г. Москва |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А41-10253/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Н.СЕЛЛА" - Аландаренко М.Ю., по доверенности от 17.08.2018, Зислина И.Л., по доверенности от 20.09.2017,
от заинтересованного лица по делу - Домодедовской таможни - Смирнов И.А., по доверенности от 14.05.2019
от третьего лица по делу - Центрального таможенного управления - Ханов Р.М., по доверенности от 26.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Домодедовской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 30.04.2019 по делу N А41-10253/19, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению ООО "Н.СЕЛЛА" к Домодедовской таможне о взыскании переплаты по налогу, третье лицо: Центральное таможенное управление,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Н.СЕЛЛА" (далее - истец, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне (далее - ответчик, таможенный орган) требованиями(с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений):
"1. Признать неправомерными действия должностных лиц Домодедовской таможни по корректировке сведений о товаре N 2 (а именно о размере подлежащей уплате суммы налога па добавленную стоимость) по декларации на товары N 10002010/041018/0069049.
2. Возложить на Домодедовскую таможню обязанность возвратить ООО "Н.Селла": сумму налога на добавленную стоимость в размере 2 961 945 рублей (два миллиона девятьсот шестьдесят одна тысяча девятьсот сорок пять рублей) 97 копеек, излишне уплаченную но ДТ N 10002010/250216/0009023, N 10002010/140416/0018982, N 10002o'l 0/290616/0033527, N 10002010/040816/0040665, N 10002010/120916/0048492, N 10002010/071116/0061103, N 10002010/191216/0071792, N 10002010/041018/0069049".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.04.2019 заявленные требования удовлетворены.
Домодедовская таможня не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Домодедовской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Н.СЕЛЛА" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица оставил разрешение жалобы на усмотрение суда.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в период с 25.02.2016 по 19.12.2016 ООО "Н.СЕЛЛА" на территорию Российской Федерации по ДТ NN 10002010/250216/0009023, N 10002010/140416/0018982, N 10002o'l 0/290616/0033527, N 10002010/040816/0040665, N 10002010/120916/0048492, N 10002010/071116/0061103, N 10002010/191216/0071792, а так же 04.10.2018 по ДТ N 10002010/041018/0069049 осуществлен ввоз медицинских изделий и принадлежностей к ним, относящиеся к следующим кодам ОКП:
1) 94 4450 - "Приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые"
2) 94 5220 - "Оборудование стоматологическое, зубопротезное, оториноларингологическое".
3) 94 4420 - "Аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые".
что подтверждается регистрационными удостоверениями и декларациями соответствия на данные медицинские изделия.
В целях выпуска товара декларантом произведена уплата налога на добавленную стоимость (НДС) по в общей сумме 2961945,97 руб., что подтверждается сведениями, отраженными в графе 47 указанных ДТ.
Считая данную сумму излишне уплаченной в связи с имеющейся льготой, ООО "Н.СЕЛЛА" обратилось в Домодедовскую таможню с заявлением о возврате уплаченного НДС в общей сумме 2961945,97 руб., приложив регистрационные удостоверения и декларации соответствия на данные медицинские изделия ввезенные по указанным ДТ.
Письмом от 25.12.2018 N 18-09/23963 Домодедовская таможня оставила без рассмотрения заявление Общества от 17.12.2018 о возврате денежных средств, сославшись на то, что оно не отвечает требованиям, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании; указав при этом что ООО "Н.СЕЛЛА" не инициировано внесение изменений в декларации на товары; отметив также, что общество в праве обратиться с заявлением о возврате авансовых платежей в Центральное таможенное управление.
Не согласившись с решением таможенного органа об отказе в возврате денежных средств, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению ввоз на территорию Российской Федерации и реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Как установлено в пункте 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, положения о применении льгот применяются при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В регистрационном удостоверении и декларации соответствия указывается код ОКП продукции, который для применения льготы должен совпадать с кодами ОКП товаров, включенных в Перечень льготной продукции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 19) и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1042).
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявленные обществом товары имеют следующие коды ОКП:
1) 94 5220 - "Оборудование стоматологическое, зубопротезное, оториноларингологическое";
2) 94 4400 - "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма";
3) 94 4420 - "Аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые";
4) 94 4450 - "Приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые".
Товары, имеющие данные коды ОКП, включены в Перечень льготной продукции согласно Постановлению N 19 и Постановлению N 1042.
Таким образом, вопреки доводам таможенного органа отдельные регистрационные удостоверения не оформляются в отношении принадлежностей к медицинским изделиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Пунктом 9 Правил установлено, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия (далее - заявление о регистрации) указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
В пункте 56 Правил установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что из положений статей 149, 150 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановления N 1042 не следует, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе завершенного и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении.
Необходимо также отметить, что из текста регистрационных удостоверений не следует, что вытекающие из них права, льготы и преимущества могут быть реализованы исключительно в случае предоставления одновременно всех поименованных компонентов изделия в совокупности.
При обращении в суд общество также представило подробный расчет со ссылкой в графе 11 на прилагаемые пронумерованные документы. Расчет и документы проверены судом и признаны обоснованными.
В соответствии со статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик подает в таможенный орган заявление и документы, подтверждающие права на возврат налога.
В соответствии с п. 2 ст. 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Однако, в статье 147 Федерального закона N 311-ФЗ не сказано, что к заявлению о возврате излишне уплаченного НДС должна быть приложена таможенная декларация с изменениями.
Таким образом, обязанность общества по внесению изменений в таможенную декларацию в целях возврата излишне уплаченного при таможенном оформлении НДС таможенным законодательством не предусмотрена. При этом, на декларанта возложена обязанность обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, приложив подтверждающие документы.
В соответствии с частью 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.
Аналогичные правовые нормы содержит Налоговый кодекс Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
На основании пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что обществом в таможенный орган представлены заявление о возврате и надлежащие доказательства наличия права на освобождение от уплаты НДС и документы, свидетельствующие об уплате таможенных платежей в полном объеме.
В заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом указаны сведения и приложены все документы, указанные в части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, а также инициирована процедура внесения изменений в декларации на товары, указан перечень вносимых изменений.
Вопреки доводам таможни общество в своем заявлении от 17.12.2018 просило таможенный орган провести мероприятия таможенного контроля в отношении таможенных деклараций и представленных документов и, при необходимости, принять решение и сообщить объем необходимой корректировки сведений, указанных в ДТ при ввозе товара.
В пункте 3 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в г. Москве 11.04.2017 (вступил в силу 01.01.2018) прямо указывается, что изменение сведений, заявленных в декларации на товары, производится по решению таможенного органа или с разрешения таможенного органа.
Основания и порядок внесения изменений и дополнений в декларации на товары утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289).
Исходя из Порядка N 298, внесение изменений производится по инициативе декларанта (раздел IV) или по инициативе таможенного органа (раздел V).
В обоих случаях пунктами 19, 21 Порядка N 289 установлено, что изменения в ДТ после выпуска товаров вносятся таможенным органом самостоятельно на основании принятого решения.
Соответствующая форма решения и требования о внесении изменений в ДТ утверждены в приложении N 1 и приложении N 2 к Порядку N 289.
При этом пунктом 25 Порядка N 289 установлено, что если декларантом не приложена КДТ или приложенная КДТ заполнена ненадлежащим образом, они заполняются должностным лицом таможенного органа.
Таким образом, на основании изложенного суд отклоняет доводы таможенного органа о несоблюдении обществом процедуры подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога.
Приведенные выводы согласуются с позицией Верховного суда Российской Федерации изложенной в определении от 08.04.2019 N 305-ЭС19-4270.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", при несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока возврата таможенных платежей, в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривался ли в отдельном судебном порядке отказ (бездействие) таможенного органа в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Несмотря на издание Приказа ФТС России от 24.08.2018 N 1329, процесс взаимодействия между таможенными органами не установлен, в то же время, частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании прямо предусмотрено, что заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, т.е. в Домодедовскую таможню.
Следовательно, Домодедовская таможня является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям и имеет возможность самостоятельно и (или) с привлечением технических средств ЦТУ исполнить решение суда по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, заявленные требования истца подлежали удовлетворению как законные, подтвержденные материалами дела и основанные на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Соответствие ввезенных принадлежностей кодам ОКП и ТН ВЭД подтверждается представленными ООО "Н.Селла" в Домодедовскую таможню регистрационными удостоверениями и декларациями соответствия, эти коды указаны непосредственно в самой ДТN 10002010/041018/0069049.
Таким образом, ввезенные обществом позиции по товару N 2 в ДТN 10002010/041018/0069049 включены в Перечень льготной продукции согласно Постановлению Правительства РФ N 1042 от 30.09.2015.
Согласно положениям Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регистрационное удостоверение может быть получено только на медицинское изделие. При этом в регистрационных удостоверениях Общества отдельно поименованы принадлежности к медицинским изделиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Пунктом 9 Правил установлено, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия (далее - заявление о регистрации) указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
В пункте 56 Правил установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
С учетом этого реализация принадлежностей к медицинским изделиям (а также их ввоз на территорию Российской Федерации) освобождается от налогообложения, если указанные принадлежности поименованы в регистрационном удостоверении на медицинское изделие.
Принадлежности, поименованные в регистрационном удостоверении на медицинское изделие (декларации соответствия), являются неотъемлемой частью этого медицинского изделия, ввоз принадлежностей на территорию Российской Федерации также освобождается от обложения НДС.
При этом не имеет правового значения, ввозятся ли данные принадлежности совместно с медицинским изделием или отдельно от него.
Следовательно, ввезенные Обществом принадлежности к медицинским изделиям, которые включены в Перечень медицинских товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, не подлежали в рассматриваемый период обложению НДС на основании подпункта 2 статьи 150 Налогового кодекса РФ.
Домодедовской таможней письмом от 25.12.2018 N 18-09/23963 отказано Обществу в возврате излишне уплаченных и излишне взысканных сумм НДС (т. 1 л.д. 19- 21).
В качестве одного из основания отказа Домодедовской таможней указано о необходимости предоставления корректировки декларации на товары (далее - КДТ).
Исходя из полученного письма от 25.12.2018 по существу поступившего от общества заявления, Домодедовская таможня выразила отказ в возврате заявленных обществом сумм налога.
Между тем, Домодедовской таможней не учтено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза от 12.04.2017 (далее - ТК ЕАЭС) возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
При этом возврат налога осуществляется по заявлению плательщика в соответствии со статьей 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" N 311-ФЗ от 27.11.2010 (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
Таким образом, в заявлении Общества от 17.12.2018 о возврате налога было изложено как обращение о проведении таможенного контроля в связи с заявлением о возврате, так и обращение о корректировке сведений в ранее поданных ДТ.
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем 3 пункта 12 Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленным Кодексом.
Исходя из установленного Порядка от 10.12.2013, внесение изменений производится по инициативе декларанта (раздел IV) или по инициативе таможенного органа (раздел V).
В обоих случаях пунктами 19,21 Порядка от 10.12.2013 установлено, что изменения в ДТ после выпуска товаров вносятся таможенным органом самостоятельно на основании принятого решения.
Соответствующая форма решения и требования о внесении изменений в ДТ утверждены в Приложении N 1 и Приложении N 2 к Порядку от 10.12.2013.
При этом пунктом 25 Порядка от 10.12.2014 установлено, что, если декларантом не приложена КДТ или приложенная КДТ заполнена ненадлежащим образом, они заполняются должностным лицом таможенного органа.
Кроме того, действующая редакция пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС (вступил в силу 01.01.2018) прямо указывает, что изменение сведений, заявленных в декларации на товары, производится по решению таможенного органа или с разрешения таможенного органа.
Однако Домодедовская таможня в связи с поступившим от общества заявлением мероприятий таможенного контроля не провела, решение о внесении изменений в ДТ не приняла.
Объем вносимых изменений в данном случае зависел от позиции Домодедовской таможни об удовлетворении, полностью или частично, заявления Общества о возврате излишне уплаченной суммы налога.
В своем письме от 25.12.2018 Домодедовская таможня, однако, не обосновала, по каким основаниям и в каком объеме необходимо внесение изменений и (или) дополнений в ранее поданные ДТ N 10002010/250216/0009023, N 10002010/140416/0018982, N 10002010/290616/0033527, N 10002010/040816/0040665, N 10002010/120916/0048492, N 10002010/071116/0061103, N 10002010/191216/0071792, в связи с излишней уплатой (взысканием) налога.
Таким образом, является необоснованным изложенный Домодедовской таможней в апелляционной жалобе довод о том, что обществом не соблюдена процедура подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм налогов, поскольку к этому заявлению не были приложены формы КДТ.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.04.2019 по делу N А41-10253/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10253/2019
Истец: ООО "Н.СЕЛЛА"
Ответчик: Домодедовская Таможня Россия, 142015, Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, ул. аэропорт "Домодедово", д строение 24
Третье лицо: Центральное таможенное управление РФ, Домодедовская Таможня
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18985/19
07.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18985/19
29.07.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11970/19
30.04.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-10253/19