город Томск |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А45-37059/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (N 07ап-4082/19), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.03.2019 по делу N А45-37059/2018 по иску федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", г. Новосибирск (ИНН 5405201071) к 1) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5407063282), 2) Федеральному агентству лесного хозяйства, г. Москва (ИНН 7705598840), 3) Департаменту Федерального агентства лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск (ИНН 5406388224) о признании недействительными и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении части границ земельного участка с кадастровым номером 54:27:030401:126 (единое землепользование), являющегося смежным с земельным участком с кадастровым номером 54:27:000000:1; установлении границы между земельными участками с кадастровыми номерами 54:27:030401:126 и 54:27:000000:1, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5406299278), 2) Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5406558540),
3) кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью земельно-кадастровая компания "Геостарт" Виноградова Дарья Андреевна, г. Новосибирск,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ответчик, Управление) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении части границ земельного участка с кадастровым номером 54:27:030401:126 (единое землепользование), являющегося смежным с земельным участком с кадастровым номером 54:27:000000:1; установлении границы между земельными участками с кадастровыми номерами 54:27:030401:126 и 54:27:000000:1.
Определением от 09.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - третье лицо, Управление Росреестра по Новосибирской области).
Определением суда от 15.11.2018 по ходатайству истца в качестве соответчиков по делу привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства и Департамент Федерального агентства лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
Определением суда от 19.12.2018 по ходатайству истца дела N А45-37057/2018, А45-37058/2018, А45-37059/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А45-37059/2018.
С учетом заявленных уточнений истец просил признать недействительными сведения ЕГРН о местоположении части границ земельного участка с кадастровым номером 54:27:030401:126 (единое землепользование), являющегося смежным с земельным участком с кадастровым номером 54:27:000000:1 и исключить указанные сведения из ЕГРН; установить местоположение смежной границы между земельным участком с кадастровым номером 54:27:030401:126 и земельным участком с кадастровым номером 54:27:000000:1 в точках:
54:27:030401:126 | ||
N точки |
X |
Y |
54:27:030401:674 | ||
1 |
513934,21 |
2214830,15 |
2 |
513961,38 |
2214967,23 |
3 |
513986,50 |
2215092,92 |
4 |
514012,55 |
2215232,32 |
5 |
514031,29 |
2215337,95 |
6 |
514047,00 |
2215430,95 |
7 |
514048,90 |
2215439,07 |
8 |
514051,77 |
2215455,74 |
9 |
514058,62 |
2215501,33 |
10 |
514069,76 |
2215575,49 |
11 |
514072,11 |
2215596,12 |
12 |
514084,38 |
2215602,85 |
13 |
514085,53 |
2215609,60 |
14 |
514076,05 |
2215622,58 |
15 |
514077,17 |
2215630,58 |
54:27:030401:675 | ||
16 |
514111,77 |
2215882,76 |
17 |
514113,88 |
2215885,32 |
18 |
514119,01 |
2215889,51 |
19 |
514126,41 |
2215891,65 |
20 |
514129,47 |
2215917,86 |
21 |
514121,17 |
2215922,45 |
22 |
514119,52 |
2215923,86 |
23 |
514117,43 |
2215928,92 |
24 |
514116,70 |
2215932,37 |
25 |
514116,27 |
2215939,40 |
26 |
514122,22 |
2216003,07 |
27 |
514125,98 |
2216053,52 |
28 |
514126,69 |
2216068,86 |
29 |
514127,59 |
2216109,50 |
30 |
514129,88 |
2216133,29 |
31 |
514136,61 |
2216210,04 |
32 |
514142,93 |
2216279,14 |
33 |
514150,02 |
2216295,83 |
34 |
514151,89 |
2216311,94 |
35 |
514148,21 |
2216327,65 |
36 |
514155,15 |
2216407,02 |
37 |
514168,06 |
2216559,72 |
38 |
514171,91 |
2216602,22 |
39 |
514179,42 |
2216686,87 |
40 |
514192,43 |
2216842,41 |
41 |
514206,18 |
2217005,86 |
42 |
514213,46 |
2217093,79 |
43 |
514218,88 |
2217163,73 |
54:27:030401:673 | ||
44 |
514186,27 |
2217178,42 |
45 |
514178,33 |
2217088,74 |
46 |
514169,63 |
2216981,25 |
47 |
514156,28 |
2216829,90 |
48 |
514145,64 |
2216702,30 |
49 |
514140,58 |
2216638,38 |
50 |
514127,71 |
2216487,02 |
51 |
514124,77 |
2216467,56 |
52 |
514118,09 |
2216415,70 |
53 |
514116,27 |
2216388,06 |
54 |
514114,93 |
2216380,18 |
55 |
514113,08 |
2216363,75 |
56 |
514110,38 |
2216331,25 |
57 |
514108,59 |
2216305,92 |
58 |
514107,59 |
2216277,97 |
59 |
514102,81 |
2216237,05 |
60 |
514102,08 |
2216220,57 |
61 |
514101,42 |
2216217,00 |
62 |
514099,05 |
2216215,02 |
63 |
514092,37 |
2216211,69 |
64 |
514091,91 |
2216205,00 |
65 |
514096,61 |
2216200,38 |
66 |
514098,29 |
2216196,33 |
67 |
514098,31 |
2216185,73 |
68 |
514098,79 |
2216178,29 |
69 |
514095,81 |
2216150,81 |
70 |
514090,13 |
2216102,71 |
71 |
514084,56 |
2216054,27 |
72 |
514082,97 |
2216034,57 |
73 |
514077,71 |
2215986,29 |
74 |
514075,15 |
2215962,09 |
75 |
514073,61 |
2215941,77 |
76 |
514071,14 |
2215933,88 |
77 |
514067,29 |
2215929,36 |
78 |
514063,09 |
2215927,36 |
79 |
514057,06 |
2215926,03 |
80 |
514045,15 |
2215926,33 |
81 |
514024,82 |
2215927,23 |
82 |
514016,97 |
2215926,28 |
83 |
514017,97 |
2215935,65 |
84 |
514043,20 |
2215932,72 |
85 |
514047,61 |
2215977,65 |
86 |
514009,13 |
2215982,06 |
87 |
513999,95 |
2215902,11 |
88 |
514022,28 |
2215900,76 |
89 |
514042,78 |
2215898,34 |
90 |
514056,43 |
2215895,17 |
91 |
514061,43 |
2215892,55 |
92 |
514065,50 |
2215888,42 |
93 |
514068,15 |
2215880,47 |
94 |
514066,86 |
2215870,18 |
95 |
514064,06 |
2215842,27 |
96 |
514061,65 |
2215809,88 |
97 |
514051,18 |
2215723,42 |
98 |
514049,67 |
2215698,62 |
99 |
514041,86 |
2215635,68 |
100 |
514005,29 |
2215392,12 |
101 |
513981,86 |
2215260,47 |
102 |
513975,10 |
2215222,41 |
103 |
513957,59 |
2215128,57 |
104 |
513941,65 |
2215044,34 |
105 |
513909,32 |
2214881,36 |
Решением суда от 18.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Федеральное агентство лесного хозяйства в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, на нарушение норм материального, процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, ответчик указывает, что исправление реестровой ошибки приведет к уменьшению площади земель, находящихся в федеральной собственности, и принятие судебного акта по указанному делу может негативно отразится на правах и законных интересах ГУП "Чановский лесхоз".
Истец в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, в отзыве, представленном в суд в соответствии со статей 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы поддержало.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, отзывы, в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 54:27:000000:1, расположенного по адресу: Новосибирская обл., р-н Чановский, Федеральная автомобильная дорога М-51 "Байкал" в пределах Чан, с видом разрешенного использования: под федеральной автомобильной дорогой М-51 "Байкал", что подтверждается выпиской и Единого государственного реестра недвижимости от 15.06.2017 N 99/2017/20358171.
Данный участок находится в федеральной собственности и передан истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением главы территориальной администрации Чановского района Новосибирской области от 21.10.2002 N 258, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2002 54-АБ 201446.
Распоряжением Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 06.05.2003 N 960-р указанный земельный участок включен в реестр федерального имущества. На земельном участке истца расположена федеральная трасса.
Подрядной организацией ООО ЗКК "Геостарт" были выполнены кадастровые работы по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки, расположенные под полосой отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
В ходе выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Виноградовой Д.А. было выявлено наложение границ участка с кадастровым номером 54:27:000000:1 на границы земельного участка с кадастровым номером 54:27:030401:126, что отражено в соответствующем заключении от 10.01.2019. Данное несоответствие выражается общим смещением учтенных границ по отношению к фактическим в указанных выше характерных точках.
09.06.2018 истцом направлено ответчику территориальному управлению Росимущества в Новосибирской области письмо N 1509 с целью проведения процедуры согласования исправления реестровых ошибок в определении границ указанных земельных участков.
Ответчиком был дан ответ (письмом N НК-4792/05 от 03.07.2018), в котором ответчик ссылается на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 29.05.2018 N 4397-5/37 и сообщает, что изменились нормативы полос отвода автомобильных дорог, а также были обустроены дополнительные конструктивные элементы (дорожное полотно, обочина), реестровая ошибка в отношении границ указанных земельных участков отсутствует. Кроме того, в письме ответчик обратил внимание истца на пп. 5 п. 3 статьи 11.3 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В связи с изложенными обстоятельствами, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 ГК РФ и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 14 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.
Таким образом, указанные нормы права не ограничивают субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
В соответствии с п. 5.20 (3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Поскольку Федеральное агентство лесного хозяйства в лице соответствующего территориального органа наделено полномочиями на представление интересов собственника участка лесного фонда (Российской Федерации), учитывая, что на момент обращения истца с иском в суд в соответствии с пунктом 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, именно данный орган имел право обращаться в суды с исками и заявлениями от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов, в связи с чем истец обоснованно предъявлял требования к данному органу.
Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 N 204 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, в соответствии с которым территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Сибирского федерального округа, является Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. Передача Российской Федерацией отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе по предоставлению в границах лесного фонда лесных участков в пользование, аренду, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и др., соответствующему органу государственной власти субъекта РФ не свидетельствует о том, что данному органу переданы все остальные функции и права собственника.
Таким образом, указанный орган также является надлежащим ответчиком по делу.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Абзацем 2 пункта 45, пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету с 01.01.2017 регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Границы относятся к основным характеристикам земельного участка (пункт 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 3 указанной статьи воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Целью исправления кадастровой (реестровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Из анализа приведенных норм следует, что разрешение требований об исправлении реестровой ошибки является, по сути, установление ошибочности сведений, содержащихся в документе, на основании которого ошибочные сведения внесены ЕГРН.
В соответствии с частями 8, 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части; при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 3 указанной статьи Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно части 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), содержащейся в пунктах 52, 53, 56, требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по такому иску является ответчиком. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
При этом резолютивная часть решения по делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости: площадь и описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на межевой план как неотъемлемую часть решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11).
Таким образом, целью исправления кадастровой (реестровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
В пункте 1 и 15 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" даны понятия автомобильной дороги и полосы отвода автомобильной дороги: - автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; - полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Как определено частью 1 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах, границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. Часть 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: 1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; 2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса; 3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков; 4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог; 5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения; 6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности. Согласно части 4 статьи 25 Закон об автомобильных дорогах земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Полоса отвода в зависимости от характера категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса". В соответствии с пунктом 4 указанного постановления, для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 - 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.
Согласно Нормам отвода земель для автомобильных дорог (утв. постановлением Госстроя СССР от 19.12.1974 N 248) ширина полос земель, установленная в табл. 1 - 14, предназначена для размещения: земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок; двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 м в условиях равнинной местности и до 2 м в условиях пересеченной местности, либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей, при поперечном уклоне местности 1:10 и более; забанкетных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки, при поперечном уклоне местности 1:10 и более; предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета).
Как ранее изложено, в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. Поскольку истцом при обращении в суд фактически заявлены требования об исправлении реестровой ошибки, что предполагает изменение местоположения границ спорного земельного участка (приведение координат поворотных точек в соответствие с действительным расположением объекта), следовательно, суд, разрешая спор по существу, обязан указать новые координаты земельного участка с учетом произведенных изменений. В противном случае создается неопределенность в индивидуальных характеристиках спорного земельного участка, так как часть координат, описывающих местоположение участка, по решению суда останется в реестре недвижимости, а часть координат будет исключена.
Как следует из материалов дела, полоса отвода была запроектирована в соответствии с нормами отвода земель для автомобильных дорог СН-467-74 от 19.12.1974, а именно 1 метр от конструктива дороги, предназначена только для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений или объектов дорожного сервиса, следовательно, размещение в полосе отвода сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта препятствует обслуживанию конструктивных элементов автомобильной дороги, что приводит к нарушению безопасности дорожного движения.
Земельный участок истца с кадастровым номером 54:27:000000:1 был поставлен на кадастровый учет в 2002 году (уже после завершения строительства автодороги) на основании постановления территориальной администрации Чановского района Новосибирской области от 21.10.2002 N 258, земельный участок с кадастровым номером 54:27:030401:126 - в 2007 году, при этом при определении смежной границы с земельным участком с кадастровым номером 54:27:000000:1 координаты указанной смежной границы полностью совпали с теми координатами, которые уже имелись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из представленных доказательств следует, что по состоянию на 2002 год спорная автомобильная дорога уже существовала, использовалась по назначению, под ней был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 54:27:000000:1. Доказательств того, что после 2002 года производилась какая-либо реконструкция автодороги, ее расширение и т.п., в материалах дела отсутствуют, при этом с учетом определенных границ данного земельного участка очевидно, что они не совпадают с фактическими границами автомобильной дороги и частично пересекают участок лесного фонда.
С учетом изложенного коллегия соглашается, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 54:27:000000:1 была допущена ошибка в определении местоположения границ земельного участка под автодорогой, что и привело к пересечению границ данного участка с границами земель лесного фонда. В дальнейшем указанная ошибка была воспроизведена при постановке на кадастровый учет участка с кадастровым номером 54:27:030401:126 (поскольку координаты смежной границы двух указанных земельных участков полностью совпали).
Указанные обстоятельства в апелляционной жалобе по существу не оспариваются ответчиком.
Доводы о том, что исправление кадастровой ошибки приведет к уменьшению площади земель находящихся в федеральной собственности и принятие судебного акта по указанному делу может негативно отразится на правах и законных интересах ГУП "Чановский лесхоз", подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о каких либо ограничениях или обременениях земельного участка ответчика.
В данном случае установив, что в материалы дела представлены доказательства того, что фактически сложившиеся границы земельного участка не соответствуют границам по сведениям из ЕГРН, апелляционный суд приходит к выводу о том, что совокупность представленных в материалы дела доказательств позволяет суду прийти к выводу о воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости реестровой ошибки, в связи с указанием неверных координат земельного участка, которая подлежит устранению.
Допущенные при выполнении работ по межеванию земельного участка кадастровые ошибки нарушают право истца на использование принадлежащего ему земельного участка в полном объеме, поскольку размещение в полосе отвода сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта препятствуют обслуживанию конструктивных элементов автомобильной дороги, что приводит к нарушению безопасности дорожного движения.
Таким образом, удовлетворив заявленные учреждением требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.03.2019 по делу N А45-37059/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-37059/2018
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Департамент Лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному Округу, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное Агенство лесного хозяйства
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии НСО, ООО Кадастровый инженер земельно кадастровая компания "Геостарт" Виноградова Дарья Андреевна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области