г. Москва |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А41-102475/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Миллениум Вэй": Козлов Д.Е., по доверенности от 06.12.2018;
от ООО "Стовейт": Козлов Д.Е., по доверенности от 10.12.2018;
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Миллениум Вэй" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2019 года по делу N А41-102475/18, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению ООО "Миллениум Вэй", ООО "Стовейт" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Миллениум Вэй" и Общество с ограниченной ответственностью "Стовейт" обратились в Арбитражный суд Московской области к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области с заявленными требованиями:
- признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 14.11.2018 N М503-5150730074-18208198 в выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030214:0004;
- принудить Администрацию Одинцовского района к заключению договора купли-продажи земельного участка в целях реализации права преимущественного выкупа собственниками зданий, сооружений, расположенных на участке;
- обязать администрацию в договоре купли-продажи выкупную стоимость участка рассчитать по цене действовавшей на момент подачи заявления о выкупе.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2019 года по делу N А41-102475/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Миллениум Вэй" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявители направили в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Миллениум Вэй" является собственником объекта - здание производственно-складской комплекс общая площадью 2278,10 кв. м, инв. N 54-10093 лит. Б, Б1, Б3 по адресу г. Одинцово Южная промзона, ООО "Миллениум ВЭЙ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.03.2006 (л.д. 66).
ООО "Стовейт" является собственником здания - производственно-складской комплекс с встроенными офисными помещениями, назначение нежилое, общая площадью 2563,9 кв. м, инв. N 174:054-10093, лит. В, В1, адрес г. Одинцово ул. Южная д. 5 (л.д. 72).
ООО "Стовейт" является собственником здания - котельная назначение нежилое общая площадь 37,4 кв. м, инв. N 173:054-10093, лит. Д, адрес г. Одинцово ул. Южная д. 5 строение 1 (л.д. 74).
ООО "Миллениум Вэй" является арендатором земельного участка с КН 50:20:0030214:0004 площадью 1 га по адресу г. Одинцово Южная промзона, на основании договора N 1213 аренды земельного участка, заключенного между ним и арендодателем КУМИ Одинцовского района, сроком на 49 лет.
Соглашением от 11.01.2018 N 2/1 между сторонами ООО "Миллениум Вэй" и ООО "Стовейт" определен порядок пользования земельным участком, на котором расположены принадлежащие им объекты.
В целях выкупа земельного участка заявители обратились с соответствующим заявлением в Администрацию Одинцовского района.
Письмом от 14.11.2018 N М503-515-730074-18208198 им было отказано, с указанием, что согласно сведениям ЕГРН испрашиваемый земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Не согласившись с указанным отказом, общества обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что в ЕГРН имеются сведения о праве собственности Российский Федерации на спорный земельный участок.
В апелляционной жалобе общество указывает, что является арендатором спорного земельного участка с 2013 года, соответственно отказ в его предоставлении необоснован.
Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьями 17, 19 ЗК РФ предусмотрены основания нахождения земельных участков в федеральной собственности и в муниципальной собственности.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также предусмотрены основания разграничения государственной собственности на землю на федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность.
В соответствии с частями 3, 4, 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Как усматривается из выписок из ЕГРН на земельный участок с КН 50:20:0030214:4 по состоянию на 09.11.2018 и на 26.02.2019, на него зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Частью 2 ст. 3.3 предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, из изложенных норм следует, что муниципальное образование вправе распоряжаться земельными участками, находящимися у него в собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
Решением суда по делу N А41-10966/19 от 19.04.2019 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030214:0004, площадью 1.0 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Южная промзона. Между тем, данное решение на момент судебного разбирательства по рассматриваемому спору не вступило силу, соответствующие изменения в ЕГРН не внесены.
Кроме того, данный спор с учетом заявленного требования рассматривается исходя из обстоятельств, существовавших на момент обращения заявителей в Администрацию, то есть ноябрь 2018 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, т.к. Администрация не вправе была распорядиться земельным участком, на который зарегистрирована собственность Российской Федерации.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2019 года по делу N А41-102475/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-102475/2018
Истец: ООО "МИЛЛЕНИУМ ВЭЙ", ООО "МИЛЛЕНИУМ ВЭЙ" МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОДИНЦОВСКИЙ РАЙОН, ГОРОД. ОДИНЦОВО, УЛИЦА. ЮЖНАЯ, 3, ООО "СТОВЕЙТ"
Ответчик: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "Стовейт", ТУ Росимущество в Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ