г. Чита |
|
30 июля 2019 г. |
дело N А58-2242/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2019 года по делу N А58-2242/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) об отмене постановления от 15 февраля 2019 года N 39-Ж о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Шумский А.В.),
без вызова сторон,
установил:
акционерное общество "Теплоэнергосервис" (далее - заявитель, общество или АО "Теплоэнергосервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление Госстройжилнадзора, Управление или административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 15 февраля 2019 года N 39-Ж о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Не согласившись с указанным решением, АО "Теплоэнергосервис" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, к тором выразило согласие с решением суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, акционерное общество "Теплоэнергосервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия). Основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
На основании поступивших обращений гр. Фомичевой И.Е., проживающей по адресу: г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 5, кв. 1, на низкую температуру в квартире Управлением Госстройжилнадзора проведена проверка соблюдения обществом обязательных требований жилищного законодательства, в частности должного предоставления коммунального ресурса (тепловой энергии) в жилой дом по вышеуказанному адресу.
Актом проверки от 20 декабря 2018 года N 08-01-1373-18-Ж зафиксировано:
- многоквартирный каменный дом, общей площадью 705,92 кв.м., 1967 г.п., 2-х подъездный; поставку коммунального ресурса (отопление) обеспечивает общество на основании договора; акт раздела границ эксплуатационной ответственности не предоставлен, в связи с чем граница раздела балансовой и эксплуатационной ответственности определена в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, по внешней границе стены многоквартирного дома;
- квартира N 1 расположена на 1 этаже жилого дома, 1-комнатная, угловая, жилая комната с 2-мя оконными проемами, под каждым окном установлены приборы системы отопления; на момент проведения замеров у заявителя включен обогреватель;
- согласно температурному графику сетевой воды на территории МО "Город Алдан" на отопительный зимний период 2018-2019 годов, утвержденному главой муниципального образования, температура теплоносителя напрямую зависит от температуры наружного воздуха;
- 19 декабря 2018 года в ходе проведения проверки наружная температура воздуха в г. Алдан составляла - 32 С, температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы теплоснабжения дома в подающем трубопроводе должна составлять +63,1 С, фактически в подвальном отапливаемом помещении, в месте ввода в жилой дом составила +54,7 С, снаружи (на улице) составила +54 С;
- температура воздуха в квартире N 1 составляет: жилая комната +18 С, что не соответствует норме (в угловых комнатах +20 С, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки -31 С и ниже - в угловых комнатах +22 С);
20 декабря 2018 года в ходе проведения проверки наружная температура воздуха в г. Алдан составила - 15 С, температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы теплоснабжения дома в подающем трубопроводе должна составлять +51 С, фактически в месте ввода в дом составила +48 С;
- пониженная температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы отопления явилась причиной несоответствия нормативной температуры воздуха в квартире N 1;
измерения проводились в установленном порядке, в центре помещений (точка пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м., термометром цифровым Testo905-Т1, рег.50955-12, заводской номер 41608536/308, свидетельство о поверке N 041013076, тепловизором инфракрасным Testo 875-li, рег. 51415-12, заводской номер 60690651, свидетельство о поверке N 041012720;
- при проведении проверки участвовал представитель общества Быргазова В.В., которой представлены пояснения к акту.
20 декабря 2018 года Управлением выдано предписание N 08-02-376-18 об устранении нарушений.
Уведомлением от 23 февраля 2019 года административный орган известил общество о необходимости явки 28 января 2019 года в 11 час. 00 мин. для составления и подписания протокола по факту нарушения правил предоставления коммунальных услуг (тепловая энергия) по адресу: г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 5.
28 января 2019 года заместителем руководителя отдела лицензионного и жилищного надзора Управления Госстройжилнадзора Кривачевой О.В. в присутствии представителя общества по доверенности от 09 января 2019 года Чеховой Э.Г. составлен протокол об административном правонарушении N 08-07-57- 19 по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, у представителя общества отобраны объяснения, копия протокола вручена представителю в тот же день.
В протоколе административный орган квалифицировал зафиксированные в акте факты несоответствия температур как нарушение пункта 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), части 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N190 "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Административным органом сделаны выводы о том, что общество, являясь исполнителем коммунальной услуги, осуществляющим поставку коммунальных ресурсов, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
Определением от 08 февраля 2019 года административный орган уведомил общество о рассмотрения дела об административном правонарушении 12 февраля 2019 года в 14 час. 30 мин.
12 февраля 2019 года состоялось рассмотрение материала об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ в присутствии представителя общества по доверенности Васильева А.С., по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления.
15 февраля 2019 года руководителем Управления Госстройжилнадзора Чусовской Н.Г. изготовлено в полном объеме постановление N 39-Ж, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозиция статьи 7.23 КоАП РФ состоит в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
К числу субъектов рассматриваемого административного правонарушения могут быть отнесены как управляющие компании, так и ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов.
Коммунальную услугу по отоплению к потребителям многоквартирного дома по адресу: г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 5, предоставляет общество, являющееся ресурсоснабжающей организацией. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с условиями заключенного с управляющей компанией договора от 01 сентября 2018 года N 70014 общество обязалось подавать теплоэнергоресурсы по тепловой сети с температурой сетевой воды в соответствии с температурным графиком работы теплоисточника в зависимости от температуры наружного воздуха.
Следовательно, общество, как ресурсоснабжающая организация, осуществляющая поставку коммунального ресурса, является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу положений статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором.
Частью 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении установлена, в том числе обязанность теплоснабжающей компании по обеспечению качества поставляемого теплоносителя.
Правилами N 354 установлены условия предоставления коммунальных услуг.
Так, согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 15 раздела VI "Отопление" приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение нормативной температуры воздуха:
- в жилых помещениях - не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C);
- в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункт 31 Правил N 354).
Пунктом 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
Согласно части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки от 20 декабря 2018 года, договором от 01 сентября 2018 года N 70014, протоколом об административном правонарушении от 28 января 2019 года, подтверждается, что в нарушение указанных выше норм общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными и, являясь исполнителем коммунальных услуг по поставке отопления в многоквартирный жилой дом в г. Алдане, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.5, не обеспечило нормальный уровень предоставления коммунальных услуг населению, не предоставило гражданам, проживающим в жилом доме, коммунальные услуги соответствующего качества.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Актом проверки подтверждается, что измерения проводились тепловизором инфракрасным Testo 875-1i (рег. 51415-12, заводской номер 60690651), свидетельство о поверке N 041012720 от 27 июня 2018 года (действительно до 26 июня 2019 года). Тепловизор инфракрасный Testo 875-1i (рег. 51415-12, заводской номер 60690651) соответствует ГОСТ 8-558-2009 "Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений температуры".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния заявителя по статье 7.23 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе вину в совершении правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
Размер санкции обществу назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.23 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, на момент привлечения товарищества к административной ответственности не истек.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2019 года по делу N А58-2242/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2242/2019
Истец: АО "Теплоэнергосервис"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)