г. Пермь |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А60-46742/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Можеговой Е.Х.,
при участии:
представителя заявителя, Глейх О.В., действующей по доверенности от 18.03.2024, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Уралщебень",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 декабря 2023 года
по делу N А60-46742/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралщебень" (ИНН 6672176790, ОГРН 1046604427760)
к Администрации городского округа Заречный (ИНН 6609001932, ОГРН 1026600836019), Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6658021577, ОГРН 1026605251287),
третьи лица: Департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округу (ИНН: 6671153800), Уральское Управление Ростехнадзора (ИНН 6671290250), Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу (ИНН 6658278616),
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Уралщебень" (далее - заявитель, ООО "Уралщебень", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Заречный (далее - Администрация), Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) (при совместном упоминании - заинтересованные лица) с требованиями о признании незаконными действий Министерства по возврату проектной документации по изменению границ земель, на которых расположены леса в адрес заявителя ООО "Уралщебень"; признании незаконными действий Администрации по несогласованию ООО "Уралщебень" проектной документации по изменению границ земель, на которых расположены леса; обязании Администрации г. Заречный согласовать проектную документацию ООО "Уралщебень" по изменению и установлению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесных зонах, на территории Свердловского лесничества Свердловской области.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены Департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округу, Уральское Управление Ростехнадзора, Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 декабря 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению Общества, судом неверно применены нормы права. В обоснование апелляционной жалобы заявителем приведены доводы о том, что судом не учтена хронологическая последовательность событий; полагает, обстоятельства возникновения права пользования недрами не были приняты во внимание судом, хотя в действительности имеют существенное значение для дела. Также считает, судом не принято во внимание заключение "Гидрогеологическое обследование разработки Гагарского гранитного карьера"; вышеуказанным исследованием подтвержден факт возможной разработки карьера, а также установлено отсутствие возможного влияния карьера на имеющиеся водозаборные скважины. Кроме того, заявитель убежден, что отклонение ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы необоснованно.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Уралщебень" настаивал на доводах апелляционной жалобы.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен кратковременный перерыв.
По окончании перерыва судебное заседание продолжено. Состав суда, секретарь судебного заседания прежние. Явка лиц участвующих в деле, не изменилась.
Представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Суд апелляционной инстанции, приняв в порядке ст. 159 АПК РФ заявленное ходатайство к рассмотрению, учитывая необходимость оценки представленного документа в совокупности с другими имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что неприобщение представленного заявителем в суд апелляционной инстанции документа может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 АПК РФ, приобщил к материалам дела письмо от 05.04.2023 о направлении Министерству проектной документации об изменении и установлении границ земель, на которых установлены леса, с учетом устраненных нарушений. При этом процессуальных нарушений прав заинтересованных лиц приобщением дополнительных доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Представитель заявителя поддержал ранее изложенные в судебном заседании доводы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции из материалов дела, ООО "Уралщебень" имеет лицензию на право пользования недрами СВЕ N 07223 ТЭ с целевым назначением на добычу гранитов Гагарского месторождения в качестве строительного камня, расположенного на территории Белоярского городского округа, сроком действия до 31.12.2028 г. Приложением к указанной лицензии является горноотводный акт, который содержит границы, в пределах которых допускается работа по добыче полезных ископаемых.
Между ООО "Уралщебень" и Администрацией Белоярского городского округа заключен договор аренды земельного участка N 490/16 от 28.09.2016 с кадастровым номером 66:06:4501052:13, находящегося по адресу Свердловская область, Белоярский район, северо-западнее 3,2 км деревни Гагарки площадью 196000 кв.м., с целевым использованием "добыча и переработка гранита".
Часть горного отвода попадает в арендуемый ООО "Уралщебень" земельный участок, другая же часть попадает в земли лесного фонда.
ООО "Уралщебень" обратилось в ООО "Уральская лесная проектная компания" с целью подготовки проектной документации по изменению и установлению границ земель на которых расположены леса, расположенные в зеленых зонах. Последним был подготовлен проект, который был направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Министерство направило указанный проект на согласование в администрацию Белоярского городского округа и в Администрацию города Заречного.
Со стороны администрации Белоярского городского округа проект был согласован, со стороны администрации города Заречного было направлено письмо о возражении относительно представленного проекта в связи с наличием защитного пояса питьевых скважин.
В связи с отсутствием согласования проектной документации со стороны администрации города Заречного письмом от 18.08.2023 Министерство возвратило проектную документацию ООО "Уралщебень".
Полагая, что действия Администрации и Министерства незаконны и нарушают его права, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Судом первой инстанции принято решение, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания оспариваемого предписания недействительным суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
На основании статьи 7 Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В силу положений статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Статья 22 Закона о недрах закрепляет право недропользователя использовать предоставленный ему участок недр для любой избранной им предпринимательской деятельности, указанной в лицензии или в соглашении о разделе продукции. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (пункт 3 статьи 25.1 Закона о недрах).
Из материалов дела следует, что в 1996 году Товариществу с ограниченной ответственностью "Экология" выдана лицензия на право пользования недрами СВЕ 00452 ТЭ, в качестве приложения к вышеуказанной лицензии указано постановление Главы администрации Болоярского района Свердловской области N 172 от 29.03.1994, которым, постановлено перерегистрировать землепользование Т.О.О. "Экология" общей площадью 19.6 га / прочие угодия / по существующим границам; выдать свидетельство о праве постоянного / бессрочного / пользования.
В 2002 году ООО "Гагарский гранитный карьер" выдана лицензия на право пользования недрами СВЕ 01178 ТЕ, которая подписана руководителем Департамента природных ресурсов Уральского региона и Главой Муниципального образования Белоярский район, в качестве права на пользование земельным участком указано свидетельство о государственной регистрации права на землю 66 АВ 548414 от 08.02.2002.
В 2009 году ООО "Уралщебень" выдана лицензия на право пользования недрами СВЕ N 07223 ТЭ с целевым назначением на добычу гранитов Гагаринского месторождения в качестве строительного камня, расположенного на территории Белоярского городского округа сроком действия до 31.12.2028, участок недр расположен 3.2 км северо-западнее деревни Гагарка на территории Белоярского городского округа и расположен на земельном участке кад. N 66:06:4501052:13, в качестве права на пользование земельным участком указано свидетельство о государственной регистрации права на землю 66 АВ 548414 от 08.02.2002. В качестве приложения к указанной выше лицензии имеется справка от 16.07.2002 о согласовании границ горного отвода, также горноотводный акт, который содержит границы горного отвода.
По мнению заявителя, ООО "Гагарский гранитный карьер" является правопредшественником ООО "Уралщебень".
В последующем, в целях разработки лицензии между ООО "Уралщебень" и Администрацией Белоярского городского округа заключен договор аренды земельного участка N 490/16 от 28.09.2016 с кадастровым номером 66:06:4501052:13, находящегося по адресу Свердловская область, Белоярский район, северо-западнее 3,2 км деревни Гагарки площадью 196000 кв.м., с целевым использованием "добыча и переработка гранита".
Постановлением Главы муниципального образования "Город Заречный" N 493-П от 24.07.1998 установлены зоны санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого назначения и утверждены Правила и режим хозяйственного использования территорий в границах зон санитарной охраны (ЗСО).
Оспаривая судебный акт, заявитель настаивает на том, что при оформлении и выдаче лицензии ООО "Уралщебень" была получена и согласована вся разрешительная документация, в том числе и органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
В соответствии с п. 3, 4 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации; проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации (при наличии печати) и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке.
Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 5 Положения).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1755 "Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах" (далее - Правила) изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проектной документации от заинтересованных лиц рассматривает ее и при отсутствии оснований для возврата, указанных в пункте 10 настоящих Правил, направляет ее на согласование в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил (п. 7 Правил).
Апелляционным судом установлено, что ООО "Уралщебень" в рамках дела N А60-36895/2021 обращался к Администрации городского округа Заречный о признании недействительным решения, выраженного в отказе в согласовании проектной документации по изменению и установлению границ земель, на которых расположены леса. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2022 в удовлетворении требований отказано.
В силу ст. 16, 69 выводы, изложенные в судебном акте по делу N А60-36895/2021, имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего дела.
Полномочиями по определению функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым заинтересованное лицо не относится, поскольку является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 30 Устава городского округа Заречный).
Заявитель, разработав проектную документацию, обратился к заинтересованному лицу - Министерству.
Как указывает заявитель, необходимость в утверждении проектной документации возникла в связи изменением категории лесных участков из границ земель, на которых расположены леса, расположенные в зеленых зонах, с последующим отнесением к эксплуатационным лесам, что позволит разместить на лесном участке карьер, предусмотренный Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
Поддерживая выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, апелляционный суд исходит из следующего.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что проектная документация подлежит согласованию с органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территории которых проектируются границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах. Срок согласования проектной документации не превышает 15 рабочих дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа.
Кроме того, согласно пункту 9 Правил проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов. Срок согласования проектной документации не превышает 15 рабочих дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Проектная документация подлежит возврату в установленный срок уполномоченному органу без согласования по основаниям, указанным в пункте 10 настоящих Правил.
В силу пункту 10 Правил основаниями для возврата проектной документации являются: несоответствие состава, содержания материалов проектной документации требованиям пункта 6 настоящих Правил; выявление несоответствия сведений, содержащихся в проектной документации, сведениям о границах населенных пунктов и муниципальных образований, сведениям государственного лесного реестра; обнаружение ошибки в проектной документации (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки, допущенной при ее подготовке и повлекшей недостоверность информации, содержащейся в проектной документации).
Как следует из материалов дела, Министерство во исполнение пункта 8 Правил направило проектную документацию на согласование с органами местного самоуправления - Администрацию и Администрацию Белоярского городского округа.
По результатам рассмотрения получены согласование Администрации Белоярского городского округа от 30.03.2023 N 01-14/2151 и письма от 09.03.2023 N 108-01-34/1563 и от 18.05.2023 N 108-01-34/3331 о рассмотрении проектной документации с возражением против использования проектируемого участка в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от Администрации городского округа Заречный.
Как следует из письма Администрации от 18.05.2023 постановлением Главы муниципального образования "Город Заречный" от 24.07.1998 N 493-П "Об организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Каменского и Гагарского месторождения подземных вод" на территории городского округа Заречный установлены зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) источников питьевого назначения, правила и режимы хозяйственного использования территории в пределах границ ЗСО источников.
Вышеуказанным постановлением утверждены Правила и режим хозяйственного использования территории в границах зоны санитарной охраны месторождения подземных вод и санитарно-защитных полос.
Согласно п. 1.2 Правил в границах зон санитарной охраны III пояса запрещена разработка недр.
Испрашиваемый лесной участок, расположенный в квартале 61 (части выделов 4, 13, 14, 15, 16, 28, 31, 33 Косулинского участкового лесничества Косулинского участка) (далее - испрашиваемый участок), находится в III поясе зоны санитарной охраны Гагарского месторождения подземных вод (далее - ГМПВ).
Согласно санитарным правилам и нормам пункта 3.2.2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в границах II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников (далее - ЗСО) запрещается закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли.
По Гагарскому месторождению подземных вод санитарная характеристика состояния территорий зон санитарной охраны неблагоприятная. В пределах границ ЗСО II и III поясов водозаборных участков отмечается высокая антропогенная нагрузка в связи с интенсивным хозяйственным освоением территории II и III поясов ЗСО месторождения.
Согласно санитарной обстановке подземные воды Гагарского водозабора относятся к недостаточно защищенному источнику водоснабжения.
Границы III пояса ЗСО скважин установлены с целью защиты источника питьевого водоснабжения месторождений подземных вод и не могут быть изменены при существующих и действующих источниках питьевого водоснабжения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды), выполняют функции защиты природных и иных объектов.
Администрация ГО Заречный указывает, что изменение границ лесного участка, выполняющего защитную функцию III пояса ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Гагарского месторождения подземных вод, приведет к нарушению санитарного законодательства.
Согласно информации Межрегионального управления N 32 ФМБА России использование испрашиваемого участка с целью геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых не соответствует обязательным требованиям в области санитарно эпидемиологического благополучия.
На основании требований санаторных правил:
1) п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: "В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
2) п. 3.2.2.3. СанПиН 2.1.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения": "Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли" в границах III пояса ЗСО.
Межрегиональное управление N 32 ФМБА России категорически возражает против использования испрашиваемого участка в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и на основании п. 3.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", не согласовывает на испрашиваемом участке проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Также Администрация в письме от 09.03.2023 указывала на то, что в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1755 "Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах", в представленной проектной документации выявлены следующие несоответствия сведений: 1) отсутствует согласие арендатора ООО "Пилотех" на раздел земельного (лесного) участка; 2) в проектной документации отсутствует приложение 15; 3) недостоверная информация в текстовой части проекта о получении положительного заключения и согласования проектной документации от администрации городского округа Заречный.
Кроме того, как указывает Министерство, им также получены отказ в согласовании проектной документации от Федерального агентства лесного хозяйства.
Установив указанные обстоятельства и оценив их в совокупности, апелляционный суд, с учетом положений Правил, отсутствия согласования проектной документации Администрацией ГО Заречный, а также полученных Министерством отказов в согласовании проектной документации от Федерального агентства лесного хозяйства, по причине отсутствия согласования проектной документации с органами местного самоуправления городских округов, на территории которых проектируются границы земель, на которых расположены леса в зеленых зонах, признает правомерным, соответствующим Правилам возврат проектной документации без согласования Министерством.
Оснований для иных выводов с учетом вышеизложенного, вопреки мнению заявителя жалобы, апелляционный суд не усматривает.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 Правил, возврат проектной документации не является препятствием для ее доработки и повторного представления в уполномоченный орган и на согласование в соответствии с пунктом 9 Правил.
Кроме того коллегия суда учитывает, что исключаемый лесной участок был сформирован с целью выполнения функции защиты источника питьевого водоснабжения месторождений подземных вод и не может быть изменен при существующих и действующих источниках питьевого водоснабжения.
Ссылки заявителя жалобы на заключение "Гидрогеологическое обследование разработки Гагрского гранитного карьера" не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящем случае подлежали правовой оценке действия Министерства по возврату проектной документации в соответствии с регламентированными Правилами. Исследовав Правила в их дословном понимании, апелляционный суд приходит к выводу, что возврат проектной документации осуществлен Министерством в соответствии с установленной процедурой, на что указывает содержание его письма от 18.08.2023 "О рассмотрении проектной документации".
Незаконных действий со стороны заинтересованных лиц при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Относительно довода апелляционной жалобы о необоснованном отклонении судом ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Отклоняя ходатайство ООО "Уралщебень" о назначении по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для его удовлетворения, поскольку предложенные для постановки эксперту вопросы выходят за пределы предмета доказывания по рассматриваемым требованиям заявленных требований, при рассмотрении которых надлежит оценить законность действий органов власти на момент их совершения.
Отказ в удовлетворении данного ходатайства заявителя не свидетельствует о наличии процессуальных нарушений со стороны суда или о неполном установлении обстоятельств дела.
Нарушений, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 декабря 2023 года по делу N А60-46742/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Уралщебень" (ИНН 6672176790, ОГРН 1046604427760) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку по операции от 26.02.2024 (плательщик Симонов Олег Александрович).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46742/2023
Истец: ООО УРАЛЩЕБЕНЬ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРЕЧНЫЙ, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, ОСП ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ