г. Самара |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А65-1998/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Лихоманенко О.А., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2019 года по делу N А65-1998/2019 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению акционерного общества "Тандер", город Казань Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах Республики Татарстан, город Зеленодольск Республики Татарстан,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах Республики Татарстан (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления N 315/30 от 29 октября 2018 года о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ к штрафу в размере 30 000 рублей.
Решением суда от 28.05.2019 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.09.2018 г. административным органом было установлено, что в адрес Зеленодольского ТО поступило обращение (вх. 3479-151 от 20.08.2018 г.) о реализации табачных изделий в магазине "Магнит", расположенном вблизи учебного заведения. Факт реализации табачной продукции АО "Тандер" подтвержден кассовым чеком N 12 магазина "Магнит" по адресу: г. Зеленодольск, ул. Баки Урманче, д. 8 (кассир Анисимова), приложенного к обращению.
По фактам, изложенным в обращении, в адрес филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах направлено предписание главного государственного санитарного врача о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы: определение расстояния по прямой линии без учета искусственных преград от ближайшей точки магазина "Магнит" АО "Тандер", расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Баки Урманче д. 8, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг - МБДОУ "Прогимназия N 10 "Созвездние" ЗМР РТ", расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Салиха Сайдашева д. 11А.
По результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы N 11/1773 от 31.08.2018 г. (вх. N 3637 от 31.08.2018 г.) филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах дано экспертное заключение: расстояние по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки магазина "Магнит" АО "Тандер", расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Баки Урманче д. 8, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг - МБДОУ "Прогимназия N 10 "Созвездние" ЗМР РТ", расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Салиха Сайдашева д. 11А, составляет 28,82 м., что не соответствует требованиям Федерального закона от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
29.10.2018 г. административным органом вынесено постановление N 315/30 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ к штрафу в размере 30 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
С объективной стороны правонарушение заключается в нарушении законодательства в указанной сфере, совершаемом путем как действия, так и бездействия.
Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.
Федеральный закон от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В соответствии со ст. 3 данного Закона законодательство РФ об ограничении курения табака состоит из названного Закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 15-ФЗ от воздействия окружающего табачного дыма граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 15-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Частью 7 ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ установлен запрет на розничную торговлю табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии 100 м. от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. Такая зона, соответственно, представляет собой окружность вокруг границы территории образовательного учреждения с радиусом 100 м. от любой точки на границе территории образовательного учреждения. Следовательно, нахождение торговой точки по розничной продаже табачных изделий в пределах этой зоны является нарушением п. 2 ч. 7 ст. 19 Закона N 15-ФЗ.
Как установлено судом, по фактам, изложенным в обращении вх. N 3479-151 от 12.08.2016 г., в адрес филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах направлено предписание главного государственного санитарного врача о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы: определение расстояния по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки магазина "Магнит" АО "Тандер", расположенного по адресу г. Зеленодольск, ул. Баки Урманче, д. 8, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг - МБДОУ "Прогимназия N 10 "Созвездие" ЗМР РТ", расположенного по адресу г. Зеленодольск, ул. Салиха Сайдашева, ПА.
По результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы N 11/1773 от 31.08.2018 г. (вх. N 3637 от 31.08.2018 г.) филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах дано экспертное заключение: расстояния по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки магазина "Магнит" АО "Тандер", расположенного по адресу г. Зеленодольск, ул. Баки Урманче, д. 8, граничащей с территорией МБДОУ "Прогимназия N 10 "Созвездие" ЗМР РТ", расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Салиха Сайдашева, ПА составляет 28,82 м., что не соответствует требованиям Федерального закона от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
03.09.2018 г. в адрес заявителя было направлено уведомление о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении на 22.10.2018 г., которое согласно почтового уведомления заявитель получил 10.09.2018 г. (т. 1 л.д. 63).
22.10.2018 г. в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ без участия представителя заявителя.
22.10.2018 г. административным органом было вынесено определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении заявителя на 29.10.2018 г.
Согласно отчету об отслеживании отправлений почтой России 22.10.2018 г. определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено в адрес заявителя и 26.10.2018 г. вышеуказанное определение получено адресатом (т. 1 л.д. 68).
Кроме того, в материалах дела имеется уведомление о вручении определения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в котором имеется следующая запись "получила специалист Миронюк И.А. 26.10.2018 г.".
Постановление от 29.10.2018 г. вынесено должностным уполномоченным лицом - начальником территориального отдела Агеевой Е.К., в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Таким образом, на момент рассмотрения административного дела и вынесения оспариваемого постановления сведения об извещении общества имелись, и нарушений в данной части нет. Общество, будучи заблаговременно и надлежаще извещенным о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий, вправе было обеспечить явку своего представителя, защитника, законного представителя.
Таким образом, довод общества о ненадлежащем извещении заявителя опровергается представленными по делу документами.
Фактические обстоятельства дела, и событие правонарушения обществом не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, в материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Таким образом, суд сделал правильный вывод, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Размер административного штрафа административным органом установлен правильно, на основании ст. 40.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ с учетом всех существенных обстоятельств дела и финансового положения общества.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление N 315/30 от 29.10.2018 г. о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении был предметом проверки суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка в решении суда от 28.05.2019 г., не согласиться с которой у апелляционного суда оснований не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 22.10.2018 г. административным органом было вынесено определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении АО "Тандер" на 29.10.2018 г. Согласно отчету об отслеживании отправлений почты России 22.10.2018 г. определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено в адрес АО "Тандер", а 26.10.2018 г. вышеуказанное определение получено адресатом.
Кроме того в материалах дела имеется уведомление о вручении указанного определения, в котором имеется следующая запись "получила специалист Миронюк И.А. 26.10.2018 г."
Таким образом, о времени и месте совершения указанных процессуальных действий заявитель был извещен административным органом по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ.
Из материалов дела усматривается, что общество, получив 26.10.2018 г. определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ходатайств об отложении рассмотрения материалов административного дела, назначенного на 29.10.2018 г. 14 час., не заявляло, что позволят сделать вывод, что данное обстоятельство не препятствовало ему в участии в рассмотрении материалов дела.
При этом следует отметить, что общество в случае недостаточности времени для обеспечения явки своего представителя либо представления доказательств, имело возможность заявить соответствующее ходатайство об отложении рассмотрения материалов административного дела, однако своим правом не воспользовалось.
Учитывая изложенное, рассмотрение административным органом 29.10.2018 г. в 14 час. материалов дела об административном правонарушении расценивается судом апелляционной инстанции как не нарушающее прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, поскольку оно не лишено было права заявлять доводы о таком обстоятельстве и ходатайствовать о переносе даты составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, административным органом приняты все необходимые меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте совершения процессуальных действий по делу об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе заявитель также указывает, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии со ст. 21 Закона N 15-ФЗ государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного надзора в сфере рекламы, а также таможенного контроля.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В случае реализации указанной функции посредством проведения проверки деятельность таких органов регламентируется, в том числе, положениями Закона N 294-ФЗ.
Из материалов дела не усматривается, что в отношении общества была назначена и проводилась проверка в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ.
Осмотр магазина проведен должностным лицом административного органа в порядке проверки сообщения о нарушении прав потребителей, поступившего в административный орган, в пределах полномочий и компетенции органов Роспотребнадзора.
Поводом к возбуждению в отношении общества дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом административного органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Возбуждение в отношении общества дела об административном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении не являются результатами проверки, проводимой в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу не установлено.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2019 года по делу N А65-1998/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1998/2019
Истец: АО "Тандер", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах Республики Татарстан, г.Зеленодольск
Третье лицо: АО "Тандер"