г. Хабаровск |
|
30 июля 2019 г. |
А73-2022/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Водоканал": представитель не явился;
от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
на решение от 27.05.2019
по делу N А73-2022/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, административный орган) от 15.01.2019 N А2019-10-08-0007, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Решением суда от 27.05.2019 в удовлетворении требований общества отказано.
Суд установил факт сброса обществом, при отсутствии очистных сооружений, сточных (канализационных) вод из централизованных систем водоотведения г. Вяземский на грунт с последующим поступлением вдоль частного сектора и попаданием в реку Вторая Седьмая.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Водоканал" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, материалы направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы утверждает следующее: обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации; административный орган в постановлении о привлечении к административной ответственности юридического лица не указал при сбросе в водные объекты сточных вод, какое содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья веществ и соединений превышает норматив допустимого воздействия на водные объекты.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края поступило обращение гражданина, проживающего в г. Вяземском Вяземского муниципального района Хабаровского края, о сбросе сточных вод из систем водоотведения г. Вяземский на рельеф с последующим поступлением сточных вод в водный объект.
В период с 04.12.2018 по 21.12.2018 должностными лицами Комитета проведен рейдовый осмотр акватории р. Вторая Седьмая и территории в границах г. Вяземский Вяземского муниципального района Хабаровского края, который проводился, в том числе в районе дома N 1а по ул. Казачья, ул. Калинина, ул. Лазо, ул. Амурская и Амурского переулка в г. Вяземский, где установлен сброс сточных вод из централизованных систем водоотведения сточных вод (канализационных) вод г. Вяземский на грунт с последующим поступлением вдоль частного сектора в районе улиц Партизанская, Горького, Безымянная, Киевская, Сухая, Мичурина, Дикопольцева и попаданием в р. Вторая Седьмая; сброс осуществляется без прохождения через системы очистки сточных вод, в связи с отсутствием указанных систем очистки.
Выявленные факты отражены в акте мероприятий по контролю от 21.12.2018 N Б2018-10-0072.
26.12.2018 старшим государственным инспектором Хабаровского края в области охраны окружающей среды Щикановым С.Ю. в отношении общества в присутствии его законного представителя Дубровина О.Б. составлен протокол N А2018-10-08-0679 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, который, в том числе содержит информацию о времени и месте рассмотрения дела - 15.01.2019 в 16 часов 00 минут по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар, д. 43, каб. 726; его копия вручена генеральному директору ООО "Водоканал" Дубровину О.Б. 26.12.2018.
Постановлением Комитета от 15.01.2019 N А2019-10-08-0007 ООО "Водоканал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным выше постановлением административного органа, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 43.1 Федерального закона N 7-ФЗ при эксплуатации централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области окружающей среды.
В силу положений части 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает норматив допустимого воздействия на водные объекты, запрещен.
Как следует из материалов административного дела, согласно договора аренды муниципального имущества от 03.09.2018 N 18, эксплуатацию сетей водоотведения осуществляет ООО "Водоканал".
В ходе проведенной проверки административным органом установлено, что обществом осуществляется сброс сточных вод из централизованных систем водоотведения сточных (канализационных) вод г. Вяземский на грунт с последующим поступлением вдоль частного сектора и попаданием в реку Вторая Седьмая - такой сброс осуществляется при отсутствии очистных сооружений, то есть неочищенные сточные воды (хозяйственно- бытовые, канализационные) отводятся от г. Вяземский, сбрасываются на грунт и поступают в реку Вторая Седьмая.
Следовательно, материалами дела подтверждается факт нарушения обществом требований к охране водных объектов, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается и не опровергнуто заявителем жалобы, то обстоятельство, что общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации, не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности при осуществлении хозяйственной деятельности, что привело к совершению административного правонарушения.
Следовательно, в ходе судебного разбирательства подтверждено наличие в действиях общества вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, что является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Постановление в отношении общества вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Судом первой инстанции обоснованно отказано обществу в применении положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения, с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", поскольку, в рассматриваемом случае, правонарушение свойством исключительности не обладает, кроме того данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству об охране окружающей среды, с учетом наличия у общества реальной возможности исполнения предусмотренных обязанностей.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ также не имеется, поскольку из материалов дела не следует, что есть условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 мая 2019 года по делу N А73-2022/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2022/2019
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края