город Воронеж |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А14-2425/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Кораблевой Г.Н.,
Щербатых Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.А.,
при участии:
от Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Ерихонова Л.И., представителя по доверенности N Д-18140346 от 01.10.2018, выданной сроком на один год;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Невареных Е.Д., представителя по доверенности N 139 от 21.09.2018;
от акционерного общества "Земельный залоговый фонд Воронежской области": Полякова А.И., представителя по доверенности б/н от 19.03.2019, выданной сроком на один год.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН 1097799013652 ИНН 7717151380) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2019 по делу N А14-2425/2018 (судья Гашникова О.Н.) по иску Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН 1097799013652 ИНН 7717151380) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904 ИНН 3666057069), Акционерному обществу "Земельный залоговый фонд Воронежской области" (ОГРН 1053600315230, ИНН 3666125689) о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Российские автомобильные дороги", истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО), акционерному обществу "Земельный залоговый фонд Воронежской области" (далее - АО "Земельный залоговый фонд Воронежской области") о признании недействительным договора купли-продажи от 14.12.2015 N 329/15-зсх в части продажи частей земельного участка с кадастровым номером 36:20:6000019:156 площадью 268 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером 36:20:6000019:184, площадью 203 629 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером 36:20:6000019:185, площадью 22 кв.м в координатах Х 379236.79 Y 2156600.70, Х379230.40 Y 2156600.28, Х379227.31 Y 2156593.19 в границах земельного участка с кадастровым номером 36:20:6000019:186 и о признании недействительным договора купли- продажи от 09.01.2017 N 16/17- зсх в части продажи части земельного участка с кадастровым номером 36:20:620001:3344 площадью 35043 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером 36:20:6200001:3404 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ГК "Российские автомобильные дороги" обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГК "Российские автомобильные дороги" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ДИЗО, АО "Земельный залоговый фонд Воронежской области" возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела возражениях, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что 26.10.2012 Федеральным дорожным агентством издано распоряжение N 794-р "О подготовке документации по планировке территории объекта "Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область", которым государственной компании "Российские автомобильные дороги" было поручено представить на утверждение в Росавтодор документацию по планировке территории, разработанную в соответствии с заданием на подготовку документации по планировке территории, являющимся приложением к настоящему распоряжению.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 20.08.2014 N 1552-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и конструкция автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область".
До утверждения проект планировки территории был направлен на согласование администрациям сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, в том числе главе Администрации Елизаветовского сельского поселения и главе городского поселения город Павловск (письма N 304 и б/н от 20.12.2013). После утверждения документация направлялась в адрес главы Администрации Елизаветовского сельского поселения и главы городского поселения город Павловск (письма N 702/4 и 702/3 от 05.09.2014).
Как следует из текста искового заявления, в состав земель, входящих в полосу отвода, входят земельные участки с условным номерами 147 и 172, формируемые из земельного участка с кадастровым номером 36:20:0000000:170, территориально расположенные в границах Елизаветовского сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области и в границах городского округа город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области.
Данный земельный участок ранее был предоставлен ГОБУСПОВО "Павловский сельскохозяйственный техникум" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Впоследствии на основании приказа Департамента от 06.06.2014 N 915-з (Т.2 л.д.74) указанный участок разделен на ряд самостоятельных участков, в т.ч. земельные участки с кадастровыми номерами 36:20:6000019:156 и 36:20:6200001:3344.
В собственности Воронежской области находились земельные участки с кадастровыми номерами 36:20:6000019:156 и 36:20:6200001:3344, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделаны записи регистрации от 24.07.2014 N 36-36-21/011/2014-020 и от 05.04.2016 N 36-36-001-36/001/016/2016-649/1 соответственно (свидетельства т.2 л.д.80,81).
На основании приказов Департамента N 1797 от 21.10.2015 и N 1702 от 28.10.2016 проведены аукционы по продаже земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, согласно приложениям N 1 к приказам, в т.ч. по земельным участкам с кадастровыми номерами 36:20:6000019:156 и 36:20:6200001:3344.
Извещения о проведении торгов в форме аукциона опубликованы в издании "Вести Придонья" N 78 от 27.10.2015, N 81 от 03.11.2016, размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов.
По результатам аукционов, в соответствии с протоколами рассмотрения заявок на участие в аукционах сторонами заключены договоры купли-продажи от 14.12.2015 N 329/15-зсх и купли- продажи от 09.01.2017 N 16/17-зсх, в соответствии с условиями которых ответчик 2 приобрел в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 36:20:6000019:156 и 36:20:6200001:3344.
Земельный участок с кадастровым номером 36:20:6000019:156 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 36:20:6000019:184, 36:20:6000019:185, 36:20:6000019:186. В полосе отвода автодороги М-4 "Дон" расположены участки с кадастровыми номерами 36:20:6000019:184, 36:20:6000019:185, часть площадью 22 кв.м земельного участка с кадастровым номером 36:20:6000019:186.
Согласно заключению кадастрового инженера Маненок А.В., координаты части земельного участка площадью 22кв.м - части земельного участка с кадастровым номером 36:20:6000019:186 Х 379236.79 Y 2156600.70, Х379230.40 Y 2156600.28, Х379227.31 Y 2156593.19. Земельный участок с кадастровым номером 36:20:6200001:3344 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 36:20:6200001:3404, 36:20:6200001:3405. В полосе отвода автодороги М-4 "Дон" расположен участок с кадастровым номером 36:20:6200001:3404.
Исх.N 1503 от 21.04.2017, N 1814 от 10.05.2017 истец обратился к ДИЗО с письмами, в которых сообщил о том, что документация по планировке территории для строительства автомобильной дороги утверждена в 2014 г. В настоящий момент части снятого с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 36:20:0000000:170 находятся в полосе отвода.
Исх.N 52-17-6956з от 30.05.2017 ДИЗО сообщило о правомерности распоряжения спорными земельными участками и отклонил претензии истца.
Ссылаясь на распоряжение в отсутствие соответствующих полномочий ДИЗО вошедшими в полосу отвода земельными участками при наличии их ограничения в обороте, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Из смысла названной нормы Кодекса следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ способами, а также применения иных способов защиты, предусмотренных в законе.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ).
Исходя из названных норм, а также согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лицо, заявляя требование о признании сделки недействительной, должно доказать нарушение своих прав или законных интересов и возможность восстановления этого права именно избранным способом защиты.
Как установлено судом области и следует из текста искового заявления, обращение с настоящим иском обусловлено наличием у ГК "Российские автомобильные дороги" правомочий доверительного управляющего в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон", иск предъявлен в защиту интересов Российской Федерации в сфере дорожной деятельности с целью пресечения нарушений требований закона, допущенных при заключении сторонами оспариваемых сделок.
Оспариваемые сделки, нарушающие, по мнению истца, его права, посягают на публичные интересы в сфере строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения и совершены с нарушением закона, в связи с чем являются ничтожными.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что доказательств правомерности собственной правовой позиции истец в материалы дела не представил.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) предусмотрено использование земель в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2 статьи 7).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Земельный участок не может быть предметом аукциона, если он в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения (пункт 14 части 8 статьи 39.11).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3); критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 5); проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и указанным федеральным законом (часть 1 статьи 16).
Отношения по территориальному планированию урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, состоящим из Градостроительного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ).
В целях Градостроительного кодекса РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1).
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017 N 4 (2017)).
Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено статьями 6, 7, 8 Градостроительного кодекса РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесены подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения в случаях, предусмотренных данным кодексом. В частности, Правительством Российской Федерации утверждаются схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе, внесение изменений в такие схемы, за исключением схем территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 11).
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 6).
Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения (часть 7).
Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет (часть 10).
В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть 5 статьи 10 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (часть 3).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Схема территориального планирования Российской Федерации разрабатываются в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и основываются на основных положениях стратегии социально-экономического, пространственного развития Российской Федерации, макрорегионов.
Автомобильные дороги федерального значения, включенные в перечень видов объектов федерального значения, подлежат отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, утвержденный указанным постановлением (пункт 3 перечня видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта, энергетики, высшего профессионального образования, здравоохранения, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 162-р).
Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения ранее были утверждены приказом Минрегиона России от 30.01.2012 N 19 "Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения", затем определены приказом Минэкономразвития России от 07.12.2016 N 793 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", частями 1, 3 статьи 9, статьей 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р утверждена Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (воздушного, железнодорожного, морского) и автомобильных дорог федерального значения.
В части 36 Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения" указано о строительстве и реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" протяженностью 1522,3 км, категории IA-1Б, с 2-6 полосами движения.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 20.08. 2014 N 1552-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на* платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область".
Принятие, согласование и утверждении документации по планировке территории в целях размещения автомобильной дороги федерального значения помимо Градостроительного кодекса РФ регулируется отдельно Порядком подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 06.07.2012 N 199.
Согласно пункту 36 указанного Порядка документация по планировке территории в течение семи дней со дня ее утверждения направляется подведомственными Федеральному дорожному агентству учреждениями или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, с рекомендациями по ее опубликованию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования).
Документация по планировке территории была направлены в органы местного самоуправления муниципальных образований, на чьих территориях планируется размещение объектов федерального значения.
В соответствии с частями 14, 15, 16 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Из материалов дела не следует, что администрация опубликовала утвержденную часть документации по планировке территорий на своем официальном сайте в сети "Интернет". Следовательно, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" порядок опубликования Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р не может быть признан соблюденным.
В схемах территориального планирования Воронежской области и Павловского муниципального района не содержит упоминания о спорном объекте, его основных характеристик и местоположении. Генеральный план застройки соответствующих населенных пунктов не содержал сведений о прохождении автодороги по спорным земельным участкам.
В силу приведенных норм права, протокол рабочей встречи от 06.05.2015 к документам территориального планирования отнесен быть не может, в связи с чем доводы ГК "Российские автомобильные дороги" об осведомленности ДИЗО о месте запланированного к строительству линейного объекта автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке км 633 - км 715 являются несостоятельными.
Как следует из сообщения Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области N 45-10/407 от 20.03.2018 (Т.2 л.д.13), земельный участок 36:20:6200001:3344, в соответствии с генеральным планом поселения, расположен в границах населенного пункта - городского поселения город Павловск Павловского муниципального района на территории резерва развития города.
На схемах территориального планирования Воронежской области и Павловского муниципального района прохождение автомобильной дороги нанесено по данным, предоставленным Росавтодором в 2013, и не пересекает рассматриваемый земельный участок.
В материалах генерального плана городского поселения город Павловск, утвержденного решением Совета народных депутатов от 28.12.2009 N 229, автодорога федерального значения (обход Павловска) нанесена схематично, в соответствии с проектом, предоставленным заказчиком разработки генерального плана - администрацией поселения. Строящаяся автомобильная дорога проходит юго-восточнее рассматриваемого участка, не пересекая его.
Земельный участок с кадастровым номером 36:20:6000019:156 расположен на территории Елизаветовского сельского поселения Павловского муниципального района в соответствии с генпланом, утвержденным решением Совета народных депутатов от 27.12.2011 N 096 (в ред. от 27.01.2017 N 108, от 08.11.2017 N 162), расположен на территории, планируемой для развития производственной базы. На схемах территориального планирования Воронежской области и Павловского муниципального района данный земельный участок не пересекается со строящейся автодорогой.
Как следует из сообщения Администрации Елизаветовского сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области исх.N 39 от 22.03.2018, внесение изменений в Генеральный план Елизаветовского сельского поселения на карте генерального плана в части прохождения строительства с последующей эксплуатацией автодороги М-4 "Дон" утверждены решением Совета народных депутатов Елизаветовского сельского поселения от 08.11.2017 N 162.
Таким образом, на момент формирования и предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 36:20:6000019:156 и 36:20:6200001:3344 автодорога М-4, согласно вышеизложенного, а также выкопировке карты Генерального плана городского поселения г.Павловск и Елизаветовского сельского поселения Павловского муниципального района не пересекала вышеуказанные земельные участки.
При изложенных обстоятельствах правовая позиция заявителя жалобы со ссылкой на часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ о доказанности факта отнесения спорных земельных участков к землям, ограниченным в обороте, с момента утверждения документации по планировке территории автомобильной дороги М-4 "Дон", что является препятствием к приватизации земельных участков, признается апелляционной коллегией необоснованной. Материалы дела не свидетельствуют об осведомленности ответчиков об особенностях правового режима земельных участков, выставленных на торги и возможности предварительно определить место запланированного к строительству линейного объекта.
Следовательно, распоряжение земельными участками осуществлено ДИЗО в соответствии с предоставленными полномочиями, правовых оснований для признания договоров купли-продажи от 14.12.2015 N 329/15-зсх и от 09.01.2017 N 16/17-зсх недействительными судебная коллегия не усматривает.
В силу пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении искового заявления.
Процедура строительства линейного объекта федерального значения не является идентичной процедуре формирования полосы отвода автомобильной дороги, в связи с чем, ссылки заявителя жалобы на положения статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ, в соответствии с которой границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, не может быть признана состоятельной. В спорных правоотношениях данная норма не подлежит применению.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истцом не представлено в материалы дела бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2019 по делу N А14-2425/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной компании "Российские автомобильные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2425/2018
Истец: "Российский автомобильные дороги"
Ответчик: АО "Земельный залоговый фонд ВО", ДИЗО ВО