г. Самара |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А65-30051/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гилевским А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 мая 2019 года по делу N А65-30051/2018, принятое судьей Бредихиной Н.Ю., по заявлению Департамента лесного хозяйство по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1075262003992, ИНН 5262209369), г.Нижний Новгород, к акционерному обществу "Транснефть-Прикамье" (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340), г.Казань, к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральный службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан, Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства Республики Татанстан, АО "РКЦ "Земля", Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", о признании реестровой ошибки, о признании недействительными результатов межевания, об обязании устранить реестровую ошибку,
с участием в судебном заседании:
от акционерного общества "Транснефть-Прикамье" - представителя Валеева Д.М. (доверенность от 29.12.2018),
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением, с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Транснефть-Прикамье" (далее - АО "Транснефть-Прикамье") в котором просит:
1. устранить реестровую ошибку, допущенную при проведении кадастровых работ, в сведениях о координатах местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:11 имеющего область пересечения с земельным участком с кадастровым номером 16:20:152301:2 относящимся к землям лесного фонда площадью 172 кв.м., установленного, согласно заключения N 11 Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", каталога координат поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка иной категории: 1 (X = 464331.20 Y = 1269631.81), 2 (X = 464339.53 Y =1269636.85), 3 (X = 464345.67 Y = 1269641.99), 4 (X = 464361.89 Y =1269655.08 ), 5 (X =464373.19 Y = 1269664.83), 6 (X =464373.80 Y = 1269665.36), 7 (X =464373.25 Y = 1269664.44), 8 (X =464369.74 Y = 1269658.58), 9 (X =464358.32 Y = 1269646.21), 10 (X =464349.48 Y = 1269640.29), 11 (X =464333.02 Y = 1269629.27), 1 (X =464331.20 Y = 1269631.81).
2. признать недействительными результаты межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:11 подготовленные в 2004 г. ОАО РКЦ "Земля".
3. указать, что решение суда является основанием для Управления Росреестра по Республике Татарстан для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:11.
4. обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан устранить реестровую ошибку путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:20:152301:11, имеющего область пересечения с землями лесного фонда, площадью 172 кв.м, имеющую следующий каталоги координат поворотных точек: 1 (X = 464331.20 Y = 1269631.81), 2 (X = 464339.53 Y =1269636.85), 3 (X = 464345.67 Y = 1269641.99), 4 (X = 464361.89 Y =1269655.08 ), 5 (X =464373.19 Y = 1269664.83), 6 (X =464373.80 Y =1269665.36), 7 (X =464373.25 Y = 1269664.44), 8 (X =464369.74 Y = 1269658.58), 9 (X =464358.32 Y = 1269646.21), 10 (X =464349.48 Y = 1269640.29), 11 (X =464333.02 Y = 1269629.27), 1 (X =464331.20 Y = 1269631.81).
5. устранить реестровую ошибку, допущенную при проведении кадастровых работ, в сведениях о координатах местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:12 имеющего область пересечения с земельным участком 16:20:152301:2 относящимся к землям лесного фонда площадью 1199 кв.м, установленного, согласно заключения N 12 Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", каталога координат поворотных точке границ пересекаемой части земельного участка иной категории: 1 (X = 464457.10 Y =1269481.18), 2 (X = 464459.15 Y =1269482.25), 3 (X = 464459.73 Y =1269480.76), 4 (X = 464461.76 Y =1269481.63), 5 (X =464463.54 Y =1269478.01), 6 (X =464461.37 Y =1269477.02), 7 (X =464476.21 Y =1269442.52), 8 (X = 464451.06 Y =1269431.38), 9 (X = 464433.41 Y =1269468.75), 10 (X = 464452.73 Y =1269478.88), 11 (X = 464453.12 Y =1269477.96), 12 (X = 464457.48 Y =1269480.25), 1 (X = 464457.10 Y =1269481.18).
6. признать недействительными результаты межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:20:1523016:12 подготовленные в 2004 году ОАО РКЦ "Земля".
7. указать, что решение суда является основанием для Управления Росреестра по Республике Татарстан для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:11.
8. обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан устранить реестровую ошибку путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:20:152301:12, имеющего область пересечения с землями лесного фонда, площадью 1199 кв.м., имеющую следующий каталог координат поворотных точек: 1 (X = 464457.10 Y =1269481.18), 2 (X = 464459.15 Y =1269482.25), 3 (X = 464459.73 Y =1269480.76), 4 (X = 464461.76 Y =1269481.63), 5 (X =464463.54 Y =1269478.01), 6 (X =464461.37 Y =1269477.02), 7 (X =464476.21 Y =1269442.52), 8 (X = 464451.06 Y =1269431.38), 9 (X = 464433.41 Y =1269468.75), 10 (X = 464452.73 Y =1269478.88), 11 (X = 464453.12 Y =1269477.96), 12 (X = 464457.48 Y =1269480.25), 1 (X = 464457.10 Y =1269481.18).
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата", Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, АО "РКЦ "Земля", Министерство лесного хозяйства РТ, ФГБУ "Рослесинфорг".
К участию в деле по заявлению Департамента в качестве соответчика в порядке ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был привлечен Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района как собственник земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований о признании наличия реестровой ошибки, признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках.
Заявитель жалобы считает, данное решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значения для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также в связи с нарушением и неправильном применением норм материального и процессуального права. Подробно доводы Департамента изложены в апелляционной жалобе.
АО "Транснефть-Прикамье" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Представитель АО "Транснефть-Прикамье" в судебном заседании возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, иск мотивирован следующим.
В рамках деятельности межведомственной рабочей группы, созданной в целях решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра, выявлены реестровые ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:2.
Границы указанного земельного участка с уточненной площадью пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 16:20:152301:11, 16:20:152301:12.
Согласно сведениям из ЕГРН земельные участки имеют следующие характеристики: кадастровый номер 16:20:152301:2, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: предварительное согласование места размещения опто-волоконной линии передачи Мешиха-Альметьевск, площадь 6543 кв.м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - магазин с. Бритвино. Участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: РТ, Зеленодольский муниципальный район, субъект права - Российская Федерация, государственная регистрация права N 16:20:152301:2-16/016/2018-1 от 22.08.2018; кадастровый номер 16:20:1523016:11, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: котлован для сбора нефти амбар у р. Свияга, площадь 172 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с.Бритвино. Участок находится примерно в 3 км. От ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес: ориентира: Зеленодольский муниципальный район, данные о правообладателе отсутствуют, государственная регистрация ограничения прав и обременение объекта недвижимости N 16-16-28/077/2008-013 от 22.07.2008; лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта: ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы", ИНН 1645000340, основание государственной регистрации: Договор аренды земельного участка от 27.03.2008 г. N 04-04-476, дата регистрации 22.07.2008 г. N 16-16-28/077/2008-013, срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта: с 22.07.2008 по 06.06.2058; кадастровый номер: 16:20:152301:12, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: обслуживание нефтепровода КППСОД и задвижка N 254 у р. Свияга, площадь 1199 кв.м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с.Бритвино. Участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Зеленодольский муниципальный район, данные о правообладателе отсутствуют; государственная регистрация ограничения прав и обременение объекта недвижимости: N 16-16-28/077/2008-013 от 22.07.2008, лицо в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта: открытое акционерное общество "Северо-Западные магистральные нефтепроводы", ИНН 1645000340, основание государственной регистрации: договор аренды земельного участка от 27.03.2008 г. N 04-04-476, дата регистрации 22.07.2008, N 16-16-28/077/2008-013, срок на который установлено ограничение прав и обременение объекта с 22.07.2008. по 06.06.2058.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:11 и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и расположен на землях лесного фонда, входящих в состав Свияжского участкового лесничества Приволжского лесничества Республики Татарстан.
Площадь наложения составила 172 кв.м.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:12 и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и расположен на землях лесного фонда, входящих в состав Свияжского участкового лесничества Приволжского лесничества Республики Татарстан.
Площадь наложения составила 1 199 кв.м.
Уполномоченным органом решений о смене категории части земельного участка лесного фонда не принималось.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг".
Из заключения Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 11 следует, что в результате сопоставления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:11, установленных по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда, установлено, что данный земельный участок расположен на землях лесного фонда, входящих в состав Свияжского участкового лесничества ( квартал 71, выдела 39, 43, 59) Приволжского лесничества Республики Татарстан.
Из заключения Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 12 следует, что в результате сопоставления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:12, установленных по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда, установлено, что данный земельный участок расположен на землях лесного фонда, входящих в состав Свияжского участкового лесничества ( квартал 71, выдела 29, 34, 54) Приволжского лесничества Республики Татарстан.
Истец полагает, что в сведениях ЕГРН о координатах местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 16:20:152301:11, 16:20:152301:12 допущена реестровая ошибка, связанная с неверным определением координат характерных точек границ данных земельных участков, что стало причиной пересечения границ указанных земельных участков с границами земель лесного фонда, входящими в состав Свияжского участкового лесничества Приволжского лесничества РТ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права является субъективным правом истца, который должен соответствовать характеру нарушения права и достигать цели его восстановления (пункт 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017).
В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 14 указанной статьи права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания в законе.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Таким образом, истец, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца, должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), которые направлены в том числе на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений; при этом выбор способа защиты, реализуемый субъектом права, предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения (Определения от 23 сентября 2010 года N 1179-О-О, от 20 февраля 2014 года N 361-О, от 27 октября 2015 года N 2412-О, от 28 января 2016 года N 140-О, от 7 июля 2016 года N 1421-О, от 21 сентября 2017 года N 1791-О, N 1792-О и от 19 декабря 2017 года N 2942-О).
Согласно статье 61 Федерального закона N 218-ФЗ, действующего с 01.01.2017, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (пункт 2 части 1). Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4). Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, а также суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5).
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях. Ответчиком по делу об исправлении кадастровой ошибки является орган, осуществляющий кадастровый учет, поскольку в результате разрешения спора об устранении кадастровой ошибки обязанность по ее исправлению может быть возложена только на орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр. Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2015 N 4-КГ15-38.
Земельный участок в понимании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Из разъяснений, содержащихся в п.п. 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке. Суд вправе сделать вывод о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Абзацем 3 пункта 2 Постановления Пленума N 10/22 "О установлено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Фактически исправление кадастровой (реестровой) ошибки представляет собой замену одних сведений в ГКН на другие (значение координат характерных (поворотных) точек, вид разрешенного использования, адрес расположения объекта).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 10 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции закона N 280-ФЗ) предусмотрено, что в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков.
При этом указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).
По смыслу указанной нормы следует, что если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то указанные решения будут иметь приоритет перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре или лесном плане субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства Приволжского лесничества от 2003-2014 гг. земельный участок, расположенный в выделах 29,34, 39, 43, 54, 59 в квартале 71 Свияжского участкового лесничества входит в состав земельного участка лесного фонда РФ.
Согласно сведениям кадастрового учета все три спорных земельных участка имеют категорию "земли промышленности".
Как следует из представленных в деле документов, земельный участок с кадастровым номером 16:20:152301:2 поставлен на кадастровый учет 11.04.2005( площадь 6543 +/- 1415,61 кв.м), право собственности РФ зарегистрировано 22.08.2018.
Земельный участок из земель с неразграниченной формой собственности с кадастровым номером 16:20:152301:11 поставлен на кадастровый учет 20.07.2005, площадь 172 +/- 22,96 кв.м., договор аренды от 22.07.2008.
Земельный участок из земель с неразграниченной формой собственности с кадастровым номером 16:20:152301:12 поставлен на кадастровый учет 20.07.2005, площадь 1199 +/- 60,58 кв.м, договор аренды от 22.07.2008.
Согласно материалам землеустройства, как земельный участок 16:20:152301:12 расположен на землях Свияжского лесничества Приволжского лесхоза ЗМР, РТ, так земельный участок 16:20:152301:11.
При этом в форме 1.1 в соответствии с положениями Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра"и о порядке ведения ГЗК, в графе 8.3 отражены сведения о документе, на основании которого земельный участок был образован либо отнесен к указанной категории земель - Постановление СМ РСФСР N 696 от 05.06.1961.
Земельный участок с кадастровым номером 16620:152301:2 также отнесен к землям промышленности в качестве основания приведено разрешение КМ РТ N 12-60/379 от 30.04.2004, постановление Главы администрации Зеленодольского района РТ N 1041 от 06.08.2004.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 16:20:152301:12 и 16:20:152301:11 имеют разрешенное использование: обслуживание нефтепровода КППСОД и задвижка N 254 у р.Свияга и котлован для сбора нефти, амбар у р.Свияга, соответственно.
Как установил суд первой инстанции, указанные выше объекты отнесены к объектам нефтепроводного транспорта и принадлежат АО "Транснефть-Прикамье" на праве собственности.
Данное обстоятельство никем из сторон и лиц, участвующих в деле, не оспаривается.
Заявитель считает, что вышеперечисленные участки находятся на территории лесного участка квартал 71, выделы 29, 34, 54, 39, 43, 59.
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно указал, это не подтверждают того обстоятельства, что обособленные земельные участки АО "Транснефть-Прикамье" поставлены на кадастровый учет с нарушением установленных требований.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявляя требование о признании результатов межевания недействительными, истец должен доказать основания к этому, которые могут выражаться либо в проведении самой процедуры межевания с нарушением, вследствие чего могло возникнуть пересечение границ, либо отсутствие правовых оснований для межевания такого участка, т.е. отсутствие у лица, считающего себя правообладателем, права на распоряжение таким участком.
Доказательства отсутствия у ответчиков, предоставившего и получившего спорные земельные участки в пользование под размещение объектов нефтепроводного транспорта, истцом также не представлены.
В данном случае, как следует из материалов землеустройства, выполненных ОАО "РКЦ "Земля" на основании протокола N 20 заседания Бюро Совета Министров Татарской АССР от 23.06.1962, руководствуясь постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1961 N 696, было постановлено предложить Татарскому управлению лесного хозяйства и охраны леса произвести отвод Дирекции строящихся северо-западных магистральных трубопроводов Главнефтеснаба РСФСР 4,72 га земли гослесфонда в лесах 1 группы Свияжского лесничества Приволжского лесхоза под строительство нефтепровода с правом рубки леса.
Выпиской протокола заседания Совета Министров Татарской АССР от 27.03.1967 N 10 также удовлетворено ходатайство Дирекции строящихся северо-западных магистральных трубопроводов Главнефтеснаба РСФСР от 18.10.1961 об отводе под строительство третьего нефтепровода Альметьевск-Горький 34, 27 га земли колхозов "Приволжье", "имени Горького", "Совет" и "имени Тукая".
Постановлением Главы администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска от 15.03.2001 N 364 ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" в постоянное ( бессрочное) пользование переданы 6 земельных участков общей площадью 1.06 га.
Как следует из материалов дела, 12.04.2001 ОАО "СЗМН" на основании постановления от 12.07.1993 N 404 Кабинета Министров РТ и от 15.03.2001 N 364 Главы администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска был выдан государственный акт о предоставлении 2,06 га в постоянное (бессрочное) пользование в границах, указанных на чертеже для размещения производственных объектов.
Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района N 246 от 15.02.2008 предоставлено ОАО "СЗМН" являющемуся собственником объектов магистральных нефтепроводов согласно распоряжению Государственного комитета РФ по Управлению государственным имуществом от 29.09.2449-р, распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 16.12.2002 N 4301-р "О внесении изменений в акт оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 государственного предприятия - Производственное объединение северо-западных магистральных нефтепроводов".
Суд первой инстанции установил, что между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района и ОАО "СЗМН" 27.03.2008 был заключен договор аренды земельного участка N 04-04- 476, по условиям которого на основании постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 15.02.2008 N 246 в аренду сроком на 49 лет переданы 43 земельных участка из земель промышленности неразграниченной собственности общей площадью 86965, 31 кв.м, в том числе спорные земельные участки (N 17, 18 Приложения к Постановлению ИЗМР от 15.02.2008 N 246).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровый учет был осуществлен в отношении не лесного участка, а участка, категория которого была изменена путем отвода из состава лесных земель для нужд промышленности на основании распоряжений Совета Министров РСФСР и Совета Министров РТ в установленном на момент отвода порядке.
Доказательства того, что в дальнейшем было осуществлено изменение категории земель "промышленности..." на земли лесного фонда, либо уполномоченным органом было принято решение о возврате отведенных земель, в материалах дела отсутствуют.
Суд первой инстанции правомерно не принял при рассмотрении спора заключения Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 11, N12, из которых следует, что картометрическим способом (без выезда на место) произведено сопоставление местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:2 по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда. В результате такого сопоставления выявлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 16:20:152301:11, 16:20:152301:12 и границ земельного участка с кадастровым номером 16:20:152301:2, и расположение вышеуказанных участков на землях лесного фонда.
Сами по себе материалы лесоустройства не являются достаточными доказательствами принадлежности спорных земельных участков именно к землям лесного фонда.
Судом первой инстанции учтено, что доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что при постановке земельных участков на учет была допущена кадастровая ошибка (ошибка в сведениях), а также свидетельствующих о том, что в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН о спорном объекте допущена ошибка, воспроизведенная в дальнейшем в государственном кадастре недвижимости, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Довод заявителя о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением и неправильным применением норм материального, не нашел своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку, принимая во внимание изложенное, не опровергают законности принятого судом первой инстанции решения и основаны на неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 мая 2019 года по делу N А65-30051/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30051/2018
Истец: Департамент лесного хозяйство по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород
Ответчик: АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИКАМЬЕ", г.Казань, исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района
Третье лицо: **Министерство лесного хозяйства РТ, АО "Республиканский Кадастровый центр "Земля", АО "Республиканский Кадастровый центр", ГБУ Государственный архив Республики Татарсатн, Госудасрвтенный комитет Республики Татарстан по архивному делу, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, Кабинет Министров Республики Татарстан, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, г.Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань, ФГБУ "Рослесинфорг", ФГБУ "Рослесинфорг" казанский филиал, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регитрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань, Филиал Федерального госудпрственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регитрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань