г. Киров |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А82-520/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2019 по делу N А82-520/2019, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ярославской области (ИНН: 7604030152, ОГРН: 1027600697145)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
о признании недействительным решения,
установил:
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ярославской области (далее - Центр) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 27.11.2018 N 086S19180012324 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2019 требования, заявленные Центром, удовлетворены.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что Центром 23.03.2018, то есть с нарушением установленного законодательством срока, представлены сведения о застрахованных лицах за 2017 год по установленной форме. При указанных обстоятельствах заявитель жалобы считает, что страхователем допущено правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений, соответственно страхователь правомерно привлечен к ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Центр указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.03.2019 Центр представил в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Управление провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления сведений.
Результаты проверки отражены в акте от 26.10.2018 (л.д. 13).
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления 27.11.2018 принял решение N 007S19180012324 о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания штрафа в размере 14 000 рублей за несвоевременное представление сведений за 2017 год (л.д. 7-11).
Центр с решением Пенсионного фонда не согласился и обратился с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные Центром требования, Арбитражный суд Ярославской области, пришел к выводу об отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки не предусмотрены настоящим Федеральным законом) представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу
данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Кроме того, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), следовательно, при установлении ответственности и назначении наказание необходимо руководствоваться главой 15 НК РФ.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение правонарушения установлены статьей 108 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; 3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1 статьи 110 НК РФ).
Согласно статье 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: 1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); 2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; 3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти; 4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Как следует из материалов дела, 14.02.2018 Центром в Пенсионный фонд были представлены сведения по форме СВЗ-СТАЖ за 2017 год в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной подписью руководителя, на магнитном носителе с сопроводительным письмом N 9/4/22/76-608 от 14.02.2018. На сопроводительных письмах был указан гриф "секретно" (без приложения - несекретно) (л.д. 15, 16).
Указанный порядок представления сведений был обусловлен тем, что сведения, раскрывающие штатную и (или) списочную численность гражданского персонала были признаны подлежащими засекречиванию в связи с отнесением к сведениям, составляющим государственную тайну. Направленные в указанном порядке сведения приняты не были.
В связи с тем, что сведения имели гриф "секретно", Управление указало, что пенсионный орган не уполномочен на работу со сведениями, относящимися к секретным, возвратило сведения заявителю 12.03.2018 и предложило Центру обратиться в ФСО России (л.д. 17, 20).
В связи с указанными обстоятельствами Центр обратился в вышестоящий орган за разъяснениями относительно представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда.
ФСО России указало, что сведения о списочной численности гражданского персонала разрешено не засекречивать (л.д. 18).
23.03.2018 сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год были повторно направлены Центром через СБИС электронный отчет в установленном формате (л.д. 71-77).
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что при представлении сведений Центр обязан был руководствоваться действующим ведомственным документом и при этом заблаговременно предупредил об этом Пенсионный фонд и предпринял все зависящие от него меры к надлежащему исполнению обязанности по своевременному представлению сведений, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии вины Центра в совершении правонарушения и об отсутствии у Управления оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Довод Пенсионного фонда о том, что осознание ответственности за совершение правонарушения через неотвратимость наказания позволяет повысить ответственность страхователей-работодателей, отклоняется апелляционным судом, поскольку правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства) деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое Законом N 27-ФЗ установлена ответственность. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения при отсутствии события правонарушения.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что отсутствуют основания для привлечения Центра к ответственности, то есть страхователь неправомерно привлечен Пенсионным фондом к ответственности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Пенсионного фонда от 27.11.2018 N 086S19180012324.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2019 по делу N А82-520/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-520/2019
Истец: ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.ЯРОСЛАВЛЕ