г. Тула |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А62-7012/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., при участии от истца - Нестеровой О.М. (доверенность от 08.06.2018, паспорт), от ответчика - Голактионовой И.В. (доверенность от 09.01.2019, паспорт), Курдюкова И.Ю. (доверенность от 25.01.2019, паспорт), в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сингх Елены Борисовны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2019 по делу N А62-7012/2018, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сингх Елены Борисовны (ОГРНИП 304673112000251; ИНН 673000449949) к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (ОГРН 1026701452997; ИНН 6714003858), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Гришин Олег Станиславович, Селезнев Сергей Викторович, Селезнева Светлана Юрьевна, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Смоленск" (ОГРН 1026701424133, ИНН 6731035426), о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 22.06.2018 N5336, об обязании Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области предоставить в собственность Сингх Е.Б. земельный участок под объектом капитального строительства с кадастровым номером 67:18:0040202:1729 - газопровод для газоснабжения административно-складского здания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сингх Елена Борисовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в суд к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (далее - администрация, ответчик) с заявлением о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 22.06.2018 N 5336; об обязании Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области предоставить в собственность Сингх Е.Б. земельный участок под объектом капитального строительства с кадастровым номером 67:18:0040202:1729 - газопровод для газоснабжения административно-складского здания (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда области от 24.04.2019 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой о его отмене. По мнению заявителя, судом области не учтено, что в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", на построенный и находящийся в собственности предпринимателя получено разрешение на строительство в установленном законом порядке. Газопровод является объектом капитального строительства, следовательно, необходимо применять принцип единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости. Кроме того, истец не согласен с выводом суда области о нарушении прав третьих лиц, поскольку на момент строительства газопровода дороги, к которой необходимо обеспечить проезд, не было.
Представитель истца доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение просил отменить, иск - удовлетворить.
Представители ответчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, решение просили оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.02.2017 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды помещения, по условиям которого арендатору предоставлено во временное владение и пользование нежилое отапливаемое помещение, общей площадью 3 700 кв.м., расположенное на втором этаже двухэтажного нежилого здания, площадью 10 200 кв.м., расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Болдина, 5 д. 57, кадастровый номер здания 40:26:000365:2352, для использования под торговое помещение, месторасположение которого обозначено в приложении N 1 к договору штриховыми линиями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предоставление земельных участков после 01.03.2015 осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 171-ФЗ).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату обращения в администрацию, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату обращения в администрацию, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 1, 6).
В соответствии с положениями п. 4.4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 330-ФЗ, начавшей действие с 14.08.2018) при строительстве, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы (т. 1, л. д. 47) принадлежащий истцу газопровод имеет максимальное давление 0,06 Мпа, следовательно, согласно действующему на момент обращения предпринимателя с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка законодательству, принадлежащий ему на праве собственности газопровод не требовал получения разрешения на строительство и относился к объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Доводы истца о том, что действующее на момент строительства газопровода законодательство предусматривало получение разрешение на строительство подлежат отклонению.
Согласно Закону Смоленской области от 25.12.2006 N 155-з "О градостроительной деятельности на территории Смоленской области" для строительства газопровода давлением до 0,3 Мпа требовалось получение разрешения, вместе с тем законность обжалуемого решения (действия/бездействия) проверяется на момент его принятия, т.е. соответствие его действующему на этот момент законодательству. Поскольку на момент принятия обжалуемого решения госоргана для строительства объекта истца разрешение на строительство не требовалось, суд области пришел к правомерному выводу о применении к нему норм пункта 4 части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с ч. 6, 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы газопроводов, иных трубопроводов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
По смыслу приведенных норм возведение в установленном порядке газопровода в настоящем случае позволяет получить в пользование земельный участок только на только период его строительства (реконструкции), то есть носит временный характер.
Линейные объекты сами по себе не относятся к категории зданий, сооружений, принадлежность к которым порождает исключительное право их собственников на приватизацию земельных участков. Право собственности на земельные участки под объектами трубопроводного транспорта не влечет права собственности на земельные участки под такими объектами.
ГРПШ к объектам недвижимости не относится, поскольку относится к категории технологического оборудования, предназначенного для снижения давления газа и поддержания на заданном уровне в газораспределительных сетях. Техническое обслуживание ГРПШ согласно ГОСТ Р "Системы газораспределения "Сети газораспределения природного газа" (п. 8.3.2) должно производиться не реже одного раза в шесть месяцев, текущий ремонт должен производиться по результатам мониторинга технического состояния, но не реже одного раза в три года.
Целью использования газопровода и газораспределительного шкафа является обеспечение газоснабжения принадлежащего истцу на праве собственности объекта недвижимости, т.е. данные объекты выполняют обслуживающую функцию по отношению к другому объекту, самостоятельного хозяйственного назначения, несмотря на связь с земельным участком, не имеют.
Установив, что принадлежащий предпринимателю объект "Газопровод для газоснабжения административно-складского здания по адресу: Смоленская область, Смоленский район, д. Михновка" является линейным сооружением вспомогательного характера, и предназначен для обслуживания принадлежащего истцу здания, руководствуясь статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации, суд области пришел к правомерному выводу, о том, что эксплуатация газопровода возможна без оформления прав на землю, наличие наземной части газопровода на спорном земельном участке не меняет квалификацию сооружения и не наделяет собственника исключительным правом на землепользование.
Наличие на земельном участке газопровода и отсутствие права собственности на участок под ним не препятствует эксплуатации газопровода, доказательств обратного не представлено.
Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств, оснований для которой у суда апелляционной инстанции нет.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2019 по делу N А62-7012/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7012/2018
Истец: Сингх Елена Борисовна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СМОЛЕНСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Гришин Олег Станиславович, ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СМОЛЕНСК", Селезнев Сергей Викторович, Селезнева Светлана Юрьевна
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2070/20
24.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4719/19
30.07.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4069/19
24.04.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-7012/18