г. Санкт-Петербург |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А56-27836/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Батагов А.Б. по доверенности от 12.09.2018
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15974/2019) ФГАОУ ВО "СПбПУ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2019 по делу N А56-27836/2019 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ФГАОУ ВО "СПбПУ"
к ГАТИ
об оспаривании постановления
установил:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" (ОГРН: 1027802505279, адрес: 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29; далее - ФГАОУ ВО "СПбПУ", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГАТИ) от 27.02.2019 N 1491 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40019 от 08.02.2019, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 120 000 руб.
Решением от 15.05.2019 суд первой инстанции изменил постановление ГАТИ от 27.02.2019 N 1491 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40019 от 08.02.2019 в части размера наказания, снизив размер штрафа до 90 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ФГАОУ ВО "СПбПУ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие вины в совершенном административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ФГАОУ ВО "СПбПУ" поддержал доводы апелляционной жалобы.
ГАТИ, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, сотрудниками Инспекции 05.02.2019 и 08.02.2019 проведена проверка по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, лит. АБ, лит. Щ, лит П. По результатам проверки составлены протоколы осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 05.02.2019 и 08.02.2019.
В ходе проверки выявлены нарушения требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, а именно: не произведены работы по очистке кровли здания от снега и наледи; на кровле здания зафиксированы сосульки, скопление снежных масс, размер и количество которых создают угрозу падения снежно-ледяных образований, причинения вреда, то есть Учреждением нарушен пункт 4.13 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N961).
По факту выявленных административных правонарушений Инспекцией составлены протоколы от 08.02.2019 по делам об административных правонарушениях N N 40019, 40020, 40021.
Определением от 27.02.2019 Инспекция объединила дела об административных правонарушениях N N 40019, 40020, 40021 от 08.02.2019 в одно производства с присвоением объединенному делу N 40019.
Рассмотрев материалы административного дела, Инспекция вынесла постановление от 27.02.2019 N 1491 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40019 от 08.02.2019, которым привлекла Общество к административной ответственности по части 5 статьи 20 Закона N 273-70 с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Учреждение оспорило вынесенное постановление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения; несоблюдение порядка привлечения заявителя к административной ответственности суд не установил, при этом, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, суд изменил оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, снизив его до 90 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 5 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Требования в сфере благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания, территорий объектов благоустройства в Санкт-Петербурге, установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
В соответствии с пунктом 1.1 приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
Согласно пункту 2.3.1.1 приложения N 5 к Правилам 961 мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе зимнюю уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства.
С 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен на основании распоряжения Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (пункт 4.1 приложения N 5 к Правилам N 961).
Целью зимней уборки территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи (пункт 4.2 приложения N 5 к Правилам N 961).
Для предотвращения падения сосулек и наледей с кровель и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая элементы благоустройства. Сброшенные с кровель и иных поверхностей объектов недвижимости снег и наледь формируются в снежные валы в прилотковой зоне. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов. В течение трех часов после сброса снега требуется обеспечить зачистку территорий, на которые сбрасывается снег (пункт 4.13 приложения N 5 к Правилам N 961).
Анализ вышеизложенных требований Правил N 961 позволяет сделать вывод о том, что Учреждение было обязано обеспечить регулярную уборку кровли вышеуказанных зданий от снега и наледи.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в нарушение вышеприведенных требований Правил 961, данные обязанности Учреждением надлежащим образом не были исполнены, а именно было выявлено неосуществление работ по очистке кровли здания от снега и наледи: на кровле здания зафиксированы сосульки (снежные массы), размер и количество которых создают угрозу падения снежно-ледяных образований, причинения вреда.
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Учреждение не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о заключении Учреждением договора на очистку кровель от 09.01.2019 N 306/18-Д, что свидетельствуют о принятии заявителем всех зависящих мер по предотвращению правонарушения, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно им отклонен.
Заключение договора от 09.01.2019 N 306/18-Д на выполнение работ по очистке кровель зданий Учреждения от снега, наледи и сосулек с ООО "ГосКонтракт" само по себе не может свидетельствовать о принятии всех мер для предотвращения правонарушений, поскольку Учреждение как заказчик по договору обязано осуществлять контроль и надзор за выполнением работ на объектах (п. 1.3 Договора).
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции в соответствии с правилами статьи 1.7 КоАП РФ изменил постановление ГАТИ в части размера штрафа, уменьшив назначенную Обществу санкцию до 90 000 руб.
ГАТИ решение в данной части не оспаривает.
По мнению апелляционного суда, назначенное Учреждению наказание в размере 90 000 руб., отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 мая 2019 года по делу N А56-27836/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27836/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Третье лицо: ООО "ПИРОГОВЫЙ ДВОРИК"