город Ростов-на-Дону |
|
29 июля 2019 г. |
дело N А32-9918/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Аствацатурова В.Б. по доверенности от 22.01.2016, Чекалова С.В. по доверенности от 28.01.2019,
от заинтересованного лица - Корякиной Т.С. по доверенности от 15.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2019 А32-9918/2018 (судья Лукки А.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Чекаловой Ирины Павловны (ОГРНИП 304263223800067, ИНН 263204175417)
к Новороссийской таможне
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чекалова Ирина Павловна (далее - индивидуальный предприниматель, ИП Чекалова И.П.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган):
- о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 24 ноября 2017 года по ДТ N 10317110/050615/0011011, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 24 ноября 2017 года по ДТ N 10317110/160615/0011665, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 24 ноября 2017 года по ДТ N 10317110/240715/0014026, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 24 ноября 2017 года по ДТ N 10317110/091015/0018294, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 24 ноября 2017 года по ДТ N 10317110/221015/0019214, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконными действия по корректировке по ДТ N 10317110/050615/0011011, выразившегося в составлении 18.01.2018 формы КДТ к указанной ДТ, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконными действия по корректировке по ДТ N 10317110/160615/0011665, выразившегося в составлении 18.01.2018 формы КДТ к указанной ДТ, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконными действия по корректировке по ДТ N 10317110/240715/0014026, выразившегося в составлении 18.01.2018 формы КДТ к указанной ДТ, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконными действия по корректировке по ДТ N 10317110/091015/0018294, выразившегося в составлении 18.01.2018 формы КДТ к указанной ДТ, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконными действия по корректировке по ДТ N 10317110/221015/Q019214, выразившегося в составлении 18.01.2018 формы КДТ к указанной ДТ, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного союза;
- о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей от 22.01.2018 N 10317000/тр2018/0000064;
- о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей от 22.01.2018 N 10317000/тр2018/0000065;
- о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей от 22.01.2018 N 10317000/тр2018/0000066;
- о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей от 22.01.2018 N 10317000/тр2018/0000067.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2019 заявленные требования удовлетворены. Решения Новороссийской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 24 ноября 2017 года по ДТ N 10317110/050615/0011011, N 10317110/160615/0011665, N 10317110/240715/0014026, N 10317110/091015/0018294, N 10317110/221015/0019214 признаны незаконными, как не соответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза. Действия Новороссийской таможни по корректировке по ДТ N 10317110/050615/0011011, N 10317110/160615/0011665, N 10317110/240715/0014026, N 10317110/091015/0018294, N 10317110/221015/0019214, выразившиеся в составлении Новороссийской таможней 18.01.2018 форм КДТ к указанным ДТ, признаны незаконными как не соответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза. Требования об уплате таможенных платежей от 22.01.2018 N 10317000/тр2018/0000064, от 22.01.2018 N 10317000/тр2018/0000065, от 22.01.2018 N 10317000/тр2018/0000066, от 22.01.2018 N 10317000/тр2018/0000067, от 22.01.2018 N 10317000/тр2018/0000068 признаны незаконными. Суд обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем применения первого метода определения таможенной стоимости товаров по ДТ N 10317110/050615/0011011, ДТ N 10317110/160615/0011665, ДТ N 10317110/240715/0014026, ДТ N 10317110/091015/0018294, ДТ N 10317110/221015/0019214.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в ходе проведения камеральной таможенной проверки по вопросу достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по указанным ДТ, установлено заявление декларантом недостоверных сведений о стоимости товаров. По имеющейся у таможенного органа оперативной информации, стоимость идентичного товара "электрический духовой шкаф" различных артикулов, изготовитель "EMY EMAYE BOYA PRES SAN. TIC. LTD. STI", (Турция), поступавшего в адрес ИП Чекаловой И.П. составляет: модель 103 - $24.7; модель 104 - $27,7; модель 105 - $40,7; модель 203 - $32,00; модель 204 - $36,00; модель 303 - $34,50; модель 304 - $38,50. С учетом выводов о недостоверном заявлении сведений о таможенной стоимости, отраженных в акте камеральной таможенной проверки, таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости. При принятии решений о корректировке таможенной стоимости товаров таможенный орган исходил из сравнительного анализа документов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий и документов, представленных проверяемым лицом, а также информации, полученной с использованием сети Интернет, по результатам которого установлено расхождение сведений относительно цены рассматриваемых товаров. Судом первой инстанции не дана правовая оценка информации, содержащейся в акте камеральной таможенной проверки, а также в оспариваемых решениях о корректировке таможенной стоимости товаров, касающейся сравнительного анализа информации, содержащейся в сети Интернет на сайте www.hozmarketopt.ru со ссылкой на данные импортера проверяемого товара.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Чекалова И.П. указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители ИП Чекаловой И.П. не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Чекалова И.П. (далее - декларант) во исполнение внешнеторгового контракта от 11.03.2015 N А-001 (далее - контракт), заключенного с компанией "EFBA DAYANIKLI TUKETIM MALLARI SAN.VE DIS TIC.LTD.STI" (Турецкая Республика), ввезены из Турции на территорию Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию на условиях поставки FOB - ISTAMBUL (KUMPORT) товары: "электрические духовые шкафы в ассортименте модели NN 103, 104, 203, 204, 303... изготовитель "EMY EMAYE BOYA PRES SAN. TIC. LTD. STI" и задекларированы на Новороссийском юго-восточном таможенном посту Новороссийской таможни по ДТ NN 10317110/050615/0011011, 10317110/160615/0011665, 10317110/240715/0014026, 10317110/091015/0018294, 10317110/221015/0019214.
Таможенная стоимость товаров, задекларированных в указанных ДТ, определена декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - соглашение) по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
Новороссийским юго-восточным таможенным постом Новороссийской таможни по результатам проведенных дополнительных проверок товары, задекларированные в ДТ NN 10317110/050615/0011011, 10317110/160615/0011665, 10317110/240715/0014026, 10317110/091015/0018294, 10317110/221015/0019214, после уплаты таможенных платежей выпущены в соответствии с заявленной декларантом процедурой.
Впоследствии Новороссийской таможней в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении ИП Чекаловой И.П. по вопросу достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ NN 10317110/050615/0011011, 10317110/160615/0011665, 10317110/240715/0014026, 10317110/091015/0018294, 10317110/221015/0019214, результаты которой отражены в акте от 24.11.2017 N 10317000/210/241117/А000022/000.
На основании выводов, отраженных в акте камеральной таможенной проверки от 24.11.2017 N 10317000/210/241117/А000022/000, Новороссийской таможней приняты решения от 24.11.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ NN 10317110/050615/0011011, 10317110/160615/0011665, 10317110/240715/0014026, 10317110/091015/0018294, 10317110/221015/0019214.
Таможенная стоимость товаров определена в соответствии со статьей 10 Соглашения на основе данных о стоимости товаров, полученных в ходе камеральной таможенной проверки, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения (метод 6).
В связи с тем, что в установленном порядке корректировка таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены в ДТ NN 10317110/050615/0011011, 10317110/160615/0011665, 10317110/240715/0014026, 10317110/091015/0018294, 10317110/221015/0019214, декларантом не произведена, должностными лицами Новороссийской таможни 18.01.2018 самостоятельно заполнены формы корректировок деклараций на товары (КДТ).
В связи с поступлением в отдел таможенных платежей форм корректировки декларации на товары от 18.01.2018 в соответствии со ст. 55, 73, и 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) в адрес ИП Чекаловой И.П. направлены требования об уплате таможенных платежей от 22.01.2018 NN 10317000/Тр2018/0000064, 10317000/Тр2018/0000065, 10317000/Тр2018/0000066, 10317000/Тр2018/0000067, 10317000/Тр2018/0000068 на общую сумму (в том числе ввозная пошлина - 111956,90 руб., НДС - 221674,72 руб., пеня по ввозной пошлине - 32 681,85 руб., пеня по НДС - 64 710,05 руб., пени - 94 333,59 руб.).
Срок для исполнения обязанности по уплате дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов по требованиям установлен 26.02.2018.
В связи с неисполнением требований об уплате таможенных платежей от 22.01.2018 NN 10317000/Тр2018/0000064, 10317000/Тр2018/0000065, 10317000/Тр2018/0000066, 10317000/Тр2018/0000067, 10317000/Тр2018/0000068 в соответствии со ст. 158 Закона N 311-ФЗ принято решение о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности N 10317000/270218/3АвЗ-93/-/ПС на сумму 431 023,52 руб. (в том числе ввозная пошлина - 111 956,90 руб., НДС -221 674,72 руб., пеня - 97 391,90 руб.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно части 2 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).
Настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу (ч. 1 ст. 444 ТК ЕАЭС).
Таможенное декларирование товаров по спорным ДТ осуществлено в период до вступления в силу ТК ЕАЭС, в связи с чем применяются положения ТК ТС, действовавшего в спорный период.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии со ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения о товарах, в том числе таможенная стоимость товара (п. п. 8 п. 5 ч. 2 ст. 181 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом.
Согласно пункту 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с п. 4 ст. 65 ТК ТС, п. 3 ст. 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная позиция установлена п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС.
П. 1 ст. 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения. Аналогичная позиция установлена п. 15 ст. 38 ТК ЕАЭС.
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, согласно п. 1 ст. 4 Соглашения (с 01.01.2018 - п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС) является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения (с 01.01.2018 - ст. 40 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости", при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В соответствии со статьей 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц (пункт 1 статьи 131 ТК ТС).
Пунктом 3 статьи 131 ТК ТС установлено, что камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничения периодичности их проведения.
По правилам статьи 174 Закона N 311-ФЗ таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, которые установлены, в том числе главой 19 ТК ТС с учетом положений, установленных указанным Законом. В силу пункта 1 части 1 статьи 178 Закона N 311-ФЗ результаты таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки при проведении камеральной таможенной проверки.
Общество указывает, что декларантом при таможенном декларировании представлен полный перечень документов, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости. Расчет стоимости товаров был произведен на основании цены товара, фактически уплаченной продавцу.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно статье 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 69 ТК ТС).
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость. С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле. Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
По результатам анализа документов и сведений, представленных ИП Чекаловой И.П. при декларировании товаров по ДТ NN 10317110/050615/0011011, 10317110/160615/0011665, 10317110/240715/0014026, 10317110/091015/0018294, 10317110/221015/0019214 и по запросу таможенного органа, установлено, что заявленная таможенная стоимость рассматриваемых товаров: "электрические духовые шкафы в ассортименте... изготовитель "EMY EMAYE BOYA PRES SAN. TIC. LTD. STI" составила: модель N 103-22,00 доллара США за единицу товара, модель N 104-24,00 доллара США за единицу товара, модель N 203-24,00 доллара США за единицу товара, модель N 204-26,00 доллара США за единицу товара, модель N 303-26,00 доллара США за единицу товара.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ NN 10317110/050615/0011011, 10317110/160615/0011665, 10317110/240715/0014026, 10317110/091015/0018294, 10317110/221015/0019214, Новороссийской таможней установлено заявление декларантом недостоверных сведений о стоимости товаров.
Согласно акту камеральной таможенной проверки от 24.11.2017 N 10317000/210/241117/А000022/000 ИП Чекаловой И.П. в 2015 году заявлялась таможенная стоимость товаров: "электрические духовые шкафы" модель N 103-22 доллара США за единицу товара, модель N 104-24 доллара США за единицу товара, модель N 303-26 доллара США за единицу товара. По имеющейся у таможенного органа оперативной информации, стоимость идентичных товаров, импортируемых на таможенную территорию Таможенного союза от производителя "EMY EMAYE BOYA PRES SAN. TIC. LTD. STI", и поступивших в адрес ИП Чекаловой И.П. составляет: модель N 103-24,7 доллара США за единицу товара, модель N 104-27,7 доллара США за единицу товара, модель N 105-40,7 доллара США за единицу товара, модель N 203-32,0 доллара США за единицу товара, модель N 204-36,0 доллара США за единицу товара, модель N 303-34,50 доллара США за единицу товара, модель N 304-38, 50 доллара США за единицу товара.
С учетом выводов о недостоверном заявлении в ДТ NN 10317110/050615/0011011, 10317110/160615/0011665, 10317110/240715/0014026, 10317110/091015/0018294, 10317110/221015/0019214 сведений о таможенной стоимости товаров, отраженных в акте камеральной таможенной проверки от 24.11.2017 N 10317000/210/241117/А000022/000, Новороссийской таможней приняты решения от 24.11.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ NN 10317110/050615/0011011, 10317110/160615/0011665, 10317110/240715/0014026, 10317110/091015/0018294, 10317110/221015/0019214.
Как следует из статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза.
Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории Таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пунктах 2 и 3 статьи 2 вышеуказанного Соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения, в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Из пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" следует, что в соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
ИП Чекалова И.П. представила количественно определяемую и документально подтвержденную информацию о стоимости сделки с ввозимыми товарами, тогда как таможенный орган не опроверг достоверность указанных сведений и не доказал, что предпринимателем фактически была уплачена за ввезенный товар цена, превышающая заявленную таможенную стоимость.
Документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме. Документальным подтверждением заключения сделки является контракт N А-001 от 11.03.2015 с приложениями: N 4 от 22.05.2015, N 3 от 19.05.2015, N 6 от 01.07.2015, N 9 от 30.09.2015, N 10 от 08.10.2015 и дополнительными соглашениями: N 3 от 29.05.2015, N 4 от 11.06.2015, N 6 от 21.07.2015, N 10 от 05.10.2015, N 11 от 16.10.2015, заключенный с ЭФБА ДАЯНИКЛИ ТЮКЕТИМ МАЛЛАРИ САН BE, ДИС ТИК. ЛТД. СТИ.
2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара. Согласно п. 3.1 контракта N А-001 от 11.03.2015 общая стоимость поставляемого в соответствии с настоящим контрактом товара составляет 5 000 000 долларов США.
3) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты. Согласно разделам N 1, N 3, N 4, N 8 и N 9 контракта N А-001 от 11.03.2015 с приложениями: N 4 от 22.05.2015, N 3 от 19.05.2015, N 6 от 01.07.2015, N 9 от 30.09.2015, N 10 от 08.10.2015 и дополнительными соглашениями: N 3 от 29.05.2015, N 4 от 11.06.2015, N 6 от 21.07.2015, N 10 от 05.10.2015, N 11 от 16.10.2015, определены условия поставки каждой партии товара и оплаты за товар.
4) наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а наличие доказательств недостоверности сведений, содержащихся в представленных ИП Чекаловой И.П. документах к ДТ N 10317110/050615/0011011, ДТ N 10317110/160615/0011665, ДТ N 10317110/240715/0014026, ДТ N 10317110/091015/0018294, ДТ N 10317110/221015/0019214, таможенным органом не представлено.
Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к контракту N А-001 от 11.03.2015 и представленных ИП Чекаловой И.П. для подтверждения таможенной стоимости товара, заявленного по ДТ N 10317110/050615/0011011, ДТ N 10317110/160615/0011665, ДТ N 10317110/240715/0014026, ДТ N 10317110/091015/0018294, ДТN 10317110/221015/0019214, не выявлено.
Согласно ведомости банковского контроля, представленной ИП Чекаловой И.П. в таможенный орган, предприниматель оплатил иностранной компании денежные средства в размере 20 238,00 долларов США за товары, поставленные по ДТ N 10317110/050615/0011011, в размере 20 780,00 долларов США за товары, поставленные по ДТ N 10317110/160615/0011665, в размере 18 974,00 долларов США за товары, поставленные по ДТ N 10317110/240715/0014026, в размере 19 790,00 долларов США за товары, поставленные по ДТ N 10317110/091015/0018294, в размере 19 306,00 долларов США за товары, поставленные по ДТ N 10317110/221015/0019214 в соответствии с суммой размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N 22 вышеуказанных ДТ, и суммой, указанной в инвойсах компании, что свидетельствует о правомерности применения индивидуальным предпринимателем первого (основного) метода определения таможенной стоимости товаров.
Также в рамках рассматриваемого дела предпринимателем было направлено продавцу письмо-запрос от 10.12.2018 с просьбой предоставить документы, направленные Новороссийской таможней в материалы данного судебного N А32-9918/2018.
Продавец в своем письме от 17.12.2018 сообщил, что испрашиваемые документы в архиве продавца отсутствуют. Продавец не экспортировал товары в адрес предпринимателя, и не получал оплат от предпринимателя по следующим документам: коммерческий инвойс N 621989 от 29.05.2015, проформа-инвойс N 2070M15-RU от 19.05.2015, проформа-инвойс N 2091M15-RU от 01.07.2015, проформа-инвойс N 2129M15-RU от 30.09.2015, проформа-инвойс N 2130M15-RU от 08.10.2015, таблица на бланке с моделями товаров и ценами на них. Продавец предположил, что это предварительные варианты документов, которые могли бы быть отправлены от менеджера по ВЭД продавца к менеджеру по ВЭД покупателя при начальном предложении цены, для дальнейшего обсуждения цены между продавцом и покупателем, предварительного согласования условий поставок, количества товара. Продавец сообщил, что их компания практикует политику финансовой заинтересованности менеджеров по ВЭД с целью увеличения объема продаж. Поэтому они могут изначально устанавливать цены в большую сторону от продавца, закладывая свой % от продаж. Но в ходе торгов с покупателем менеджеры продавца могут принимать окончательные цены, которые устраивают покупателя, с учетом долговременного сотрудничества с покупателем, его финансовой надежности, продавец может зафиксировать цены на длительный период, с учетом того, что цены установлены в долларах США. Менеджер ВЭД продавца, который сотрудничал в 2015 году с менеджером ВЭД Назаренко А.А. покупателя, уволился 31.07.2016, поэтому у продавца нет возможности получить от него разъяснения по всем этим вопросам. Служебная переписка менеджера ВЭД продавца по служебной электронной почте велась с его личного ноутбука и поэтому доступа к ней у продавца нет. Продавец сообщил, что в их архиве сохранены банковские документы за весь 2015 год, которые продавец готов предоставить, и благодаря которым покупатель может удостовериться, что все расчеты за поставки были произведены согласно согласованным и подписанным документам. Подтверждение оплат по пяти импортным декларациям, которые указаны в письме покупателя, есть у продавца в кредит-нотах бухгалтерского учета:
-к ДТ N 10317110/050615/0011011- N 111892 от 26.05.2015, N б/н от 18.06.2015;
-к ДТ N 10317110/160615/0011665 - N 107721 от 21.05.2015, N б/н от 18.06.2015;
- к ДТ N 10317110/240715/0014026 - N б/н от 06.07.2015, N 855094 от 31.07.2015;
- к ДТ N 10317110/091015/0018294 - N 053931 от 05.10.2015, N 283470 от 12.10.2015;
- к ДТ N 10317110/221015/0019214 - N 283470 от 12.10.2015, N 775146 от 26.10.2015;
В данных кредит-нотах за каждый платеж списано по 10 (десять) долларов США за банковское обслуживание.
В подтверждение продавцом предоставлены банковские выписки, в которых суммы за товар полученные от покупателя полностью соответствуют фактурной стоимости. Кроме того, продавцом в адрес покупателя были направлены экспортные декларации Турецкой Республики по вышеуказанным ДТ.
ИП Чекаловой И.П. полностью подтверждена оплата продавцу денежных средств в соответствии с суммой размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N 22 указанных ДТ:
По ДТ N 10317110/050615/0011011 - оплата по приложению N 4 от 22.05.2015, дополнительному соглашению N 3 от 29.05.2015 произведена по заявлению на перевод N 5 от 26.05.2015, на сумму 6 180,00 долларов США, заявлению па перевод N 6 от 17.06.2015 на сумму 14 058,00 долларов США, итого 20 238 долларов США, что подтверждается кредит-нотами N 111892 от 26.05.2015, N б/н от 18.06.2015, экспортной декларации N 15343100ЕХ108337 от 01.06.2015 продавца;
По ДТ N 10317110/160615/0011665 - оплата по приложению N 3 от 19.05.2015, дополнительному соглашению N 4 от 11.06.2015 произведена по заявлению на перевод N 4 от 21.05.2015, на сумму 6 420,00 долларов США, заявлению на перевод N 6 от 17.06.2015, на сумму 14 360,00 долларов США, итого 20780 долларов США, что подтверждается кредит-нотами N 107721 от 21.05.2015, N б/н от 18.06.2015, экспортной декларации N 15343100ЕХ116193 от 11.06.2015 продавца;
По ДТ N 10317110/240715/0014026- оплата по приложению N 6 от 01.07.2015, дополнительному соглашению N 6 от 21.07.2015 произведена по заявлению на перевод N 8 от 06.07.2015, на сумму 5 922,60 долларов США, заявлению на перевод N 10 от 31.07.2015, на сумму 13 051,40 долларов США, итого 18 974 долларов США, что подтверждается кредит-нотами N б/н от 06.07.2015, N 855094 от 31.07.2015, экспортной декларации N 15343100ЕХ146033 от 22.07.2015 продавца;
По ДТ N 10317110/091015/0018294 - оплата по приложению N 9 от 30.09.2015, дополнительному соглашению N 10 от 05.10 2015 произведена по заявлению на перевод N 13 от 02.10.2015 на сумму 5 730,00 долларов США, заявлению на перевод N 14 от 09.10.2015 на сумму 14 060,00 долларов США, итого 19 790 долларов США, что подтверждается кредит-нотами N 053931 от 05.10.2015, N 283470 от 12.10.2015, экспортной декларации N 15343100ЕХ200100 от 06.10.2015 продавца;
По ДТ N 10317110/221015/0019214 - оплата по приложению N 10 от 08.10.2015, дополнительному соглашению N 11 от 16.10.2015 произведена по заявлению на перевод N 14 от 09.10.2015 на сумму 6 037,20 долларов США, заявлению на перевод N 15 от 23.10.2015 на сумму 13 268,80 долларов США, итого 19 306 долларов США, что подтверждается кредит-нотами N 283470 от 12.10.2015, N 775146 от 26.10.2015, экспортной декларации N 15343100ЕХ211853 от 21.10.2015 продавца.
Т.о., довод Новороссийской таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, качественно, количественно не определены, и не подтверждены документально в полном объеме, опровергаются предоставленными индивидуальным предпринимателем в таможенный орган документами.
Данных документов было достаточно для применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В данном случае таможенным органом не было установлено признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
Примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Действующим таможенным законодательством не установлена зависимость правильности определения таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ними от ценообразования на аналогичные товары на внутреннем рынке Российской Федерации. Условия контракта были фактически исполнены, оплата поставки товаров произведена. Экспортными декларациями с переводами также подтверждается вывоз товара по цене, указанной обществом.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что таможенный орган незаконно произвел корректировку таможенной стоимости товара, заявленного в ДТ N 10317110/050615/0011011, ДТ N 10317110/160615/0011665, ДТ N 10317110/240715/0014026, ДТ N 10317110/091015/0018294, ДТN 10317110/221015/0019214 и отказал в применении первого метода определения таможенной стоимости товара, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2019 по делу N А32-9918/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9918/2018
Истец: ИП ЧЕКАЛОВА ИРИНА ПАВЛОВНА, Чекалова И П
Ответчик: Новороссийская таможня