г. Хабаровск |
|
29 июля 2019 г. |
А73-2153/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от товарищества собственников жилья "Депо-2": Москвитин В.В. представитель по доверенности от 21.01.2019, Иванов С.Ю. руководитель;
от комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкЖиЗ": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Депо-2"
на решение от 30.04.2019
по делу N А73-2153/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению товарищества собственников жилья "Депо-2"
к комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЭкЖиЗ"
о признании недействительными акта проверки и предписания.
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Депо-2" (ИНН 2725076233, ОГРН 1082722006982, далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края признании недействительными акта проверки от 12.10.2018 N П2018-06-0485 и предписания от 12.10.2018 N П2018-06-0485 комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - комитет).
Определением от 18.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭкЖиЗ".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.04.2019 производство по делу в части требования об оспаривании акта проверки от 12.10.2018 N П2018-06-0485 прекращено. В удовлетворении остальных заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.04.2019 по делу N А73-2153/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы товарищество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ТСЖ доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
ООО "ЭкЖиЗ", комитет (главное управление) в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
На основании распоряжения от 13.09.2018 N 2818-р комитетом регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ "Депо - 2" с целью проверки фактов, изложенных в обращениях граждан от 17.08.2018 N К-8238ж, N 3-8237ж, N М-8220ж, N К-8216ж, от 22.08.2018 N А-8385ж, от 27.08.2018 N ЭП/Г-8475ж о неправомерном осуществлении ТСЖ деятельности по управлению многоквартирным домом N 188 по ул. Тихоокеанская в г.Хабаровске (далее - МКД) с июля 2018 года, неправомерном начислении ТСЖ платы за содержание и текущий ремонт жилья в размере 34,8 руб./кв.м собственникам жилых помещений МКД с июля 2018 года.
Установлено, что между ТСЖ и управляющей организацией ООО "ЭкЖиЗ" заключен договор управления многоквартирными домами ТСЖ "Депо-2" от 26.01.2017. Согласно пункту 2.1 договора ТСЖ поручает, а общество принимает на себя обязанности по управлению, выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. Договор управления заключен на 2 года и вступил в силу 26.01.2017 (пункты 8.1, 8.2).
В комитет в соответствии с частью 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) представлен протокол от 08.07.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в форме очно-заочного голосования, в котором указано: об оставлении без изменения способа управления МКД - управление товариществом собственников жилья в лице ТСЖ "Депо-2"; об отказе от исполнения договора управления МКД от 26.01.2017, заключенного с между ТСЖ и управляющей организацией ООО "ЭкЖиЗ"; о снижении размера тарифа на плату за управление, содержание общего имущества МКД на 2018 год с 30,30 руб./кв.м до 29,0 руб./кв.м в месяц.
13.07.2018 ТСЖ уведомило ООО "ЭкЖиЗ" о том, что управление МКД будет осуществляться ТСЖ с 18.07.2018, в связи с чем потребовало передать ему техническую документацию на МКД.
Из представленных в ходе проверки платежных документов следует, что ТСЖ выставило собственникам помещений в МКД квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также коммунальных ресурсов, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (далее - коммунальных ресурсов на СОИ), за июль, август 2018 года. Суд верно отметил, что данное обстоятельство свидетельствует о том, что ТСЖ приступило к управлению МКД с 01.07.2018.
В представленных квитанциях за июль, август 2018 года размер платы за содержание и текущий ремонт составляет 34,8 руб./кв.м, тогда как на общем собрании от 08.07.2018 собственниками помещений в МКД принято решение об установлении платы за управление, содержание общего имущества в МКД на 2018 год в размере 29 руб./кв.м.
При этом в нарушение пунктов 4, 8.1 части 2 статьи 145 ЖК РФ, пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), смета доходов и расходов на содержание общего имущества в МКД на 2018 год, утвержденная общим собранием членов ТСЖ, отсутствует, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не размещена.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ре-сурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из протокола общего собрания от 08.07.2018, собственниками помещений в МКД принято решение о переходе МКД на прямые договоры между собственниками и ресурсоснабжающим организациями (РСО). Однако в материалы дела не представлены такие договоры.
В силу пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 06.05.2011 N 354, товарищество собственников жилья, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом с ресурсоснабжающей организацией.
В ходе проверки отсутствовало подтверждение о заключенных между ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку коммунальных услуг, в том числе на поставку коммунальных ресурсов на СОИ. По информации, размещенной в ГИС ЖКХ, договоры на поставку коммунальных услуг собственникам помещений в МКД заключены между ООО "ЭкЖиЗ" и ресурсоснабжающими организациями (АО "ДГК", МУП г. Хабаровска "Водоканал", филиал ПАО "ДЭК" "Хабаровскэнергосбыт").
Проверкой установлено при отсутствии договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов с ТСЖ, с собственниками, товарищество выставляло собственникам помещений в МКД в июле, августе 2018 года платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуг на приобретение коммунальных ресурсов на СОИ.
По результатам проверки выявлено нарушение ТСЖ требований статьи 46, части 4 статьи 145, частей 1, 8 статьи 156, части 1 статьи 161 ЖК РФ, подпунктов "г", "ж" пункта 4 Правил N 416, пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 33 Правил N 491, выразившееся в выставлении собственникам помещений в МКД платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также коммунальных ресурсов на СОИ в отсутствие для этого правовых оснований. Нарушения зафиксированы в акте проверки от 12.10.2018 N П2018-06-0485.
Комитетом по итогам проверки ТСЖ выдано предписание от 12.10.2018 N П2018-06-0485 об устранении выявленных нарушений обязательных требований до 16.11.2018.
О незаконности акта проверки от 12.10.2018 N П2018-06-0485 и предписанием от 12.10.2018 N П2018-06-0485, ТСЖ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края, который правомерно отказал в удовлетворении требования в отношении предписания и прекратил производство в отношении акта проверки.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Депо-2", обращаясь в суд с требованием о признании акта проверки от 12.10.2018 N П2018-06-0485 недействительным, сослалось на положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по положениям которой лицом могут быть заявлены требования об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями. Вынесение предписания на основе акта не является основанием для обжалования самого акта проверки. В рассматриваемом споре акт проверки от 12.10.2018 признаками ненормативного правового акта не обладает, поскольку не содержит властных указаний, обязательных для исполнения, а лишь констатируют выявленные в ходе проверки обстоятельства и был предназначен для дальнейшего оформления результатов проверки, а также не создает препятствий для осуществления деятельности. Суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, обосновано прекратил производство по делу в отношении акта проверки.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Статьёй 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Пунктом 7.5 договора управления предусмотрено, что собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД в одностороннем порядке вправе досрочно отказаться от исполнения договора, если общество не выполняет (нарушает) условия настоящего договора управления, что должно подтверждаться официальной перепиской и актами проверок общего имущества.
В пункте 7.6 договора управления указано о том, что не позднее чем за 1 (один) месяц до окончания действия настоящего договора правление ТСЖ письменно уведомляет общество либо о пролонгации договора управления, либо о расторжении.
Довод жалобы о том, что пункт 7.6 договора управления относится только к сроку действия договора, отклоняется. Его условие распространяется на случаи расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке по решению общего собрания собственников помещений в МКД. Каких-либо оговорок на рассматриваемую ситуацию договор не содержит.
Общество было уведомлено ТСЖ о принятом на общем собрании собственников помещений в МКД решении об одностороннем отказе от исполнения договора управления 13.07.2018. На основании условий ст.450.1 ГК РФ, п.7.6 договора от 26.01.2017 договор управления считается расторгнутым 13.08.2018, по истечении месячного срока с момента уведомления. ТСЖ выставляло собственникам помещений в МКД платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуг на приобретение коммунальных ресурсов на СОИ, с июля 2018 года в отсутствие для этого правовых оснований.
Согласно статье 198, 200 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям.
По заявлению общества от 22.10.2018, комитетом принято решение 28.10.2018 N 923 о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края и исключении сведений о МКД из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество, с 01.11.2018.
Довод жалобы о нарушении обществом срока подачи заявления об исключении МКД из реестра лицензий отклоняется, т.к. в рассматриваемом деле ТСЖ заявлен иной предметом спора в арбитражный суд первой инстанции.
На основании изложенного выше, повторно рассмотрев обстоятельства дела и представленные доказательства, апелляционный суд считает оспоренное предписание комитета соответствующим законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.04.2019 по делу N А73-2153/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета товариществу собственников жилья "Депо-2" (ИНН 2725076233, ОГРН 1082722006982) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 21.05.2019 N 298 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2153/2019
Истец: ТСЖ "ДЕПО - 2"
Ответчик: Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Третье лицо: ООО "ЭкЖиЗ"
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4874/19
29.07.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3202/19
30.04.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-2153/19
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-2153/19