составлению акта N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии незаконные, при этом указав, что, в случае непризнания указанного акта недействительным, истец будет вынужден обратиться в суд.
Требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
В пункте 2 Основных положений (действовавшая в период составления спорного акта) предусмотрено, что под безучетным потреблением электрической энергии понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2017 N 301-ЭС17-8833 по делу N А31-1689/2016.
В соответствии с пунктом 84 Основных положений стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.
Согласно пункту 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Пунктом 192 Основных положений предусмотрено, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;
лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В силу пункта 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:
о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;
о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;
о приборах учета на момент составления акта;
о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;
объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 145 Основных положений N 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно подпункту 3.5 пункта 3 Правил учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 19.09.1996, средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.
В силу пункта 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 6 от 13.01.2003 (далее - Правила технической эксплуатации), обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию.
Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.
Нарушение пломбы лишает законной силы учет электрической энергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.
В соответствии с пунктом 2.11.18 Правил технической эксплуатации, энергоснабжающая организация должна пломбировать:
- клеммники трансформаторов тока;
- крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;
- токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;
- испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;
- решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;
- решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;
-приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.
Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.
Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.
Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.
При проведении проверки 26.06.2018 сотрудниками ответчика установлено, что во ВРУ-0,4 кВ кафе "Трибуна" нарушена схема подключения узла учета электрической энергии. Погрешность составила "-28 %, в связи с чем искажается объем потреблённой электрической энергии".
По результатам проверки составлены акт о неучтенном (безучетном) потреблении электрической энергии N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018, акт проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета N А013717 от 26.06.2018.
В акте N А013717 от 26.06.2018 ответчик указал, что потребителем распломбирована фальшпанель ТТ. Пломбы фальшпанели ТТ 0639533, 0639534, 0639535 сорваны потребителем. В связи с чем ответчик указал истцу о необходимости проведения ревизии (замены) вторичных цепей учета электрической энергии, ТТ, а также закрыть доступ к доучетным и вторичным цепям учета. После выполнения подать письменную заявку в ООО "ГЭСК".
При проведении проверки прибора учета, а также при составлении акта о неучтенном (безучетном) потреблении электрической энергии присутствовал представитель потребителя Быков Ю.Е.
Обстоятельства составления акта N А013717 проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы прибора учета от 26.06.2018, а также акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018 зафиксированы техническим средством (видеорегистратором сотрудника АО "ЛГЭК"). На видеозаписи отражены: порядок обнаружения выявленного нарушения, присутствие Быкова Ю.Е. при совершении работником АО "ЛГЭК" действий по проверке прибора учета и системы учета электроэнергии, отсутствие каких-либо возражений истца при совершении действий сотрудником сетевой организации, а также отсутствие возражений истца при составлении вышеуказанных документов - актов проверки от 26.06.2018. Содержание видеозаписи не противоречит обстоятельствам, зафиксированным в акте N А013717 от 26.06.2018 и в акте N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018 (содержание видеозаписи обозревалось судом, CD-диск приобщен в судебном заседании 19.11.2018).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Из материалов дела следует и истцом не оспаривается, что ответчик является сетевой организацией, следовательно, ответчик обладает полномочиями по проведению проверок и выявлению фактов безучетного потребления электрической энергии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018 соответствует Основным положениям N 442, составлен в присутствии истца, объективно отражает факт безучетного потребления электрической энергии.
Приведенные выше правила Основных положений N 442, дающие определение безучетного потребления, указывают на то, что нарушение схемы подключения узла учета электроэнергии потребителем, само по себе является нарушением, влекущим квалификацию потребления как безучетного.
Довод истца о том, что Быков Ю.Е., подписавший акт N ЭИ-БУ-18-053 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 26.06.2018 со стороны потребителя, не являлся уполномоченным лицом на подписание акта, опровергается материалами дела.
Из пояснений Быкова Ю.Е., допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, следует, что он привлекался ООО "Бриз" для проведения электротехнических работ, его работа оплачивалась истцом.
В акте N ЭИ-БУ-18-053 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 26.06.2018 имеется его подпись, Быков Ю.Е. был приглашен для осмотра узла учета электроэнергии администратором ООО "Бриз".
Довод истца относительно получения разрешения ответчика на самостоятельный ремонт электрооборудования путем снятия фальшпанели, закрывающей доступ к электросборке, отклонен судом первой инстанции как неподтвержденный.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнесены на истца (ст. 110 АПК РФ).
Довод апелляционной жалобы о несогласии с тем, что ответчик является сетевой организацией, обладающей полномочиями по проведению проверок и выявлению фактов безучетного потребления электрической энергии, отклоняется судебной коллегией как не основанный на материалах дела и нормах права.
В соответствии абзацем 9 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Пунктами 1, и 3 Преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", Правительство Российской Федерации утверждает прилагаемые критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов:
а) Принять до 1 января 2016 г. с учётом положений настоящего постановления решения об установлении (пересмотре):
- Единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям;
- Индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями за оказываемые Друг другу услуги по передаче электрической энергии;
Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике"), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Согласно статье 3 ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе территориальные сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и соответствующие утверждённым Правительством Российской Федерации Критериям.
Пунктом 3 Основ ценообразования установлено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Тарифы для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1., пункт 3 статьи 24 ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 63 Основ ценообразования).
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определены Правилами регулирования.
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Основание для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства - соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В силу пункта 1.1. распоряжения Администрации Липецкой области от 27.07.2010 N 280-р "Об утверждении Положения об Управлении энергетики и тарифов Липецкой области" (далее - Положение "Об Управлении энергетики и тарифов Липецкой области") Управление энергетики и тарифов Липецкой области - отраслевой исполнительный орган государственной власти Липецкой области.
На основании пункта 1.8. Положения "Об Управлении энергетики и тарифов Липецкой области" Управление энергетики и тарифов Липецкой области устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области N 52/4 от 27.12.2017 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2018 год" (в редакции от 27.12.2017, действовавшей на момент составления акта N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018), для АО "ЛГЭК", как сетевой организации был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
Таким образом, установив для АО "ЛГЭК" тариф на услуги по передаче электрической энергии, Управление энергетики и тарифов Липецкой области проверило, и подтвердило соответствие истца критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, и присвоило статус "сетевой организации".
В связи с изложенным на момент составления акта N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018, АО "ЛГЭК" являлось сетевой организацией.
Довод апелляционной жалобы относительно получения разрешения ответчика на самостоятельный ремонт электрооборудования путем снятия фальшпанели, закрывающей доступ к электросборке, отклоняется как документально неподтвержденный.
Доводы апелляционной жалобы об отражении в акте несоответствующих действительности сведений, отклоняются судебной коллегией как невлекущий отмену принятого судебного акта.
Судом установлено, что 26.06.2018 сотрудниками Комплекса электроснабжения (далее - КЭС) АО "ЛГЭК" была проведена проверка узла учёта электрической энергии на объекте "Кафе "Трибуна", который расположен по адресу: г. Липецк, ул. Скороходова, д. 1 "а".
При проведении проверки прибора учёта, а также при составлении акта N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018 присутствовал представитель потребителя - электрик Ю.Е. Быков.
В соответствии с положением части 1 статьи 182 ГК РФ полномочия представителя могут явствовать из обстановки, в которой он действует.
Обстановка, в которой действует представитель, может свидетельствовать о наличии соответствующих полномочий, что является достаточным для передачи ему исполнения.
Аналогичная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 5 Информационного письма от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Поскольку прибор учёта электрической энергии установлен в кафе "Трибуна", расположенном по адресу; г. Липецк, ул. Скороходова, д. 1 "а", и Быков Ю.Е. обеспечил доступ к указанному прибору учёта электрической энергии, в дальнейшем присутствовал при проверке прибора учёта электрической энергии, то вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что несмотря на отсутствие у Быкова Ю.Е. доверенности на представление интересов ООО "Бриз", полномочия последнего явно следовали из обстановки, в которой действовало данное лицо.
В ходе проведения проверки был выявлен следующий способ безучётного потребления электрической энергии: "В ВРУ-0,4 кВ кафе "Трибуна" нарушена схема подключения узла учёта электрической энергии. Погрешность составила "-28 %", в связи с чем искажается объём потреблённой электрической энергии".
В связи с чем составлены акт ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018 и акт проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учёта N А013717 от 26.06.2018 (далее - акт N А013717 от 26.06.2018), в котором потребителю предписывалось произвести ревизию (замену) вторичных цепей учёта электрической энергии, заменить или произвести ревизию ТТ, закрыть доступ к доучётным и вторичным цепям учёта электрической энергии. После выполнения подать письменную заявку в ООО "ГЭСК".
Вышеуказанные документы представитель истца подписал, при этом пояснил следующее: "С актом не согласен, сняли панель с разрешения диспетчера по телефону "075" для замены вставки, в связи с подгоранием Т.Т. Скидывали провода и делали кольцо под болты (переподключение и протягивали вторичные цепи), возможно совершили ошибку при подключении, что и стало причиной погрешности".
Согласно пункту 1.5.33. Правил устройства электроустановок, утверждённых Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, в электропроводке к расчётным счётчикам наличие паек не допускается.
По информации, представленной истцом, последний произвёл наращивание вторичных проводов напряжения путём скруток из-за их недостаточной длины, и при этом "перепутал" схему подключения прибора учёта электрической энергии, что не соответствует действительности, а именно из материалов видеосъёмки, а также компоновки электрической сборки наглядно следует, что вторичные цепи учёта электрической энергии имеют достаточную длину проводов, не требующую наращивания (паек или "скруток") проводов.
Как следует из пояснений ООО "Бриз", имело место только переподключение (делались кольца под болты трансформаторов тока) и протягивались вторичные цепи учёта электрической энергии из-за того, что один трансформатор тока подгорал.
Данный факт не соответствует действительности, поскольку ревизия контактов вторичных цепей не может устранить вероятного перегрева трансформаторов тока во вторичной обмотке.
В дальнейшем сотрудниками КЭС АО "ЛГЭК" и электриком ООО "Бриз" Быковым Ю.Е. был подписан акт проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учёта N 013666 от 02.07.2018, согласно которому электрический учёт принят и опломбирован.
Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Положения N 442), безучётное потребление электрической энергии - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и настоящим документом порядка учёта электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учёта (системы учёта), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесённых на прибор учёта (систему учёта), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учёта (системы учёта), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объёме потребления электрической энергии (мощности).
Нарушение схемы подключения узла учёта электрической энергии необходимо квалифицировать как безучётное потребление электрической энергии, а именно в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объёме потребления электрической энергии (мощности).
Таким образом, факт безучётного потребления электрической энергии, выявленного 26.06.2018 по адресу: г. Липецк, ул. Скороходова, д. 1 "а", на объекте "Кафе "Трибуна" подтверждается актом N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018, о фальсификации которого ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что в Акте N ЭИ-БУ-18-053 от 26.06.2018 не указано конкретное нарушение, допущенное истцом, отклоняется как противоречащий материалам дела.
В ходе проведения проверки был выявлен следующий способ безучётного потребления электрической энергии: "В ВРУ-0,4 кВ кафе "Трибуна" нарушена схема подключения узла учёта электрической энергии. Погрешность составила "-28 %", в связи с чем искажается объём потреблённой электрической энергии".
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 25.03.2019 не имеется.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.03.2019 по делу N А36-9828/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бриз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Т.И. Орехова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9828/2018
Истец: ООО "Бриз"
Ответчик: АО "Липецкая городская энергетическая компания"
Третье лицо: ООО "ГЭСК"